Наш народ — вершитель своей судьбы и судьбы своей страны

Глаз, А. Наш народ — вершитель своей судьбы и судьбы своей страны / Анатолий Глаз ; беседовала Наталья Тышкевич // СБ. Беларусь сегодня. — 2024. — 19 апреля. — С. 1, 8—9.

Делегат всех ВНС Анатолий Глаз: «Наш народ — вершитель своей судьбы и судьбы своей страны»

Про таких, как Анатолий Глаз, говорят: вся жизнь на виду. Пройден путь от главного агронома колхоза до заместителя председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации в Палате представителей Национального собрания. Его гражданское кредо — «Служить своему народу и своей стране!» — незыблемо. Почти полвека — депутатский стаж. Он немало сделал для развития и родной Могилевщины, и страны в целом, всей душой и сердцем болея за ее будущее. Анатолий Тихонович один из немногих, кто был делегатом всех шести Всебелорусских народных собраний. Избран он и в седьмой раз.
 

— Родились вы в 1951 году. Какой вкус у послевоенного детства?

— Мерзлой картошки… Я из деревни Калатичи Глусского района. Поскребыш — седьмой в семье. Жили, мягко сказать, небогато, хотя и работали все. Трудностей нам с лихвой хватило. Но они нас закалили. И через всю жизнь я пронес понимание, что большего ужаса, чем война, нет.

— Что отец рассказывал про то грозное время?

— Его призвали в 1944 году. Воевал на 3‑м Белорусском фронте. Был связистом батальона. Под Кенигсбергом тяжело ранен: разрывная пуля попала в ногу. Вот тут и пригодилась трофейная простыня. Примерно с километр еще полз. В госпитале сразу вынесли вердикт — ампутация. Но молодой врач рискнула и практически без анестезии по косточкам собрала ногу. Из госпиталя вышел в августе 1945 года.

— Свой первый заработанный рубль помните?

— С 14 лет денег у родителей уже не брал. Наоборот, им давал. После 7‑го класса на каникулах подрабатывал в Глусском ПМК мелиорации. Когда пришел устраиваться на работу, директор, глядя на меня, коротышку (это потом я за год вымахал на 20 сантиметров), пообещал взять, если приведу друзей. Мы плели арматуру для железобетонных изделий и зарабатывали бешеные по тем временам деньги. В первую зарплату получил 105 рублей! Пенсия у отца и мамы была по 30.

После 8‑го класса уже работал на стройке, бетон мешал. 9 — 10‑й классы был помощником киномеханика: 80 рублей плюс прогрессивка. Но и от домашней работы никто не освобождал: принести воды, накосить сена, наколоть дров…

— А еще овец пасли…

— Вместо отца и в младших классах. Завидовал ребятам: они все лето прохлаждались. Зато я столько книг перечитал! У овец-то свой распорядок (улыбается): днем обязательный двухчасовой тихий час. Я же в это время зачитывался военной тематикой, любил и фантастику.

— Почему выбор пал на Белорусскую сельскохозяйственную академию?

— Поскольку я был победителем областной олимпиады по химии, поехал в Ленинград поступать в технологический институт на физико-химическое отделение. Прошел медкомиссию, но в самый последний момент понял, что не мое это. Село я люблю больше! Забрал документы — и сразу в Горки. Успел на второй поток, выбрав факультет экономики и организации сельского хозяйства.

— Ну и тут не все сразу сложилось…

— Конкурс был большой — почти пять человек на место. Сдал два экзамена на 4 и 5. И… не поступил. Вернулся домой и устроился заведующим сельским клубом. А через месяц пришел вызов: зачислен.

Октябрь, 1996 год. Во время первого Всебелорусского народного собрания.

— На экономическом факультете в БГСХА учился и Александр ­­Лукашенко. Не пересекались в студенческих коридорах?

— В академии — нет: я в 1974‑м уже окончил, а Александр Григорьевич чуточку позже поступил. Но более 45 лет мы с ним знакомы по комсомольской линии. В мою бытность вторым секретарем обкома комсомола он возглавлял один из лучших комитетов комсомола (с правами райкома) в Могилеве.

— Почему вы, ленинский стипендиат, распределились в колхоз? Могли выбрать любую точку на карте большого Советского Союза.

— Хотел себя уважать. Без опыта нечего претендовать на министерство или НИИ… Да и малая родина для меня не пустой звук. Вот я и выбрал колхоз имени Чапаева в Глусском районе: был там на практике. И хотя по диплому я экономист, работать пошел главным агрономом.

— Ну и как сработали?

— Неплохо. В 1974 году впервые в истории района получили 30 центнеров зерна с гектара. До этого было 17 — 18 центнеров.

— Как поменяли хлебную ниву на работу в комсомоле?

