Максимова, Е. Вещи, как люди : [в выставочном зале открылась двадцатая персональная выставка могилевской художницы М. Лемешонок «Вещи, как люди»] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 20 января. — С. 5.
В Выставочном зале на улице Болдина открылась двадцатая персональная выставка молодой художницы Моники Лемешонок «Вещи, как люди». Почти три десятка написанных маслом работ рассказывают о вещах как в прямом, так и в переносном смысле — о том, что случается с нами.
«Чудом в квадрате» назвал Монику Лемешонок заместитель председателя горисполкома Андрей Кунцевич. Художница — стипендиат специального фонда Президента, лауреат специальной премии «Человек года-2005». При этом Монику отличает удивительная внутренняя свобода, она не признает пафоса. Поэтому вступительные речи сократили до минимума. Выставка сопровождалась музыкальным перфо-мансом: раздался плач ребенка, шаги… тишина… музыка… И здесь зазвучала картина «Аплодисменты»!
С двух лет этот чудо-ребенок, родившийся 27 марта, в один день с Моцартом, осознал свое желание рисовать: «Я любила диснеевские мультфильмы про веселых утят и ворчливого Скруджа МакДака. Мне нравилось придумывать продолжение в виде комикса».
У Моники фантазия человека-творца, который летает, когда имеет возможность созидать. Картина «Жизнь одного творца» выглядит как радостный автопортрет. Моника — удивительный ребенок и мудрый взрослый одновременно!
Выставка «Вещи, как люди» рождалась в течение четырех лет. Моника, как истинная женщина, любит красивые вещи. Вещи -это хранители воспоминаний… Моника любит тарелочку с репродукцией Шагала «Полет над городом» — подарок знакомых. Полет вдохновения дарит «мороз и солнце, день чудесный» и утренний снег.
Из представленных на вернисаже работ автор выделяет «Синие яблоки» — символ того, что нет ничего невозможного: важно сохранить ребенка внутри себя и не зарывать детские мечты и таланты. Любит художница и картину «Сон»: одна часть лица, смазанная, — это состояние спящего человека, вторая часть — бодрствование.
Ключом к открытию картин может стать удивленный взгляд ребенка или пробудившегося взрослого на привычные вещи: «Чай с лимоном», «Натюрморт с кофе», «Перцы, перцы, перцы», «Человек с зонтом», «Пианист».
Моника перевернула все вверх ногами: вещи выглядят, как люди, а люди — как вещи. Возникают литературные ассоциации с отрывком из «Маленького принца» Сент-Экзюпери, когда ребенок просит угадать, что изображено на рисунке. Слишком серьезные взрослые отвечают одно и то же: «Это шляпа!» И только Маленький Принц с чистой душой проникает в суть: «Это удав, который проглотил слона!»
Тележурналист Елена Борисова, снявшая фильм о Монике Лемешонок после первой выставки художницы в этнографическом музее, вспоминала, как была поражена глубиной внутреннего мира этой девочки и ее картинами. Художница остается загадкой, работая в абсолютно разных жанрах. Каждая выставка — это удивление. Вспоминается выставка «Запах ветров» с флакончиками подобранных запахов к каждой картине. Девочка, ограниченная в возможностях, имеет ничем не ограниченный талант.
Художник Галина Кононова отметила цельность выставки, профессиональный рост Моники, призналась в любви и восхитилась жизнестойкостью и оптимизмом, открытостью миру мамы и дочери.
На картине Марка Шагала «Над Витебском» в небе парит его муза Белла. Рядом с Моникой парит ее мама Ирина. На вернисаже было очень много детей: пример Моники вдохновляет. И, порхая бабочкой в ярком платье, Ирина угощала их мандаринами и конфетами!
«Певец женского образа», Галина Николаевна, когда-то подготовившая экспозицию картин Ле-мешонок в музее Масленикова, вспомнила Фриду Кало с ее духовной энергией и мощью творца — вопреки всем испытаниям. Но у мексиканской художницы на полотна изливаются боль и горечь, а у Моники — только экспрессия радости бытия.
Пришел на память Кононовой и материал об одной американской модели: она катается на роликах и выходит на подиум. Только в конце статьи было сказано, что у нее нет обеих ног. Получается, что все ограничения человек ставит себе только в голове. На самом деле человеческие возможности безграничны.
Картины побуждают зрителя вернуться: продолжить диалог с художником и разгадать ее загадки.
Председатель Могилевско-го отделения Союза художников Беларуси Андрей Воробьев отметил вибрацию самой жизни в картинах Моники и предложил каждому выбрать в тишине любимое полотно. И «Может быть» (так названа одна из работ), так родится редкое искусство — дружбы и общения художника, картины и зрителя.