Льдова, Е. «Фермент молодости» Анны Берсеневой : [встреча с писательницей А. Берсеневой] / Екатерина Льдова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 3 февраля. — С. 12.
Татьяна Сотникова, известная большинству читателей под именем Анна Берсенева, — мастер современной прозы. Если вы еще не знакомы с творчеством писателя, то наверняка могли видеть многосерийные художественные фильмы «Капитанские дети», «Ермоловы», «Слабости сильной женщины» и «Гадание при свечах», снятые по романам автора. Сама она определяет свой жанр как «городской роман». Она любит бывать в разных городах, встречаться с читателями. Поэтому с радостью приняла приглашение Центральной городской библиотеки им. К. Маркса.
В зале городской ратуши собрались женщины разных возрастов, профессий. Все они, на страницах книг или телеэкранах, с замиранием сердца следят за героями Берсеневой — такими же, как они: учительница, бизнес-леди, врач-спасатель, медсестра, тренер, театральная актриса…
– Полная чушь, когда говорят, что в жизни — одно, а в книгах -другое. В книжках ровно то, что в жизни, – убеждена автор.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Анна Берсенева родилась в Грозном, училась в Минске, живет в Москве — любимом городе. Обожает путешествовать и влюблена в Париж.
В Могилеве не в первый раз: студенткой журфака БГУ целый месяц жила в нашем городе.
ГЛАВА 1.
НЕЛЮБОВЬ К ЛЮБОВНЫМ РОМАНАМ
— Лет с четырех я сочиняла какие-то истории. Когда подросла, поняла, что стать писателем непросто: требуются особое прикосновение к жизни, знания, опыт, и я это оставила. Занялась журналистикой. Мне было очень интересно: встречи с людьми, поездки, события. Затем занялась литературной критикой, получила степень кандидата филологических наук, закончив аспирантуру Литературного института им. Горького.
Первый роман был написан в 1995 году. Он вышел под названием «Смятение чувств», но выяснилось, что есть фильм с таким названием, и я поменяла его на «Ядовитые цветы».
Я тогда только что защитила диссертацию по теории литературы, начала преподавать в Литературном институте, писала литературоведческие и критические статьи. Мне в голову не пришло бы взяться за роман, если бы не предложение издательства «Эксмо». Оно только-только было основано тремя молодыми людьми.
Они искали авторов, способных написать о недавно изменившейся и ежедневно меняющейся жизни, и предложили мне написать любовный роман, потому что его нет на книжном рынке.
Я любовных романов не только не писала, но и не читала, поэтому для начала ознакомилась с теорией. И поняла, что писать любовный роман не буду никогда. Не хотелось пользоваться готовыми конструкциями, из которых он состоит — своего рода детальками «Лего», с помощью которых любой может создать нечто, может быть, и привлекательное, но абсолютно предсказуемое и стандартное. По счастью, издатели в теорию не вдавались: «Ну, напишите что-нибудь такое, что людям интересно было бы читать». Я подумала, что людям интересно будет читать только то, что мне интересно будет писать. Я и сейчас думаю, что другого подхода к работе быть не должно. Но я совсем не была тогда уверена, что так неожиданно предпринятое занятие окажется чем-то длительным.
ГЛАВА 2.
ИЗ СОТНИКОВОЙ – В БЕРСЕНЕВУ
— Псевдоним Анна Берсенева я и придумала тогда на тот случай, если мой прозаический опыт ограничится одной книжкой. А когда поняла, что не ограничится, — это захватило меня настолько сильно, что мне стало не важно, что скажут коллеги, студенты или критики, — издатели уже были категорически против отмены псевдонима. Книжки у них хорошо продавались, и им не хотелось лишней мороки по внушению читателям, а главное, книготорговцам дополнительного знания о том, что Татьяна Сотникова — это и есть Анна Берсенева. Так и приходится теперь объяснять, что не надо называть меня Аней: я живу под именем Таня, которое мне дали родители. Глупая ситуация. Сама виновата — нечего было малодушничать.
ГЛАВА 3.
ОДИН ДЕНЬ ПИСАТЕЛЯ
— Я думаю, что мой день выглядит со стороны очень скучно. Просыпаюсь (поздно, потому что день обычно заканчивается ночью), пью кофе и сажусь работать. Все интересное происходит не во внешней жизни, а внутри этой работы. Главное, исхитриться так, чтобы на нее мог уйти весь день, то есть, чтобы не пришлось никуда идти или ехать, делать что-то дополнительное. Контакты с внешним миром необходимы и интересны, они происходят у меня постоянно, но их приходится очень жестко дозировать, иначе о работе пришлось бы забыть. Вечерами хожу в театр, общаюсь с друзьями и читаю. В 4 года я начала читать. С тех пор не было ни дня, когда бы я не читала. Конкретных авторов или книг не советую. Сама с большим удовольствием читаю и перечитываю классику. Читаю то, что пишут современные российские писатели. Например, Улицкую и Муравьеву. Зарубежных современных писателей не читаю.
