Микулич, А. Новый город Могилев / Александр Микулич // Магілёўскія ведамасці. — 2024. — 18 верасня. — С. 11.
Недавно хороший знакомый, зная мой интерес к историческим документам, сделал мне шикарный подарок. Он свел меня с человеком, в архиве которого хранилась часть подшивки газеты «Комунар Магілёўшчыны» за 1939 год!
Планов — громадье
С трепетом листал пожелтевшие от времени газетные страницы и читал о событиях, которые происходили в городе и области 85 лет назад. Получилась своеобразная машина времени. В одном из номеров я наткнулся на большую статью, посвященную генеральному плану реконструкции Могилева. Из статьи главного архитектора города Александра Штейрина жителям областного центра стало известно, что реконструкция Могилева и превращение его в столицу БССР рассчитаны на 10-15 лет. Мол, не пройдет и полутора десятков лет, как Могилев станет неузнаваемым.
При этом, во-первых, должна сохраниться существующая планировка города, что не относится к окраинам Могилева.
Во-вторых, центральная часть выносится с невыгодного расположения на хорошую площадку. Весь город развивается в сторону Машековки на восток и северо-восток. Здесь предстояло снести все, поскольку деревянная застройка улиц этого района не представляла особой исторической ценности.
В-третьих. Вместо существующей одной центральной магистрали — улицы Первомайской — обновленный город будет иметь три новые: Большое кольцо, Инженерную улицу и Малое кольцо.
На месте товарной станции Могилев-2 будет построен современный пассажирский вокзал. На большую привокзальную площадь выйдут две крупные транспортные магистрали — Большое кольцо и улица Шмидта. Вся территория, примыкающая к Первомайской, будет очищена от деревянных построек. На их месте будут возведены современные многоэтажные здания.
Центр города будет размещаться вокруг Центральной площади. Здесь будут строиться исключительно многоэтажные здания. Очистится от деревянных построек площадь от ул. Граждансной до Днепра.
В этом месте будет возведен центральный парк культуры и отдыха. В Печерске же будет создан загородный парк.
Могилев станет городом зелени. Так, все скверы реконструируются, а площадь Пионерского сквера увеличится вдвое. Все овраги, расположенные на территории города, тоже зазеленеют.
Улицы Могилева станут красивыми и светлыми, вместо архаичной булыжной мостовой будет уложено современное асфальто-бетонное покрытие. И по широким улицам будут курсировать троллейбусы.
Согласно генеральному плану 1939 года Могилев должен был превратиться в крупнейший промышленный центр. В городе появится три промышленных района. На месте Машековки вырастет культурный центр — учебный городок. В скором будущем там планировалось строительство университета, института физкультуры, медицинского института и ряда других учебно-научных учреждений. В связи со строительством мединститута будет возведена и клиническая больница.
Генеральный план предусматривал строительство целого ряда культурных учреждений. Если бы этот план удалось претворить в жизнь, то с 1939-го по 1944-й в городе были бы построены три кинотеатра, два театра и один цирк.
В плане предусматривался и масштабный парк культуры и отдыха на берегу Днепра. Предполагалось, что он расположится на площади в 150 га. Там планировалось построить хорошо оборудованный пляж, водную станцию и большой спортивный стадион.
Кстати, в Могилеве уже строился ряд значимых объентов: Дом Советов, кинотеатр, гостиница, родильный дом, детский сад, 2 школы на 1280 учеников.
Гладко было на бумаге
Но были и недостатки. О них читателям «Комунара Магілёўшчыны» рассказал председатель Могилевского городского Совета Д.Астров. Так, в 1938 году реконструкция Могилева шла очень медленно, и к 1939 году была выполнена меньше чем половина от запланированного.
На строительство учреждений здравоохранения выделено 2410 тысяч рублей. Строителями же освоено всего 688 тысяч рублей.
Согласно постановлению ЦК ВКП(6) и СНК СССР, к концу 1939 года должно быть закончено строительство Дома Советов, а также сданы в эксплуатацию 50-квартирный дом №1, кинотеатр, библиотека.
«В течение года шли работы над проектом крытого рынка в центре города. Но проект до сих пор не готов», — отмечал Д.Астров.
Как отмечалось в статье, огромное значение для Могилева имеет строительство подземных коммуникаций. Строители могут столкнуться с проблемой ввода в эксплуатацию построенных зданий: их нельзя будет принять в эксплуатацию из-за отсутствия канализации. Кстати, программа по жилищно-коммунальному строительству выполнена всего на 60%. План строительства канализации выполнен всего на 8%. План по реконструкции связи — на 11 %.
Из основных проблем, которые тормозили процесс строительства в городе, это «исключительно плохая работа стройтреста». Так, если в июле 1938 года на работу в трест было принято 822 человека, а уволилось 542, то в августе принято 345 человек, а уволилось 740. В тресте за год сменилось 2 директора, 4 заместителя директора, 3 главных инженера, несколько начальников участков. Были выявлены случаи неправильного использования строительных материалов и оборудования. При этом городской Совет слабо контролировал ход строительства и не принял мер для ликвидации причин, которые срывали график работ. Главная причина, по мнению Д.Астрова, скорее всего, кроется в том, что строительные организации города и области оказались не готовыми к тем объемам работ, которые им предстояло выполнить для перестройки областного центра в столицу БССР.
От слов — к делу
Д.Астров призвал строителей работать по-коммунистически и со всей ответственностью отнестись к своим обязанностям. Ведь за 5 лет необходимо увеличить почти вдвое площадь жилья, в несколько раз увеличить количество машин в автобусном парке. Также необходимо, не откладывая в долгий ящик, заняться проектированием троллейбусной линии, реконструкцией электросетей и начать строительство нового железнодорожного вокзала.
В планах — асфальтирование городских улиц. Для этого к 1940 году необходимо построить современный асфальтобетонный завод. Особое место в Могилеве должна занять кирпичная промышленность.
В районе деревень Дашковка и Гребенево, у Нового и Старого Быхова есть большие запасы глины. Ее добыча может обеспечить кирпичный завод необходимым сырьем более чем на 10 лет.
А что сейчас
В сентябре 1939 года Красная Армия освободила занятые поляками западные области Беларуси. В итоге граница от Минска отодвинулась на несколько сотен километров и необходимость в переносе столицы в Могилев отпала. Многие работы по реконструкции были прекращены. Потом грянула Великая Отечественная, и Могилев был сильно разрушен. Но в послевоенные годы город возрождался из руин.
Жизнь не стоит на месте. И Могилев с годами хорошеет. Сейчас, к примеру, возводится внутреннее транспортное кольцо, а вместо деревянных домишек вырастают современные многоэтажные здания. Могилев приобретает лоск и статусность. Ведь город — все-таки столица, пусть и области.
Александр МИКУЛИЧ.