Пинчук, Н. Н. По улицам родного города / Н. Н. Пинчук // Выхаванне і дадатковая адукацыя. — 2024. — № 9. — С. 44—46.
Реализация краеведческого экскурсионно-познавательного проекта в современных условиях
Социокультурная направленность воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей и молодежи заключается в обеспечении успешной социализации личности ребенка в современном обществе, подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни, принятию ответственных решений и исполнению гражданского долга. Такие ориентиры являются основой целеполагания при организации воспитательной работы в Центре творчества детей и молодежи “Родничок” г. Могилева и определяют гражданское и патриотическое воспитание как важнейший вектор деятельности педагогического коллектива.
На протяжении двух десятилетий в учреждении успешно реализуются проекты экскурсионно-познавательной направленности, в которых учащиеся, выступая в роли исследователей, знакомятся с заданным или самостоятельно разработанным маршрутом по родному краю. За это время апробировано множество вариантов подобных активностей:
■ реальные;
■ виртуальные;
■ маршруты с элементами спортивного ориентирования по городу и в залах музейных экспозиций;
■ комбинированные маршруты; и другие.
В практике работы каждого учреждения дополнительного образования такие проекты, без сомнения, находят свое применение. Чтобы они не теряли свою актуальность и оставались популярными у детей, необходимо обновлять механизм их реализации, использовать нестандартные методические приемы, новые формы работы и варианты коммуникации. В данном ключе был обновлен и проект “Могилев — мой город”, успешно реализуемый под руководством педагогов “Родничка”.
Прежде всего, сделан упор на широкое применение информационно-коммуникационных технологий, чтобы привнести в проектную деятельность элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, способствовать развитию умения ориентироваться в информационном потоке. В качестве основных направлений использования ИКТ задействованы:
✓ социальные сети “ВКонтакте” и “Инстаграм” как самый удобный и быстрый способ размещения анонса о проекте, инструкций по прохождению этапов, координации действий команд и освещения итогов прохождения исследовательского маршрута;
✓ информационные интернет-ресурсы для самостоятельного поиска материалов на экскурсионном этапе проекта;
✓ платформа сервиса Online Test Pad для разработки интерактивной онлайн-викторины конкурсного этапа. Важным достоинством Online Test Pad является мгновенная обработка результатов. Учащиеся отвечают на вопросы онлайн-викторины и сразу получают данные, которые отражают количество набранных баллов из максимально возможных, позволяют просмотреть вопросы, в которых были допущены ошибки, а также увидеть рейтинг всех участников викторины;
✓ конференц-платформа ZOOM как средство коммуникации с учащимися в ходе проведения онлайн-викторины. Это позволяет активизировать ребят и контролировать работу команд.
Следующим аспектом обновления проекта стала меньшая регламентация действий участников, что способствовало уменьшению готовой информации и увеличению объема самостоятельной работы детей в тех формах, которые вызывают интерес, доступны им. В частности, добавились элементы квест-игры, которые популярны у современных подростков.
Кроме этого, педагоги-организаторы обратили внимание на сроки реализации проекта. Традиционно это был проект шестого школьного дня, однако его распространение и на период каникул сделало данную активность более доступной и комфортной для всех категорий участников.
Обновленный проект “Могилев — мой город” вошел в практику воспитательной работы центра творчества и активно используется педагогами.
Цель проекта: популяризация исследовательской и экскурсионной деятельности как основы и средства воспитания национального самосознания, гражданственности и патриотизма у детей и учащейся молодежи.
Задачи:
■ формировать у учащихся интерес к изучению истории родного края;
■ развивать интеллектуально-творческие способности, умение продуктивно взаимодействовать в процессе коллективной деятельности;
■ стимулировать познавательную активность, развивать исследовательские навыки учащихся.
Участники проекта: команды учащихся VIII—IX классов учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи г. Могилева (состав команды — 3 человека).