— С неохотой. Из колхоза я уходить не хотел. Тогда меня вызвали на бюро райкома, чтобы… исключить из партии за непонимание роли коммуниста. Пообещали, что через год дадут любой колхоз. Я согласился, решив все же переиграть вопрос на собеседовании в обкоме партии. Там же заведующий отделом оргпартработы Анатолий Тихонович Любченко сказал коротко и ясно: «Думаю, что ваше несогласие связано с незнанием той работы, которая вам предстоит. Желаю успехов!»

— В 33 года вы уже председатель Бобруйского райисполкома. Затем были Белыничский райком КПБ, ЗАО «Бобруйскмебель»…

— Да, почти четыре года был заместителем генерального директора по коммерческим вопросам. Работать в лихие 90‑е было нелегко: рвались связи, менялись таможенные правила. Но мы выстояли: сохранили и предприятие, и рабочие места.

— А как во второй раз стали председателем Бобруйского райисполкома?

— Удивительным даже для себя образом. После того как депутаты Бобруйского райсовета не поддержали предложенную ранее кандидатуру, председатель Могилевского облисполкома Александр Николаевич Куличков спросил, кого бы они хотели видеть на этой должности. Они и назвали меня. И о своем согласовании я узнал от коллег, а они — из выпуска новостей.

— Будучи депутатом Палаты представителей, на сайте райисполкома и в каждом общественном центре своего округа вы указывали номер своего мобильного телефона. Зачем?

— Ну уж точно не ради популизма. Чтобы упростить контакт с избирателями и оперативно реагировать на их просьбы. В месяц было по 5 — 6 звонков. Плюс личные приемы. Вопросы должны решаться! По-другому просто не могу.

— Зачем председателю райисполкома кандидатская степень?

— Владимир Григорьевич Гусаков (кстати, также выпускник экономического факультета нашей академии), вспомнив мои студенческие заслуги и красный диплом, подал идею о научной работе. Темой стала агропромышленная интеграция с выходом на конечный результат. Сегодня по такой схеме работают многие предприятия.

— Будучи зампредом облисполкома, вы занимались обустройством мемориала в деревне Борки Кировского района.

— Это областная Хатынь. Тогда было известно 112 сожженных деревень, сейчас уже 116. 15 июня 1942 года в Борках каратели сожгли и расстреляли 2027 мирных жителей. К слову, эта трагедия стала основой для повести «Каратели» Алеся Адамовича. В 2004 году мы открыли первую очередь, затем был 2008‑й… В 2020 году ­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко принял участие в церемонии открытия всего мемориального комплекса.

— Тема геноцида белорусского народа сейчас актуальна как никогда.

— У подрастающего поколения зачастую слишком смутное представление о войне. И это не их вина, а тех, кто уменьшил количество часов на изучение истории в школе. Надо категорически пресекать все попытки фальсифицировать события и итоги Второй мировой войны. Возьмите Украину: в 1994 году там переписали учебники истории, а через 20 лет начался Майдан. Кто не знает прошлого, у того нет будущего. Нам во что бы то ни стало надо сохранить историческую память.

— С 2018 года вы возглавляете Могилевскую областную организацию ветеранов.

— В ней почти 230 тысяч человек. И под нашей эгидой реализуется ряд проектов. К слову, на этом посту я сменил Анатолия Любченко. Так, в 2021 году вместе с учащимися создавали макеты сожженных в области деревень. Сейчас завершаем работу над написанием районных книг трудовой славы советского периода. К 80‑летию освобождения Беларуси и 80‑летию Великой Победы объявлен конкурс и на изготовление копий медалей (а затем и орденов) времен Великой Отечественной войны.

— «Вахта Памяти» в Могилеве — ваша идея.

— И этому церемониалу уже 40 лет! За право стоять у Вечного огня соревновались целыми классами. Почетный караул ни на один день (даже во время развала СССР) не прекращал свою вахту.

— Как воспитать патриота?

— Чтобы остаться народом, а не стать населением, мы должны помнить историю, гордиться ею и знать своих героев. Память — именно тот фундамент, без которого патриотизм невозможен.

Перевирание же исторической правды — сатанизм. Равно как и ненормативная лексика. Патриотические идеи матом не выразить. Я уже не говорю о христианских и библейских постулатах. Это как антимолитва. И это одна из линий диверсии против страны.

— Верите в Бога?

— Без веры нельзя. Все же нечто над нами есть. Бог — это добро и любовь. Первые камни в Свято-Иверский храм в Бобруйском районе и в Спасо-Преображенский (главный храм епархии в Могилеве) заложил собственноручно. В Глусском районе участвовал в восстановлении церкви XVII века, в которой меня крестили. Там и кинотеатр был, и ресторан, а сейчас снова проходят службы. С друзьями подарили храму пять малых колоколов. Осталось отлить большой — и звонница готова.

