Близнюк, А. Игрушки советского детства : [выставка в Могилевском этнографическом музее] / А. Близнюк // Днепровская неделя. — 2013. — 25 сентября. — С. 1, 6.
Какими бы серьезными дядями и тетями мы сегодня ни были, всех нас объединяет одно — детство. С манной кашей в саду, с разбитыми коленками, поездками к бабушке в деревню, подарками под новогодней елкой, яркими коробками конфет и, конечно же, любимыми игрушками! Плюшевые мишки, большие пластмассовые куклы, солдатики и машинки, игрушечная железная дорога… И куда же они подевались со временем? Все как в известной песенке «Иванушек»: «Просто дети стали старше, просто все мы подросли…» На время вернуть могилевчанам детство удалось супругам Юрию и Екатерине Шкредовым, чья коллекция советских игрушек выставлена в Могилевском этнографическом музее.
Признаться, в музей шла с легким недоверием: ну чем меня могут удивить старые игрушки? Каких только конструкторов и кукол нет сегодня на полках игрушечных магазинов! Войдя в выставочный зал, поняла, что ошибалась: это была не просто выставка, а — настоящая машина времени, как по волшебству возвращающая в самый лучший период жизни, где не было серьезнее проблем, чем сделать прическу кукле, построить гараж для новой машинки либо отпроситься у мамы погулять на улице подольше… Всеобщий восторг посетителей сразу же показал: выставка удалась! Всего пару минут назад они были взрослыми людьми, в очках, с портфелями в руках, которых уже, казалось, ничем не удивишь… А сейчас это — 5-6-летние мальчишки и девчонки, мечтательные, беззаботные, с горящими глазами и счастливыми улыбками на лицах.
Плюшевые мишки, резиновые гномики с бородой, куклы в красивых платьях… Не такие яркие и модные, как сегодняшние Барби и Братц, зато такие родные! В одном из рядов тут же узнала пластмассового мишку-панду с ягодой в лапке, которого когда-то поила чаем из маленьких чашечек — краски с мордочки уже почти стерлись, точно как и у моего. А вот красный солдат, из-за которого мы с братом когда-то дрались — каждый хотел принять его в свою армию. В итоге воин лишился головы… А этот ведь совсем целый! Как же захотелось найти здесь еще одного «друга детства» -мишку Тишку, которого папа когда-то привез из Белорецка, куда ездил в командировки. Как сейчас помню «появление» мишки из черного папиного «дипломата» — долгое время мы с моим Тишкой были просто неразлучны…
— Вот такой самосвал у меня в детстве был. Его ж умудриться еще сломать нужно было! Мы даже сами на нем катались, а ему все нипочем — такой прочный был! Умели же раньше игрушки делать, — делится один из посетителей.
— Маша, посмотри, какие игрушки! Вот с такими мы с мамой когда-то играли, — обращается папа к маленькой дочке. Ребенок с любопытством рассматривает уже успевших стать музейными экспонатами кукол с блестящими синтетическими волосами, медленно проходит весь зал по кругу, по дороге задавая уйму вопросов, после чего останавливается в центре комнаты, у нарядной новогодней елки.
— Ой, какие смешные маски! — улыбается малышка.
На секунду в этой маленькой девочке узнала себя. С таким же нескрываемым восторгом когда-то я помогала родителям наряжать зеленую красавицу (елка непременно была настоящей, пахнущей свежей хвоей). Под ней стоял пластмассовый дед-мороз, на ветках — стеклянные шарики, шишки и конфеты… Каждый раз так старалась дождаться полуночи, чтобы успеть поздороваться с Дедом Морозом, когда он принесет подарки, всегда засыпала раньше времени…
Среди гостей выставки оказались иностранцы. Чилиец Мигель приехал друзьям, которые и привели его посмотреть на «советское детство». Как ни странно, хотя сам Мигель всю жизнь прожил в Чили, многие игрушки ему оказались знакомы.
— У меня были наборы шашек и шахмат, машинки, помню игру «лабиринт». Конечно, они были не точно такие, но очень похожие, — улыбается Мигель. -Я рад, что оказался на выставке — эти игрушки отражают историю, и сразу видно, что вы свою историю бережете. А ведь история — это дом, в котором живет человек.
В коллекции Юрия и Екатерины более тысячи экспонатов. Супруги сожалеют, что не все игрушки удалось выставить в музее — некоторые из них занимают слишком много места.
— Самую первую игрушку я приобрел около трех лет назад на Быховском рынке. Ею никто не интересовался, а стоила кукла копейки, — рассказывает Юрий. — Поначалу все надо мной смеялись: ну зачем тебе это нужно? Но когда увлечение переросло в серьезное хобби, друзья и знакомые стали приносить игрушки из своего детства. Самые старые и дорогие в коллекции — ватные Деды Морозы и Снегурочки, а также резиновые игрушки с металлическими заклепками. Сегодня их уже практически не найти.
— Среди наших игрушек не только отечественные, но и немецкие. Они немного отличаются от наших, например, выражением лиц. Также у кукол-иностранок мягкие, а не пластмассовые, ресницы, — рассказывает Екатерина. — Каждая игрушка имеет свою судьбу. В основном приобретаем кукол и машинки у знакомых или на блошиных рынках, иногда заказываем по Интернету. Например, куклу-хозяюшку нам посчастливилось приобрести прямо в наборе — совсем новую! А вот эту, в розовой шубке, нашли на мусорке… Это вполне обычное дело, потому что жизнь большинства игрушек заканчивается на свалках, на дачах или чердаках. Мы же пытаемся дать им вторую жизнь..
Было забавно наблюдать, как выставка постепенно превратилась во встречу «рожденных в СССР». Каждый спешил поделиться историями из своего детства. Совершенно незнакомые до этого люди вспоминали о мороженом за 13 копеек и автоматах с газировкой, о кефире в стеклянных бутылках и конфетах «Мишка на Севере», о пионерском галстуке и новогодних утренниках в школе, о праздниках, которые отмечали всем двором… Что ни говори, а детство наше было настоящее!