Гришанова, Лю Дорога жизни Василия Соминича / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2024. — 1 лістапада. — С. 16.
Обратите внимание на высокого мужчину, который пожимает руку легендарному Фиделю Кастро. Рядом с ним стоит мужчина ростом пониже и, прищурившись, смотрит без тени улыбки на кубинского гостя. Это Григорий Васильевич Романов, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС, тоже легендарная личность. Но речь пойдет не о кубинском лидере и не о хозяине города, ставшего «колыбелью Октябрьской революции», наш герой — Василий Соминич, родившийся и выросший в Могилеве. В 1960-е годы он работал председателем Ленинградского областного сельисполкома, после упразднения должности заведовал сельскохозяйственным отделом Ленинградского обкома партии, избирался депутатом от Ленинградской области Верховного Совета РСФСР 6-го созыва.
Из Могилева — в Ленинград
…Сын слесаря Могилевского отделения железной дороги в 1930-е годы приехал в Ленинград к старшему брату Николаю.
— В семье прадеда Григория Сергеевича и прабабушки Паулины Августовны выросло три сына — Николай, Василий и Алексей, — поясняет могилевчанка Наталья Атарщикова. — Четвертым ребенком была моя бабушка Наталья. В ее честь назвали меня. Николай и Василий уехали учиться в Ленинград, звали и бабушку, но она уже вышла замуж, поэтому оставалась в Могилеве. Брат Алексей ушел на фронт, воевал танкистом, погиб в первые дни войны.
Старший брат, Николай Соминич, стал профессором, преподавал в Ленинградском государственном университете в г. Пушкин.
В довоенное время Василий после окончания Ленинградского техникума механизации сельского хозяйства работал на 1-м Ленинградском авторемонтном заводе. В памятном сорок первом году Василий Григорьевич возглавлял сборочный цех и одновременно — заводскую комсомольскую организацию. В своих мемуарах Соминич вспоминал: «Вместо 200 автомашин (проектная мощность предприятия) перед войной завод ремонтировал Ш автомашин в месяц. Казалось, это предел. Однако с первых дней войны страна потребовала от нас ремонтировать до 1000 автомобилей в месяц, т.е. в 5 раз больше того, что предусматривали когда-то проектировщики».
Отремонтированные грузовики отправлялись на фронт вместе с бойцами народного ополчения, среди которых были и заводчане. Дважды обращался в военкомат, чтобы стать добровольцем, и начальник цеха Соминич, но его отправляли назад — работать в заводской цех — со словами: «Считай, что ты на фронте»…
Ремонт полуторок на льду Ладоги
Главным достижением в судьбе Василия Григорьевича стало не высокое номенклатурное положение в послевоенные годы, а участие в поддержании жизнеобеспечения знаменитой Дороги жизни, проложенной из блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера и спасшей жизни многим ленинградцам. Одним -благодаря хлебу, выпеченному из муки, доставленной автомобилями по ледяной трассе, другим — благодаря своевременной эвакуации из осажденного города.
Ледовая дорога начала работать в конце ноября 1941 года, когда в Северной столице были почти исчерпаны продовольственные ресурсы. 900 дней и ночей находился город на Неве во вражеском кольце. Мужественные ленинградцы умирали, но не сдавались фашистам. Истощенные люди не просто ожидали спятил блокады, многие взрослые продолжали трудиться из последних физических сил и приносить пользу стране.
Из-за частых бомбежек авторемонтный завод пришлось эвакуировать с Московского проспекта, где он находился, на остров Голодай. Даже название острова было созвучно ситуации в блокадном Ленинграде. Многие рабочие в те дни гибли не от пуль и снарядов, а умирали от голодной смерти.
Когда открылась Дорога жизни, то понадобился оперативный ремонт грузовиков, перевозивших важные грузы. Тогда было принято решение об организации ремонта автотранспорта прямо на Ладоге. Василий Соминич, у которого от голода опухли ноги (часть своего пайка он отдавал двухлетнему сыну и жене), не смог самостоятельно добраться к новому месту работы. Директор завода отправил за ним машину и распорядился накормить.
При доставке Василия Григорьевича к месту организации ремонта грузовиков тот не мог даже самостоятельно выйти из машины — его вынесли на руках и первым делом занесли в землянку, где директор напоил его чаем и распорядился выдать суточный паек, а Соминича ободрил: «Не сдавайся, брат, на Ладоге воздух свежий. Мы тебя поставим на ноги. Будешь со своей бригадой обслуживать автобатальон. Много машин на трассе из строя выходит». Слова директора стали пророческими: Соминич окреп и принялся за работу, воодушевленный и патриотическими чувствами, и атмосферой взаимовыручки, главенствующими в нелегких условиях на ледовой трассе.
Всю зиму с восточного берега Ладоги на западный и обратно шли тысячи машин. Круглосуточно на Дороге жизни дежурили все службы, поддерживавшие бесперебойную работу на трассе. Для укрытия от непогоды дорожников, санитаров, артиллеристов, регулировщиков вдоль дороги были построены снежные домики.
Колонны машин подвергались постоянной бомбежке противника, поэтому работы у ремонтников было хоть отбавляй. У деревни Ваганово в лесу были сооружены мастерские и цеха, где производилась сборка узлов и зарядка аккумуляторов.
В середине зимы ремонтники возвращали в строй ежедневно по 80-100 автомашин. Последним днем ледовой трассы стало 22 апреля 1942 года, когда машины двигались по подтаявшему льду по радиатор в воде.
Родительский дом — начало начал
В послевоенное время Василий Григорьевич приезжал в Могилев, пока была жива его сестра. Проведывал могилы родителей на Воскресенском кладбище: отец-то умер еще в 1936 году. Наверно, после его кончины Василий оставил учебу в Могилевском педтехникуме и уехал учиться в Ленинград. Останавливался в доме, Построенном Григорием Сергеевичем еще до революции. Родное гнездо находилось на улице Добролюбова. Родительский дом снесли и на его месте построили здание областного военкомата.
— Возле военкомата осталась расти только береза, которую то ли мой прадед посадил, то ли дед Михаил Семенович, за которого бабушка вышла замуж. С ним и двумя детьми она жила в этом доме до и после войны, — рассказывает Наталья Михайловна. — Пока их семья не переехала на Дальний Восток, куда дедушку — военного — перевели служить, К своим родителям под Уссурийск переехала моя мама со мной — малышкой. Дедушка с бабушкой вернулись в Могилев в 1959 году.
Тогда и возобновил свои приезды к родственникам Василий Григорьевич
— Когда Василий Соминич ехал из Ленинграда в Москву на съезды КПСС, то и заезжал в Могилев, — конкретизирует собеседница. — Последний раз он приезжал в 1989 году, а в 1990-м не стало бабушки. Мы тоже ездили к родственнику в гости в Ленинград. Отдыхали у Василия Григорьевича на правительственной даче в Комарово. А квартира у него находилась в доме возле Александро-Невской лавры.
Остается добавить, что выживший в блокаду сын Соминича, Анатолий, которому отец отдавал часть своего пайка, стал профессором, деканом факультета сельскохозяйственного строительства Санкт-Петербургского аграрного университета.
Людмила ГРИШАНОВА