Блинникова, Н. Главное — найти свое место! / Надежда Блинникова ; беседовала Марина Алексейчикова // Магілёўскія ведамасці. — 2024. — 30 красавіка. — С. 6.
… А там в кабине сидит красавица в розовом платье с безупречным маникюром и мило тебе улыбается. Шок — это мягко сказано. Впервые я видела за рулем автобуса женщину, да еще какую!
К женщинам — водителям троллейбусов мы давно привыкли. А тут — автобус. Всю дорогу, кстати, думала, как же подойти к ней и сделать комплимент.
На конечной остановке автобусного маршрута №35 дождалась, когда выйдут пассажиры, и подошла к очаровательному водителю.
«Можно вас сфотографировать? Вы такая красавица! Впервые вижу за рулем автобуса женщину. Вы одна в автопарке?» — таким количеством вопросов я, скорее всего, смутила незнакомку, которая с новыми пассажирами собралась ехать обратно.
Быстро пообщавшись и помахав друг другу рукой, расстались. Но ненадолго. Хотелось узнать о ней побольше: как пришла в профессию, что ею двигало и как работается на таком ответственном и совсем не женском месте.
Знакомьтесь — нашу героиню зовут Надежда БЛИННИКОВА.
• Надежда, почему вы выбрали эту профессию?
— Честно говоря, выбрала ее не сразу. Хотя управлять техникой мне нравилось с детства: у меня был мопед, и гоняла на нем с огромным удовольствием. Мне казалось, что это так романтично.
Детство закончилось, пришли лихие 90-е. Настали трудные времена. Пришлось в 15 лет идти зарабатывать — окончила учебно-курсовой комбинат на парикмахера. И желание водить ушло на самый последний план. Придавать женщине
индивидуальность, свой стиль мне нравилось. Но, к сожалению, в те трудные годы эта профессия оказалась невостребованной. Красота была мало кому нужна…
Жизнь меня помотала. Кем я только ни трудилась: кассиром в игровом зале, швеей, работником химчистки, укладчиком-упаковщиком на мебельной фабрике, вахтером в общежитии.
В 40 лет все-таки сдала на права категории В. Затем пошла учиться на водителя троллейбуса. Не понравилось. Одна из коллег дала совет: а ты попробуй в автопарк, там вроде есть уже женщины-водители. Пошла. Взяли. Поверили и доверили управлять автобусом.
Уже год здесь работаю. Как же мне нравится! Каждый день на работу как на праздник, как бы банально это ни звучало. Главное — найти свое место. Теперь я знаю точно, что его нашла. И другим советую: не важно, сколько тебе лет, иди и пробуй!
А парикмахерское дело теперь стало моим хобби — делаю прически, стрижки, макияж всем своим близким и себе.
• Был ли страх сесть за руль автобуса?
— Конечно. Страх присущ каждому человеку. Но мне повезло. В автопарке меня стажировал профессионал своего дела и просто замечательный человек Юрий Шагинов. Старожил автопарка, спокойный, уверенный в себе, любящий свою работу. И он учил меня в том числе и стрессоустойчивости. Не только я, но и многие мои коллеги благодарны ему за помощь.
• Профессия водителя требует высокого уровня сознательности, ведь на нем лежит ответственность за пассажиров. Какими навыками должен обладать водитель?
— На мой взгляд, прежде всего это хорошие навыки вождения, повышенное внимание и реакция, стрессоустойчивость, коммуникабельность, аккуратность, ответственность, отсутствие вредных привычек.
Я щепетильно ко всему этому отношусь. Безусловно, работа водителя сложная. На рейсе так концентрирую свое внимание, что научилась вообще не реагировать на людей с плохим настроением. Всегда улыбаюсь и стараюсь, наоборот, отвечать мягко и по-доброму.
Вообще, люди наши все-таки в основном доброжелательные. А мужчины-коллеги всегда помогут, поддержат.
• Вы сталкивались с какими-то реальными сложностями?
— Серьезных сложностей не было, если только неординарные ситуации. Например, на рейсе случилась у кого-то из коллег поломка. Диспетчер просит помочь, захватить людей на остановке, пока найдется замена этому автобусу. Я прибываю в пункт назначения, а там недовольные пассажиры: ругают меня, мол, баба за рулем, понятно, почему опоздала. Улыбнусь, извинюсь. Могу сказать им, что авария на дороге была, что ж делать. Вроде бы успокаиваются. Так и работаю дальше.
Но не все понимают, что на дороге всякое бывает. Иной раз работаешь, чтобы не подвести людей, сама без обеда остаешься. Но ничего. Успела, не подвела. Справилась. И чем больше я работаю, тем больше понимаю, что перестала нервничать в таких ситуациях. Важно хорошо выполнять свою работу. Это и приносит мне удовлетворение.
Люди у нас хорошие. Сколько же слов поддержки я слышу от них! Как-то приехала на конечную остановку в Буйничи, а там пожилая пара мне говорит: мол, где же так долго была, мы волноваться стали.
В основном делают комплименты и благодарят за работу. И я их благодарю.
• Как повышаете свой профессиональный уровень?
— Сейчас учусь на категорию Е. Многие задают вопрос: уйдешь на фуру? Нет. Хочу все понимать и знать в своей работе. А вдруг сяду за руль автобуса-гармошки? Это уже другой уровень. И мне он интересен.
• Как ваши близкие отнеслись к выбору профессии?
— Гордятся. Они не сомневались во мне, уверены, что я сделала правильный выбор.
• На что тратите свое свободное время?
— У меня собаки — лабрадор и два шпица. Люблю животных с детства. Приду в 2 часа ночи с работы уставшая, а они смотрят на меня такими глазами… Пока каждую не пожалею, не поглажу, совесть не позволяет лечь спать. А еще у меня двое детей — сын и дочь. Они тоже нуждаются в моем внимании. Обязательно интересуюсь их личной жизнью. В свободное время стараемся быть рядом, куда-то съездить на экскурсию. И пусть этого времени не так много, я все равно ни о чем не жалею. Всех люблю, меня на всех хватает.
Кстати
В современном мире практически не осталось сфер деятельности, где бы женщины не трудились наравне с мужчинами. Не стал исключением и Могилевский филиал «Автобусный парк №1» ОАО «Могилевоблавтотранс», где на сегодняшний день посвятить свою жизнь вождению такого непростого вида транспорта, как автобус, решили девять прекрасных женщин.
По словам заместителя директора по идеологической и кадровой работе Владимира Савченко, ежедневно в городском или пригородном транспорте в рейсы выходят Мария Невиданова, Олеся Лихачёва, Татьяна Юркевич, Юлия Киселева, Инна Завалей, Ольга Авчинникова, Ольга Майорова, Анжела Лосева и героиня этого сюжета Надежда Блинникова.
Многие уверены, что женщинам не место за рулем. Однако эти водители автопарка на своем примере доказывают, что могут справиться с таким тяжелым «мужским» трудом.