Вещи, как люди

Максимова, Е. Вещи, как люди : [в выставочном зале открылась двадцатая персональная выставка могилевской художницы М. Лемешонок «Вещи, как люди»] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 20 января. — С. 5.

В Выставочном зале на улице Болдина открылась двадцатая персональная выставка молодой художницы Моники Лемешонок «Вещи, как люди». Почти три десятка написанных маслом работ рассказывают о вещах как в прямом, так и в переносном смысле — о том, что случается с нами.

«Чудом в квадрате» назвал Мо­нику Лемешонок заместитель председателя горисполкома Ан­дрей Кунцевич. Художница — сти­пендиат специального фонда Президента, лауреат специаль­ной премии «Человек года-2005». При этом Монику отличает уди­вительная внутренняя свобода, она не признает пафоса. Поэтому вступительные речи сократили до минимума. Выставка сопро­вождалась музыкальным перфо-мансом: раздался плач ребен­ка, шаги… тишина… музыка… И здесь зазвучала картина «Апло­дисменты»!

С двух лет этот чудо-ребенок, родившийся 27 марта, в один день с Моцартом, осознал свое желание рисовать: «Я любила диснеевские мультфильмы про веселых утят и ворчливого Скруджа МакДака. Мне нравилось при­думывать продолжение в виде комикса».

У Моники фантазия человека-творца, который летает, когда имеет возможность созидать. Картина «Жизнь одного творца» выглядит как радостный автопор­трет. Моника — удивительный ре­бенок и мудрый взрослый одно­временно!

Выставка «Вещи, как люди» рождалась в течение четырех лет. Моника, как истинная женщина, любит красивые вещи. Вещи -это хранители воспоминаний… Моника любит тарелочку с ре­продукцией Шагала «Полет над городом» — подарок знакомых. Полет вдохновения дарит «мороз и солнце, день чудесный» и утрен­ний снег.

Из представленных на верниса­же работ автор выделяет «Синие яблоки» — символ того, что нет ничего невозможного: важно со­хранить ребенка внутри себя и не зарывать детские мечты и талан­ты. Любит художница и картину «Сон»: одна часть лица, смазан­ная, — это состояние спящего че­ловека, вторая часть — бодрство­вание.

Ключом   к  открытию  картин может стать удивленный взгляд ребенка или пробудившегося взрослого на привычные вещи: «Чай с лимоном», «Натюрморт с кофе», «Перцы, перцы, перцы», «Человек с зонтом», «Пианист».

Моника перевернула все вверх ногами: вещи выглядят, как люди, а люди — как вещи. Возникают литературные ассоциации с от­рывком из «Маленького принца» Сент-Экзюпери, когда ребенок просит угадать, что изображено на рисунке. Слишком серьезные взрослые отвечают одно и то же: «Это шляпа!» И только Маленький Принц с чистой душой проникает в суть: «Это удав, который прогло­тил слона!»

Тележурналист Елена Борисо­ва, снявшая фильм о Монике Ле­мешонок после первой выставки художницы в этнографическом музее, вспоминала, как была по­ражена глубиной внутреннего мира этой девочки и ее картина­ми. Художница остается загад­кой, работая в абсолютно разных жанрах. Каждая выставка — это удивление.   Вспоминается   вы­ставка «Запах ветров» с флакон­чиками подобранных запахов к каждой картине. Девочка, огра­ниченная в возможностях, имеет ничем не ограниченный талант.

Художник Галина Кононова от­метила цельность выставки, про­фессиональный рост Моники, призналась в любви и восхити­лась жизнестойкостью и опти­мизмом, открытостью миру мамы и дочери.

На картине Марка Шагала «Над Витеб­ском» в небе парит его муза Белла. Рядом с Моникой парит ее мама Ири­на. На верниса­же было очень много детей: пример Моники вдохновляет. И, порхая бабочкой в ярком платье, Ирина угощала их мандаринами и конфетами!

«Певец женского образа», Гали­на Николаевна, когда-то подгото­вившая экспозицию картин Ле-мешонок в музее Масленикова, вспомнила Фриду Кало с ее ду­ховной энергией и мощью творца — вопреки всем испытаниям. Но у мексиканской художницы на по­лотна изливаются боль и горечь, а у Моники — только экспрессия радости бытия.

Пришел на память Кононовой и материал об одной американской модели: она катается на роликах и выходит на подиум. Только в конце статьи было сказано, что у нее нет обеих ног. Получается, что все ограничения человек ставит себе только в голове. На самом деле человеческие возможности безграничны.

Картины побуждают зрителя вернуться: продолжить диалог с художником и разгадать ее за­гадки.

Председатель Могилевско-го отделения Союза художников Беларуси Андрей Воробьев от­метил вибрацию самой жизни в картинах Моники и предложил каждому выбрать в тишине люби­мое полотно. И «Может быть» (так названа одна из работ), так ро­дится редкое искусство — дружбы и общения художника, картины и зрителя.