Нетерпимость к коррупции — наше общее дело

Волков, А. Нетерпимость к коррупции — наше общее дело / Андрей Волков ; беседовала Юлиана Шуплецова // Магілёўскія ведамасці. — 2024. — 11 снежня. — С. 6.

Коррупция оказывает негативное воздействие на все аспекты жизни общества и тесно переплетается с конфликтами и нестабильно ставя под угрозу социально-экономическое развитие, подрывая демократические институты и верховенство закона.

Самым распространенным коррупционным преступлением является взяточничество — опасное проявление коррупции, подрывающее принципы государственного управления, равенства и справедливости, сдерживающее экономическое развитие.

— В Могилевской облает ежегодно в различных сферах жизнедеятельности выявляются факты взяточничества, а лица, уличенные в нем, паную бы высокую должность ни занимали, не остаются безнаказанными, — отметил заместитель прокурора Могилевской области Андрей ВОЛКОВ.

• Насколько характерны коррупционные преступления для нашей области?

— В текущем году на территории области учтено 120 коррупционных преступлений, совершенных 116 лицами В большинстве своем это должностные лица, обладающие соответствующей подготовкой, знаниями и опытом, которые могли быть применены на благо государства и общества. Так, из 116 лиц, совершивших преступления, должности руководителей организаций занимало 21 лицо (18%), главных бухгалтеров — 7 (6%)

• А какие коррупционные преступления чаще всего совершают главные бухгалтеры?

— Как правило, это хищения путем злоупотребления служебными полномочиями. Так, в Чаусском районе главный бухгалтер одной из сельхозорганизаций на протяжении 8 месяцев неоднократно вносила в бухгалтерские документы сведения о начислении денежных средств сверх полагающейся ей заработной платы и иных выплат. В результате было похищено денежных средств предприятия на общую сумму свыше Br11 тыс. Судом Чаусского района гражданка осуждена по ст.210 УК РБ. Ей назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы со штрафом в размере 100 базовых величин с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных обязанностей и юридически значимых действий, сроком на 5 лет.

• Назовите наиболее распространенные причины совершения коррупционных преступлений.

— Они могут быть самые разные. Прежде всего это корыстная заинтересованность, желание улучшить личное материальное благосостояние путем незаконного получения премиальных выплат либо принятия незаконного вознаграждения за благоприятное решение вопросов, входящих в компетенцию должностных лиц. Нередки случаи, когда лицо совершает преступление, желая приукрасить реальное положение дел на вверенном участке работы, избежать ответственности за невыполнение доведенных плановых показателей. Например, бывший руководитель одной из сель хозорганизаций Могилевского района, желая скрыть негативные результаты своей работы, а именно факты падежа скота, неоднократно давал незаконные указания подчиненным ему по службе работникам на внесение в учетные документы и государственную статистику заведомо ложных сведений о движении крупного рогатого скота, в том числе путем занижения количества его падежа, организовал фиктивную выписку павшего скота в счет заработной платы подчиненных работников, чем причинил существенный вред правам и законным интересам граждан, государственным и общественным интересам. Судом Могилевского района мужчина осужден по ст.426 УК РБ и получил 2 года лишения свободы со штрафом в размере 300 базовых величин с лишением права занимать должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, на срок 2 года.

— В последнее время часто говорят о сфере закупок как об одной из наиболее подверженных коррупционным проявлениям. Так ли это?

— Безусловно, сфера закупок товаров (работ, услуг) характеризуется высокими коррупционными рисками. К числу наиболее распространенных нарушений в сфере закупок можно отнести случаи, когда товары приобретаются без проведения необходимых процедур закупок либо вид процедуры выбран неверно. Должным образом не изучается конъюнктура рынка с целью установления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и ориентировочной стоимости их товаров (работ, услуг).

• И за это могут привлечь к уголовной ответственности?

— При наличии в действиях должностного лица признаков состава преступления — да. Например, бывший начальник отдела материально-технического снабжения одного предприятия Бобруйска выполнил в интересах директора коммерческой организации входящие в его компетенцию действия, выразившиеся в обеспечении приобретения предприятием в фирме инструмента, за что принял от ее директора в качестве взяток денежные средства и товарно-материальные ценности в общей сумме порядка Вг6 тыс., а также получил взятку от представителей другой фирмы в сумме около Вг42 тыс. за обеспечение приобретения предприятием в указанной фирме метизной продукции. Судом Шкловского района гражданин осужден по ст.430 УК РБ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 7 лет со штрафом в размере 800 базовых величин с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 5 лет.

• Почему не всегда срабатывают механизмы, препятствующие коррупции в закупочной сфере?

— Одной из причин является, конечно же, корысть. Законодателем разработаны механизмы для прозрачности приобретения товаров и услуг. Но в полной мере избавиться от сговора между заказчиками и поставщиками пока не удается.

• Вместе с тем минимизировать риски возможно?

— Конечно, для этого со стороны руководителей государственных органов и организаций, ответственных должностных лиц должен осуществляться надлежащий контроль за работой подчиненных работников, отвечающих за проведение закупок, а при их проведении требуется обеспечивать честную конкуренцию и беспристрастную оценку поступающих предложений участников.

• Помимо уголовной ответственности есть же еще и административная?

— Совершенно верно. К примеру, организатор (заказчик) неверно выбрал вид процедуры государственной закупки и вместо, скажем, процедуры открытого конкурса провел процедуру закупки из одного источника. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 15 базовых величин. Нарушением будет являться и не предусмотренное законодательством изменение заказчиком условий договора государственной закупки или ее предмета, нарушение порядка открытия, рассмотрения, оценки, сравнения и отклонения предложений участников, повлекшее неправомерное решение о выборе участника-победителя, и т.д. Нарушения установленного актами законодательства порядка проведения процедур закупок являются правонарушениями, создающими условия для коррупции.

• На ваш взгляд, что главное в борьбе с коррупцией?

— Необходим системный подход, направленный на профилактику любых коррупционных проявлений. Это и тщательный подбор кадров, и постоянная работа с должностными лицами, и надлежащая работа служб ведомственного контроля. Существует мнение, что борьба с коррупцией является обязанностью преимущественно правоохранительных органов. Это не так. От каждого гражданина нашей страны зависит, в каком государстве будут жить и работать наши дети, внуки. Поэтому нетерпимость к преступности, в частности к коррупции, — это наше общее дело. Справиться с этим негативным явлением мы можем только вместе.

Юлиана ШУПЛЕЦОВА