Фото на память: третье Всебелорусское народное собрание. Март, 2006 год.

— Как вы, кандидат экономических наук, доцент, оцениваете работу наших предприятий в условиях санкций?

— ­­Президент правильно сказал: главное — не паниковать. Санкции — отличная возможность развивать экономику. И они нам здорово помогли. Склады освободились, предприятия не закрылись. Импортозамещение рвануло вперед, усилив нашу импортонезависимость. И эта работа должна быть системной! Из минусов — то, что потеряли некоторые европейские рынки. Но на смену им приходят азиатские и африканские.

— Как гармошка, а затем и гитара появились в вашей жизни?

— Отец отлично играл на гармони. Но когда я подрос, трофейный инструмент, который он привез с войны, уже рассыпался из-за старости. Бывая в райцентре, мы всегда заходили в культтовары, чтобы полюбоваться на выставленные там гармони. Однажды отец не удержался и спросил: «Хочешь такую?» А кто ж откажется? Он только получил пенсию и 28 рублей из 30 отдал за инструмент. Я потом неделю не слезал с печи: учился играть.

Так в школе появился пятиклассник-гармонист. Потом, будучи постарше, организовал с друзьями Калатичское общество танцев — КОТ. Когда поступил в академию, ребята пригласили в ВИА экономического факультета. Позже стал его руководителем. Нужна была хоть какая-то музыкальная грамота. Вот в академии на факультете общественных профессий я за 1,5 года и окончил курсы по баяну.

— Музыка же с вами и сейчас.

— Играл, работая в райкоме комсомола. Будучи зампредом Могилевского облисполкома, переговорил с ребятами-афганцами, выступавшими в ансамбле «Каскад», предложив им снова играть. В один из дней с ними на сцену вышел и я.

— Детьми гордитесь?

— Конечно! Сын — дипломат, дочь — детский врач. И воспитывал я их так же, как и меня: в труде и строгости. Я был первым секретарем райкома партии, а дочка Ирина на каникулах работала на птицеферме, каждый день (без выходных) вставая в пять утра. Сын Анатолий в 10‑м классе уже подрабатывал на комбайне и, как все, приходил домой за полночь.

— Не обижаетесь, когда европейские СМИ называют Анатолия «сыном сторонника ­­Лукашенко».

— Горжусь. Я и не скрываю, что в команде ­­Президента вместе с подавляющим большинством белорусов, которые каждодневно работают на благо страны.

— С супругой вы уже золотую свадьбу отметили, а познакомились-то где?

— В Горках, в академии. На третьем курсе, хотя и жили в одном общежитии. На пятом поженились. Валентина, как жена декабриста, девять раз со мной переезжала. Она — фундамент, тыл, опора… (И тихонько запел.) «Домой иду, как на свидание…»

— Вы делегат всех семи Всебелорусских народных собраний. В чем их значимость?

— ВНС — одна из важнейших и особых форм народовластия в Беларуси. И идет это со времен народного вече, когда славяне гласно и открыто обсуждали и решали насущные вопросы. Так и должно быть. Наш народ — вершитель своей судьбы и судьбы своей страны.

К тому же и третья статья Конституции гласит: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ». Конституцией и Законом «О Всебелорусском народном собрании» определена и концепция ВНС. Вместе решали, вместе и ответ держать будем.

— Давайте вернемся в октябрь 1996 года.

— Беларусь как независимое государство делает первые шаги. Ситуация сложная. Заводы стоят, продуктов не хватает, инфляция почти 250 процентов, дефицит госбюджета. Да и политически неспокойно: к власти рвутся те, кто в реальной жизни палец о палец не ударил для блага страны. Куда идти, как развиваться и отстаивать свою независимость… Во Дворце спорта (больше зала не было) собрались почти пять тысяч человек. Итогом стало принятие первой в истории суверенной Беларуси Программы социально-экономического развития страны на пятилетку: экспорт, строительство жилья и развитие агропромышленного комплекса.

Доклад ­­Президента — «Только народ вправе решать свою судьбу» — определил общественно-политическую жизнь Беларуси. С позиции тех лет все больше убеждаюсь, насколько своевременным было то Собрание.

 — Шесть ВНС — шесть стратегий развития…

— Каждое последующее Собрание было логическим продолжением предыдущего. На втором (2001 год) ставку сделали на инновации, инвестиции и импортозамещение. За пять лет удалось практически остановить галопирующую инфляцию, сократить дефицит госбюджета.

Третье Собрание (2006 год) — и курс на программное обновление экономики, модернизацию не отдельных предприятий, а целых отраслей.

Четвертое ВНС (2010 год) наметило новые ориентиры — развитие высокотехнологичных производств, вхождение в топ-50 стран с наивысшим индексом развития человеческого потенциала.

