Степутенко, Н. Вместе за чистый воздух / Наталья Степутенко // Зямля і людзі. — 2024. — 25 верасня. — С. 9.
В минувшее воскресенье, 22 сентября, прошла традиционная общереспубликанская акция «День без автомобиля «Беларусь за чистый воздух».
В этот день в нашей области, как и по всей стране, организуют велопробеги, раздают листовки, проводят тематические выставки, конкурсы и многие другие экологические активности. Акция «День без автомобиля» не просто призывает на время отказаться от использования транспорта, потребляющего углеводородное топливо, но и обращает внимание общественности на качество атмосферного воздуха.
В нынешнем году акции уделили большое внимание на уровне Министерства — и приуроченные к ней мероприятия прошли особенно масштабно.
Так, в Могилеве в городском парке культуры и отдыха Подниколье был организован экологический фест «Городская мобильность». Праздник собрал более 2 тысяч человек. Организаторы постарались сделать экофестиваль интересным, познавательным и по-настоящему запоминающимся: здесь нашлось место и велопробегу, и скандинавской ходьбе, и многочисленным спортивно-игровым площадкам, и экологической выставке. Игры, интерактивы, беспроигрышная лотерея, а также концертно-развлекательная программа способствовали прекрасному настроению всех участников.
На открытии праздника присутствовали заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Иван Приходько, первый заместитель председателя Могилевского городского исполнительного комитета Игорь Бушлеков, первый секретарь Могилевского областного комитета ОО «БРСМ» Александр Саксонов, председатель областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Константин Тепляков.
— Конечно, все мы прекрасно понимаем, что в современном ритме жизни полностью отказаться от использования автомобиля невозможно, — отметил во время открытия экологического феста заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Иван Приходько. — День без автомобиля призван напомнить о влиянии транспорта на качество атмосферного воздуха и о важности выбора альтернативных средств передвижения. Впервые такая акция в Беларуси была проведена в 2008 году — и, надо сказать, наши жители очень активно ее поддержали. И теперь ежегодно 22 сентября мы призываем всех граждан по возможности отказаться от использования своего автомобиля и тем самым внести свой вклад в сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Ведь, по расчетам наших специалистов, если каждый второй автомобилист хотя бы на один день откажется от использования своего топливосжигающего автомобиля, это позволит сократить выбросы на 440 тонн в год. Мне приятно видеть, как могилевчане активно на собственном примере показывают правильное отношение к окружающей среде. Потому что только так, только вместе, объединив усилия на всех уровнях, мы можем сохранить то экологическое благополучие, которое есть в нашей республике.
Тематические мероприятия, приуроченные к акции «День без автомобиля», прошли в этот день не только в областном центре, но и по всей Могилевщине. Например, в Белыничах провели молодежный забег и соревнования по большому теннису, в Климовичах и Славгороде — освободили дворовые территории от бесхозных транспортных средств, а в Кличеве устроили челлендж «Неделя на велосипеде» и конкурс на лучшую стилизацию велосипеда. В учреждениях образования области были организованы тематические информационные часы, конкурсы детских рисунков, конкурсы видеороликов. Часы информирования на тему «День без автомобиля» прошли в трудовых коллективах предприятий. Жители городов и районных центров участвовали в велопробегах и других спортивно-массовых мероприятиях, агитировали отказаться от автомобиля в пользу пешего и велосипедного способов передвижения.
Впрочем, не стоит слишком демонизировать автомобильный транспорт. В областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды нам рассказали, что современные автомобили гораздо экологичнее своих предшественников, и выбросов загрязняющих веществ от них, в сравнении с прошлыми десятилетиями, стало меньше.
— В прошлом объем выбросов загрязняющих веществ в воздух от автотранспорта превышал в 1,5 раза объем выбросов от заводов. Сейчас ситуация изменилась, — говорит начальник отдела контроля за охраной и использованием атмосферного воздуха и водных ресурсов областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Челочев. — Это связано с повышением экологического класса автомобилей. Если советские автомобили были вообще без экологического класса, то сейчас на дорогах можно увидеть 2-й, 3-й, 4-й и 5-й классы, у которых выбросы в десятки раз меньше, чем у автомобилей прошлого. И цифры говорят сами за себя: если от заводов на сегодня выбросы составляют 53 тысячи тонн, то от транспорта — чуть больше, чем 38 тысяч тонн. Так что ситуация улучшается, даже несмотря на то, что автомобилей со временем стало значительно больше. Если раньше выбросы от транспорта составляли порядка 70% в общем объеме выбросов в атмосферный воздух, то сейчас, как видим, выбросов от транспорта даже меньше, чем от предприятий.
— Так, может, предприятия стали «чадить» больше?
— Вовсе нет. Если в 1990 году выбросы от стационарных источников в области были порядка 200 тысяч тонн, то на сегодня — 53 тысячи тонн. Почти в 4 раза меньше.
— Тогда за счет чего автомобили сейчас меньше загрязняют воздух?
— Усовершенствовались двигатели и системы очистки выхлопных газов, повысилось качество автомобильного топлива и возросли требования к нему.
— Тем не менее, автотранспорт по-прежнему вносит свою лепту в загрязнение воздуха. Как жители нашей области поддержали акцию «День без автомобиля»?
— В первую очередь — оставили свой автомобиль дома. В этом году День без автомобиля выпал на выходной, так что служебный транспорт большинство людей уже не использовали. Оставалось только с личного автомобиля пересесть на экологичные виды транспорта — велосипед, самокат, скейтборд, либо прогуляться пешком. В крайнем случае — приехать на автобусе, чтобы поддержать акцию.
Справка
Экологический класс автомобиля определяется стандартами Евросоюза по выбросам вредных веществ. Эти нормы характеризуют количество загрязняющих воздух веществ, выбрасываемых автомобилями, таких как диоксид углерода, углеводороды, оксиды азота и твердые частицы (PM). Чем ниже уровень выбросов, тем выше экологический класс автомобиля.
Документы, связанные с регламентацией выбросов транспортными средствами ядовитых веществ, начали появляться в 1992 году. Первый стандарт, ограничивающий объем вредных выбросов, назывался Евро 1. Несколько лет спустя был принят второй стандарт, Евро 2, содержащий еще более жесткие нормы. В последующем благодаря активной деятельности природозащитных организаций возникли третья, четвертая и пятая редакции экологических стандартов.
Наталья СТЕПУТЕНКО
ФОТО автора