Как разрушаются каменные стереотипы

Максимова, Е. Как разрушаются каменные стереотипы : [информационно-литературно-художественный клуб «Собеседник» при центральной городской библиотеке им. К. Маркса] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 10 марта. — С. 10.

Члены ветеранского клуба «Собеседник» встретились с лау­реатом Нобелевской премии писателем Светланой Алексие-вич и актером и режиссером Владимиром Петровичем.

Правда, писательница на встрече лично не присутствова­ла, но ведь беседовать с автором можно и через текст, замечатель­но сыгранный актерами. Книги сохраняют мысли. Энергетику души. В сущности — саму душу. Значит, можно беседовать. Вла­димир Петрович прочитал все произведения Светланы Алекси-евич, высоко оценил и поставил в драмтеатре спектакль «Время Секонд Хэнд» — еще до присуж­дения писателю Нобелевской премии.

Литературно-художественный клуб «Собеседник» существу­ет при библиотеке имени Карла Маркса. Члены клуба — большие театралы. Два года назад позна­комились с актрисой Еленой Ду-дич. Любимица могилевской пу­блики и личный ангел народной артистки Ады Роговцевой, Елена стала и другом «Собеседника»: теперь два раза в год заседания проходят в Могилевском об­ластном драматическом театре. Сначала идет показ, затем мини-лекция о драматурге и обсужде­ние спектакля с режиссером и актерами.

РОЖДЕННЫЕ В СССР

Началась встреча с просмотра спектакля на Малой сцене. Пье­са «Время Секонд Хэнд» в тот вечер игралась для сложной ау­дитории: ветераны жили в СССР и   хорошо   помнят   советскую действительность. Многие пере­живают ностальгию. Постановка перевернула представления о своем времени. Со сцены звучали откровения: «Все любили читать о челюскинцах, Гагарине, но долго ничего не подозревали о репрес­сиях. Наш народ хочет любить Сталина. Показания дают жертвы, а палачей как будто не было. Па­лачи мылись одеколоном, пото­му что запах крови едкий-едкий. Рука к концу смены висела, как плеть. Никого из палачей не осу­дили. Никто себя не осудил. При­вычное оправдание: это не я — это система. Схема: жертва — палач. Странное сходство: СССР — СС.

В космос летали, а нормально­го стирального порошка не было. Полиэтиленовые пакеты стирали и вывешивали сушиться на балконе.

Советские люди стыдились го­ворить о деньгах, и вдруг после перестройки многие стали пред­принимателями. Мир разделился на тех, кто может купить и кто не может. Схема: богатый — бедный. Мы все чувствуем себя обмануты­ми. Надо думать, а думать нас не учили. Все помнят только страх».

ПИСАТЕЛЬ И ВРЕМЯ

Светлана Александровна Алек-сиевич родилась на Украине, учи­лась в Белоруссии. Поступила в БГУ. Была преподавателем, как и родители. Отец — белорус, мама — украинка. Подрабатывала в га­зете «Прыпяцкая прауда». Так на­чинался путь в литературу. Для книги «У войны не женское лицо» она опросила более полутысячи свидетелей. В этой книге почти от­сутствует авторский текст. Писала в художественно-документальном жанре. Полифония («многоголо­сие») — отличительная черта про­изведений журналистки. Приняла участие в конкурсе «Бренд-2013». Получила золотую медаль.

В 2015 году объявили о при­суждении Светлане Алексиевич Нобелевской премии. Она не по­верила. Когда поверила, восклик­нула: «Фантастика!»

Всю жизнь преодолевала труд­ности с цензурой и препятстви­ями, чинимыми осторожными людьми: «Что ж мы осторожнича­ем? Мудрость не в этом. Со своим веком можно ль на «вы»?» (Булат Окуджава). Светлана Алексиевич имеет мужество говорить правду.

РЕЖИССЕР ИСТОРИИ

Многие постановки Владимира Петровича отличают актуальность, острота. Владимир Алексеевич — актер, режиссер таких люби­мых театралами великолепных постановок, как «Эти свободные бабочки», «Вечер», «Ночь Гельве-ра», «Билокси-блюз», «Полковник и птицы», «Норд-Ост», «Две стре­лы»… Он смелый режиссер с граж­данской позицией. Талантливый и интересный собеседник.

— Первое впечатление при зна­комстве с произведениями Алек­сиевич передают слова «шок» и «ужас». Согласен с 98 процентами текста «Секонд Хэнд». Вспомнил моменты студенческой вольности: когда рассказывал матепи яш=*­дот на злобу дня, она осторожно закрывала форточку. Пугает не­умение человека слышать истори­ческие уроки. Возможность воз­вращения ко времени страха.

Одна из причин: беда генофон­да. Лучшее выкашивается — оста­ются сорняки. Сделал примеча­ние: «Сорняком» я называю себя».

НЕ В СТАРЕНИИ ДЕЛО…

Тамара Петровна Никулина -идейный вдохновитель клуба «Со­беседник». Клуб создан в 2012 году. Инженер завода Куйбышева, после выхода на пенсию, она на­чала звонить людям и предлагать вступить в клуб по интересам. Сохранилась фотография перво­го заседания, на котором при­сутствовало 12 человек. Сейчас клуб насчитывает около тридцати человек. С инженером Зинаидой Львовной написали Устав. Самое главное положение в Уставе гла­сит: каждый член общества люби­телей искусства должен выбрать и подготовить тему по душе. Основные темы: «Художники», «Писатели», «Поэты», «Компози­торы». Готовили недавно тему о Майе Плисецкой.

Филиалом клуба «Собеседник +театр»    руководит    Мордасо­бывший инженер. Все законо­мерно: инженеры интересуются инженерами человеческих душ.

— Почему смех?

— А что нам еще остается?- это цитата из спектакля «Поминаль­ная молитва».

А вот момент из интервью с Та­марой Никулиной:

— Во время вечера, посвящен­ного Майе Плисецкой, мы пока­зывали даже кусочки балета.

Дудич Елена (с серьезным ли­цом и убедительной интонацией):

— Живьем! Мы все представи­ли картину: грациозная Нинель Александровна в поддержке с уважаемым пенсионером — и долго не могли отсмеяться.

Это был великолепный вечер искусства собеседничества. Три инженера, три Грации поразили меня до глубины души молодостью, восприимчивостью, жиз­нерадостным кипением, интел­лектом, обаянием. Не в старении дело, а в окаменении. Есть люди, которые не просто взрослеют и стареют, а застывают в каменных стереотипах. Члены клуба «Со­беседник» не собираются существовать в «камне» и постоянно любопытствуют. Закончим на­званием сюиты Георгия Свири­дова: «Время — впеоед!»