Прямых прототипов у героев книг нет. Сначала появляется не герой и даже не сюжет, появляется вопрос, который я задаю сама себе и на который не знаю ответа. Ответить на него могут герои. Потом я вплетаю в сюжет и в характеры героев тех, кого я знаю, истории, которые наблюдала или о которых мне рассказывали. Бывает, в жизни человек очень добрый, милый, а герой в моей книге — последний мерзавец, но история очень хорошо ложится на сюжет романа. Я ее использую. Правда, люди нередко обижаются. Через многих героев, многие сюжеты хочется донести до читателей важность того в нашей жизни, что нельзя потрогать руками. Это душа, человеческие отношения, любовь, все то, что Бог дал человеку от рождения. Ценность духовных вещей.
Вдохновения Анна не ждет, а просто открывает каждый день записную книжку (благо впечатлений накопилось много за время журналистской работы) и садится на несколько часов к компьютеру. А с мужем советуется, когда по сюжету требуется понять мужскую психологию в той или иной ситуации: «Никогда же не знаешь, как именно поведет себя мужчина. А он подскажет».
ГЛАВА 4.
ЗА КАДРОМ
— Телевидение — мощный инструмент продвижения, конечно. Началось с того, что в 2002 году мне предложили экранизировать цикл «Капитанские дети». Тогда же я поняла, что надо научиться самой писать сценарии, иначе от моих героев останутся «рожки да ножки». Стала учиться, стала сценарии писать. Очень непросто было убедить продюсеров, что я могу это делать. Обычно они от писателей шарахаются, и это имеет под собой определенные основания, потому что киносценарии пишутся сильно иначе, чем книги.
Затем стали появляться заказы на сценарии. Так случилось с «Вангелией». Когда Первый канал предложил нам с мужем взяться за эту работу, я, вникнув в историю Ванги, поняла, что не хочу браться за этот сценарий. Она не шарлатанка, ее предсказания очень точны и правдивы, именно поэтому мне не хотелось приоткрывать тот мир, который дано познать редкому человеку. Супруг оставил выбор за мной. Однако на следующее утро я проснулась с убеждением в том,что сделаю эту работу. Я будто услышала слова: «Ты сделаешь это хорошо, и ей понравится».
ГЛАВА 5.
О «ФЕРМЕНТЕ МОЛОДОСТИ» И СЕМЬЕ
— Характер человека закладывается в семье. Ни школа, ни библиотека не воспитают ребенка так, как родители. Поэтому я стала писать семейные истории: было интересно разобраться, почему человек стал таким, откуда все пошло. Умные родители занимаются с ребенком, воспитывают в нем интерес к жизни.
Хотя, на мой взгляд, до определенного возраста в каждом из нас есть «фермент молодости» — состояние, когда ты испытываешь интерес к жизни просто потому, что ты молод, перед тобой масса неоткрытых горизонтов. Со временем этот фермент пропадает. Поэтому, чтобы было интересно жить — надо трудиться, чувствовать жизнь.
В женщине это главное — чувство жизни. Сила натуры. Когда глаза горят, жизнь чувствуешь, ситуацию оцениваешь правильно и своевременно. Ощущение острия жизни невероятно привлекает. Французы называют это «Force de la nature». Мы живем с мужем более 30 лет, и он мне по-прежнему интересен. Надеюсь, и я ему. Самая опасная ситуация в отношениях мужчины и женщины — рутина. Думаю, главный секрет долгих отношений — способность каждого к внутреннему развитию. А как только один перестает развиваться — все. Романы на стороне, бизнес до потери сознания, спиртное…
Женщине очень трудно писать. И творчество, и семья требуют погружения. Никогда не будет рядом идеального спутника, который скажет: «Ты пишешь, дорогая? Сколько тебя еще не беспокоить? Денька два? Конечно, милая, не волнуйся, пиши». Есть ряд профессий, которые требуют такой самоотдачи, что на семью не хватает времени. Тогда нужно искать компромисс. Правда, его можно найти только с любимым мужчиной.
Женщине труднее, чем мужчине, реализовать себя в профессии. Потому семья должна всегда быть в ее плане самореализации. Выбирая профессию, нужно определять, позволит ли она уделять внимание семье. Если у женщины пятеро детей, она замужем, но не реализовалась в профессии, вряд ли она счастлива.
В мужчинах ценю талант — способность делать то, что больше никто делать не может. Он может щи варить так, как никто не варит. Ощущение того, что он, делает что-то значимое в жизни, что никто, кроме него, не сделает — это для меня проявление мужественности. Мускулы совершенно не обязательны, обязательна внутренняя состоятельность.