Характеристики проекта: по срокам реализации проект краткосрочный, состоит из двух этапов — экскурсионного и конкурсного. Анализ результатов реализации проекта включает обмен мнениями, отзывы и рефлексию.
Подготовительная работа:
✓ разработка положения проекта “Могилев — мой город”;
✓ размещение анонса проекта, инструкций по прохождению этапов и последующее освещение реализации проекта и итогов в новостной ленте группы “ВКонтакте” и средствах массовой информации;
✓ разработка вопросов для конкурсного этапа проекта. Оформление интерактивной онлайн-викторины на платформе сервиса Online Test Pad;
✓ организация ZOOM-конференции.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Этап I — экскурсионный
Команды учащихся в сопровождении педагога совершают экскурсию по заданному маршруту. Организаторами разработаны три радиальных пеших маршрута по центральной части города.
Пример варианта маршрута: площадь Ленина (подземный переход) — бульвар Ленина (пересечение с улицей Миронова) — улица Ленинская (от лицея БРУ им. Л. Е. Маневича) — площадь Звезд — Комсомольский сквер — улица Первомайская (до пересечения с проспектом Мира) — площадь Ленина.
Так как экскурсионный этап проходит на каникулах, участники сами решают все организационные вопросы: время выхода, протяженность и продолжительность маршрута, количество экскурсионных выходов и др.
В ходе экскурсии дети знакомятся с историческими объектами, памятниками архитектуры, природы, объектами, отражающими культурную и общественную жизнь города. Сами выбирают предмет наблюдения и самостоятельно изучают каждый “экспонат”, обращаясь к тематической литературе, интернет-источникам, к помощи педагогов. Итогом работы на данном этапе становится фотоотчет, отражающий эмоциональный настрой участников маршрута, их искренний интерес к истории и культуре родного города, а также мастерство фотографов, креативность ребят.
Этап II — конкурсный
Предполагает участие в онлайн-викторине. Все инструкции по работе на данном этапе размещаются в новостной ленте группы “ВКонтакте”. Для выполнения заданий командам необходимо подключиться к конференции ZOOM, где в общем чате предоставляется ссылка (QR-код) на платформу сервиса Online Test Pad и организуется работа в прямом эфире с включенной камерой и выключенным звуком. Такие условия позволяют организовать контроль за работой каждой команды, создать атмосферу конкурсного соперничества. В ходе онлайн-викторины участники определяют объекты, изученные на маршруте, по предложенным фоторебусам. В их основу могут быть положены внешние признаки объекта, историческая информация, ассоциативный ряд и т. п.
Например, чтобы определить площадь Ленина, представляются 4 картинки: брусчатка, базарная торговля, воз сена, математическая формула. Алгоритм рассуждения: брусчатка — ассоциативно городская площадь, исторически на этом месте существовал базар и сенной рынок, предложенная математическая формула используется для расчета площади прямоугольника. Следовательно, верный ответ: главная площадь города — площадь Ленина.
При оценке результатов имеет значение скорость выполнения заданий. Использование возможностей платформы сервиса Online Test Pad позволяет автоматизировать подведение итогов викторины, что значительно облегчает работу организаторов.
В ходе реализации проекта “Могилев — мой город” учащиеся получают возможность почувствовать себя исследователями родного города, по-новому посмотреть на уже знакомые места, обратить внимание на интересные исторические факты. Все это способствует расширению кругозора детей, развитию их интереса к историческому прошлому малой родины.
Для педагогов оценкой качества работы стало достижение ряда планируемых результатов. Совершенствование методических подходов способствовало повышению уровня мотивации учащихся к изучению истории родного края и сохранению исторической памяти, расширению их познавательной активности.
Таким образом, проект “Могилев — мой город” популяризирует современные формы исследовательской работы учащихся, вовлекает детей в процесс эффективного исторического образования, что является основой для формирования ценностного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию белорусского народа, формированию гражданских и патриотических качеств личности.