Максимова, Е. Как разрушаются каменные стереотипы : [информационно-литературно-художественный клуб «Собеседник» при центральной городской библиотеке им. К. Маркса] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 10 марта. — С. 10.
Члены ветеранского клуба «Собеседник» встретились с лауреатом Нобелевской премии писателем Светланой Алексие-вич и актером и режиссером Владимиром Петровичем.
Правда, писательница на встрече лично не присутствовала, но ведь беседовать с автором можно и через текст, замечательно сыгранный актерами. Книги сохраняют мысли. Энергетику души. В сущности — саму душу. Значит, можно беседовать. Владимир Петрович прочитал все произведения Светланы Алекси-евич, высоко оценил и поставил в драмтеатре спектакль «Время Секонд Хэнд» — еще до присуждения писателю Нобелевской премии.
Литературно-художественный клуб «Собеседник» существует при библиотеке имени Карла Маркса. Члены клуба — большие театралы. Два года назад познакомились с актрисой Еленой Ду-дич. Любимица могилевской публики и личный ангел народной артистки Ады Роговцевой, Елена стала и другом «Собеседника»: теперь два раза в год заседания проходят в Могилевском областном драматическом театре. Сначала идет показ, затем мини-лекция о драматурге и обсуждение спектакля с режиссером и актерами.
РОЖДЕННЫЕ В СССР
Началась встреча с просмотра спектакля на Малой сцене. Пьеса «Время Секонд Хэнд» в тот вечер игралась для сложной аудитории: ветераны жили в СССР и хорошо помнят советскую действительность. Многие переживают ностальгию. Постановка перевернула представления о своем времени. Со сцены звучали откровения: «Все любили читать о челюскинцах, Гагарине, но долго ничего не подозревали о репрессиях. Наш народ хочет любить Сталина. Показания дают жертвы, а палачей как будто не было. Палачи мылись одеколоном, потому что запах крови едкий-едкий. Рука к концу смены висела, как плеть. Никого из палачей не осудили. Никто себя не осудил. Привычное оправдание: это не я — это система. Схема: жертва — палач. Странное сходство: СССР — СС.
В космос летали, а нормального стирального порошка не было. Полиэтиленовые пакеты стирали и вывешивали сушиться на балконе.
Советские люди стыдились говорить о деньгах, и вдруг после перестройки многие стали предпринимателями. Мир разделился на тех, кто может купить и кто не может. Схема: богатый — бедный. Мы все чувствуем себя обманутыми. Надо думать, а думать нас не учили. Все помнят только страх».
ПИСАТЕЛЬ И ВРЕМЯ
Светлана Александровна Алек-сиевич родилась на Украине, училась в Белоруссии. Поступила в БГУ. Была преподавателем, как и родители. Отец — белорус, мама — украинка. Подрабатывала в газете «Прыпяцкая прауда». Так начинался путь в литературу. Для книги «У войны не женское лицо» она опросила более полутысячи свидетелей. В этой книге почти отсутствует авторский текст. Писала в художественно-документальном жанре. Полифония («многоголосие») — отличительная черта произведений журналистки. Приняла участие в конкурсе «Бренд-2013». Получила золотую медаль.
В 2015 году объявили о присуждении Светлане Алексиевич Нобелевской премии. Она не поверила. Когда поверила, воскликнула: «Фантастика!»
Всю жизнь преодолевала трудности с цензурой и препятствиями, чинимыми осторожными людьми: «Что ж мы осторожничаем? Мудрость не в этом. Со своим веком можно ль на «вы»?» (Булат Окуджава). Светлана Алексиевич имеет мужество говорить правду.
РЕЖИССЕР ИСТОРИИ
Многие постановки Владимира Петровича отличают актуальность, острота. Владимир Алексеевич — актер, режиссер таких любимых театралами великолепных постановок, как «Эти свободные бабочки», «Вечер», «Ночь Гельве-ра», «Билокси-блюз», «Полковник и птицы», «Норд-Ост», «Две стрелы»… Он смелый режиссер с гражданской позицией. Талантливый и интересный собеседник.
— Первое впечатление при знакомстве с произведениями Алексиевич передают слова «шок» и «ужас». Согласен с 98 процентами текста «Секонд Хэнд». Вспомнил моменты студенческой вольности: когда рассказывал матепи яш=*дот на злобу дня, она осторожно закрывала форточку. Пугает неумение человека слышать исторические уроки. Возможность возвращения ко времени страха.
Одна из причин: беда генофонда. Лучшее выкашивается — остаются сорняки. Сделал примечание: «Сорняком» я называю себя».
НЕ В СТАРЕНИИ ДЕЛО…
Тамара Петровна Никулина -идейный вдохновитель клуба «Собеседник». Клуб создан в 2012 году. Инженер завода Куйбышева, после выхода на пенсию, она начала звонить людям и предлагать вступить в клуб по интересам. Сохранилась фотография первого заседания, на котором присутствовало 12 человек. Сейчас клуб насчитывает около тридцати человек. С инженером Зинаидой Львовной написали Устав. Самое главное положение в Уставе гласит: каждый член общества любителей искусства должен выбрать и подготовить тему по душе. Основные темы: «Художники», «Писатели», «Поэты», «Композиторы». Готовили недавно тему о Майе Плисецкой.
Филиалом клуба «Собеседник +театр» руководит Мордасобывший инженер. Все закономерно: инженеры интересуются инженерами человеческих душ.
— Почему смех?
— А что нам еще остается?- это цитата из спектакля «Поминальная молитва».
А вот момент из интервью с Тамарой Никулиной:
— Во время вечера, посвященного Майе Плисецкой, мы показывали даже кусочки балета.
Дудич Елена (с серьезным лицом и убедительной интонацией):
— Живьем! Мы все представили картину: грациозная Нинель Александровна в поддержке с уважаемым пенсионером — и долго не могли отсмеяться.
Это был великолепный вечер искусства собеседничества. Три инженера, три Грации поразили меня до глубины души молодостью, восприимчивостью, жизнерадостным кипением, интеллектом, обаянием. Не в старении дело, а в окаменении. Есть люди, которые не просто взрослеют и стареют, а застывают в каменных стереотипах. Члены клуба «Собеседник» не собираются существовать в «камне» и постоянно любопытствуют. Закончим названием сюиты Георгия Свиридова: «Время — впеоед!»