Программа пятого (2016 год) — повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, инвестиций…

Шестое ВНС (2021 год): в приоритете стабильность общества, наращивание социального капитала. На диалоговых площадках, которые впервые работали по стране, было собрано несколько десятков тысяч предложений.

— Шестое собрание проходило после непростого для нашей страны 2020 года.

— Понятно, что к перевороту недруги готовились не один год. Без изоляции Беларуси с Россией они бы не справились. Им нужен был форпост, то есть наша страна. В том, что дети, польстившись на пять долларов, вышли на улицы, виноваты и мы, взрослые. Обращая первостепенное внимание на то, какой фирмы у них кроссовки и какой модели телефон, мы упустили вопросы воспитания. Между мирным развитием и хаосом — очень тонкая грань. Нельзя сегодня разрушить, а завтра заново восстановить.

Митинг в защиту независимости Беларуси мы провели и в Могилеве. Собралось более 10 000 человек. Я вышел с гитарой, и началась наша акция с песни «Родина, наша милая Родина». Что может быть дороже Отчизны?

— Социальное государство — это…

— Национальный бренд Беларуси! Такого концентрированного воплощения заботы я не встречал ни в одной из стран. И когда ­­Президент впервые (к слову, на первом ВНС) сказал о социально ориентированной рыночной экономике, многие это восприняли как нечто нереальное и несовместимое. Даже подшучивали. Теперь же мы видим, как Глава государства был прав.

— ­­Президент сказал: «Любимую не отдают». Что для вас Беларусь?

— Это вся моя жизнь — Родина, дети, родители… Это все то, что мне удалось сделать за сознательную жизнь и чем я горжусь. В каждом районе найдется то, в чем я лично принимал участие. Ремонт областного театра, Дворца спорта, строительство ледового дворца и Дворца гимнастики, онкодиспансера и детской больницы, реконструкция областной больницы, дворцов Потемкина в Кричеве и Булгакова в Жиличах….

— В Шкловском районе вас даже называли главным прорабом.

— Да, многое там пришлось возводить и курировать, начиная с республиканских «Дажынак» 1999 — 2000 годов.

— Каким видится союз Беларуси и России?

— Плодотворным и созидательным. Договор, подписанный 2 апреля 1996 года, — исторический и судьбоносный. Это тот фундамент, на котором мы вошли в третье тысячелетие.

— В составе делегации тогда в Кремле были и вы.

— Да, был свидетелем того, как Александр ­­Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России.

Многое уже сделано, но и немало еще предстоит. Пора снимать оставшиеся барьеры и ограничения на путях торгово-экономического сотрудничества. Нужны новые крупные совместные проекты по производству импортозамещающей, высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Надо активнее объединять усилия по продвижению нашей продукции на рынки третьих стран, по максимуму кооперируясь в промышленности и исключая конкуренцию между собой на рынках ЕАС.

Экономические, политические, военные и социокультурные связи между нашими странами с каждым годом становятся только крепче. Особенно это стало понятно с началом СВО.

— Вернется ли когда-нибудь Украина в наш славянский союз?

— Однозначно вернется, но думаю, что нескоро. Первый клин в наши отношения был вбит еще в 90‑х годах, когда за деньги Сороса там были переизданы учебники истории. В них Россия — агрессор и эксплуататор. И как мудро поступил наш ­­Президент, указав этому заокеанскому благодетелю на дверь. Затем был 2004 год: Янукович победил на выборах. Но верховный суд Украины (вот уж где коррупция) аннулировал результаты и назначил третий тур. И в лидерах уже Ющенко — сын бандеровца. Этим все сказано.

Не лучшим президентом был и Янукович. Когда началась смута, он не взял автомат, как наш Глава государства, и не встал на защиту своей страны, а предпочел бегство. Нынешнее руководство Украины и вовсе неофашистское, ненавидящее даже свой народ.

— Какие вопросы волнуют вас сейчас?

— Ответственность принятия решений каждого на своем месте. Боишься? Незачем идти в руководители и во власть! И в то же время должно быть неотъемлемое право на риск и ошибку. Особенно в сегодняшних условиях. Нельзя видеть корысть в каждом решении руководителя, которое сразу не дало ожидаемых результатов.

Нужно значительно увеличить полномочия и права местных органов власти, чтобы они могли свободнее (и оперативнее) действовать. Надо избавляться и от засилья нормативно-инструктивной «паутины», идущей из всех ведомств республики по совершенно незначительным хозяйственным и организационным вопросам.

— С каким настроением идете на седьмое Собрание?

— С рабочим! Многое придется принять и переосмыслить. Уверен, что Концепция национальной безопасности, исходя из реалий (к сожалению), будет пунктом № 1. Безопасность — это не только вооруженные силы, это экономика, политика, социальное единство, патриотизм… У спокойной и независимой жизни много аспектов.

tyshkevich@sb.by