«Фермент молодости» Анны Берсеневой

Льдова, Е. «Фермент молодости» Анны Берсеневой : [встреча с писательницей А. Берсеневой] / Екатерина Льдова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 3 февраля. — С. 12.

Татьяна Сотникова, известная большинству читателей под именем Анна Берсенева, — мастер современной прозы. Если вы еще не знакомы с творчеством писателя, то наверняка могли видеть многосерийные художественные фильмы «Ка­питанские дети», «Ермоловы», «Слабости сильной женщины» и «Гадание при свечах», снятые по романам автора. Сама она определяет свой жанр как «городской роман». Она любит бывать в разных городах, встречаться с читателями. Поэтому с радостью приняла приглашение Центральной городской библиотеки им. К. Маркса.

В зале городской ратуши со­брались женщины разных воз­растов, профессий. Все они, на страницах книг или телеэкранах, с замиранием сердца следят за героями Берсеневой — такими же, как они: учительница, бизнес-ле­ди, врач-спасатель, медсестра, тренер, театральная актриса…

–  Полная чушь, когда говорят, что в жизни — одно, а в книгах -другое. В книжках ровно то, что в жизни, – убеждена автор.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Анна Берсенева родилась в Грозном, училась в Минске, живет в Москве — любимом городе. Обо­жает путешествовать и влюблена в Париж.

В Могилеве не в первый раз: студенткой журфака БГУ целый месяц жила в нашем городе.

ГЛАВА 1.

НЕЛЮБОВЬ К ЛЮБОВНЫМ РОМАНАМ

—  Лет с четырех я сочиняла какие-то истории. Когда подрос­ла, поняла, что стать писателем непросто: требуются особое при­косновение к жизни, знания, опыт, и я это оставила. Занялась журналистикой. Мне было очень инте­ресно: встречи с людьми, поездки, события. Затем занялась литера­турной критикой, получила сте­пень кандидата филологических наук, закончив аспирантуру Лите­ратурного института им. Горького.

Первый роман был написан в 1995 году. Он вышел под назва­нием «Смятение чувств», но вы­яснилось, что есть фильм с таким названием, и я поменяла его на «Ядовитые цветы».

Я тогда только что защитила диссертацию по теории литера­туры, начала преподавать в Лите­ратурном институте, писала лите­ратуроведческие и критические статьи. Мне в голову не пришло бы взяться за роман, если бы не предложение издательства «Эксмо». Оно только-только было основано тремя молодыми людьми.

Они искали авторов, способных написать о недавно изменившей­ся и ежедневно меняющейся жиз­ни, и предложили мне написать любовный роман, потому что его нет на книжном рынке.

Я любовных романов не толь­ко не писала, но и не читала, по­этому для начала ознакомилась с теорией. И поняла, что писать лю­бовный роман не буду никогда. Не хотелось пользоваться готовыми конструкциями, из которых он состоит — своего рода де­тальками «Лего», с помощью которых любой может соз­дать нечто, может быть, и привлека­тельное, но абсо­лютно предсказуе­мое и стандартное. По счастью, изда­тели в теорию не вдавались: «Ну, на­пишите что-нибудь такое, что людям интересно было бы читать». Я подума­ла, что людям инте­ресно будет читать только то, что мне интересно будет писать. Я и сейчас думаю, что другого подхода к работе быть не должно. Но я совсем не была тог­да уверена, что так неожиданно предпринятое занятие окажется чем-то длительным.

ГЛАВА 2.

ИЗ СОТНИКОВОЙ – В БЕРСЕНЕВУ

— Псевдоним Анна Берсенева я и придумала тогда на тот слу­чай, если мой прозаический опыт ограничится одной книжкой. А когда поняла, что не ограничится, — это захватило меня настолько сильно, что мне стало не важно, что скажут коллеги, студенты или критики, — издатели уже были ка­тегорически против отмены псев­донима. Книжки у них хорошо продавались, и им не хотелось лишней мороки по внушению чи­тателям, а главное, книготоргов­цам дополнительного знания о том, что Татьяна Сотникова — это и есть Анна Берсенева. Так и при­ходится теперь объяснять, что не надо называть меня Аней: я живу под именем Таня, которое мне дали родители. Глупая ситуация. Сама виновата — нечего было ма­лодушничать.

ГЛАВА 3.

ОДИН ДЕНЬ ПИСАТЕЛЯ

— Я думаю, что мой день вы­глядит со стороны очень скучно. Просыпаюсь (поздно, потому что день обычно заканчивается ночью), пью кофе и сажусь ра­ботать. Все интересное проис­ходит не во внешней жизни, а внутри этой работы. Главное, ис­хитриться так, чтобы на нее мог уйти весь день, то есть, чтобы не пришлось никуда идти или ехать, делать что-то дополнительное. Контакты с внешним миром не­обходимы и интересны, они происходят у меня постоянно, но их приходится очень жестко дозировать, иначе о работе при­шлось бы забыть. Вечерами хожу в театр, общаюсь с друзьями и читаю. В 4 года я начала читать. С тех пор не было ни дня, когда бы я не читала. Конкретных авто­ров или книг не советую. Сама с большим удовольствием читаю и перечитываю классику. Читаю то, что пишут современные рос­сийские писатели. Например, Улицкую и Муравьеву. Зарубеж­ных современных писателей не читаю.

Прямых прототипов у героев книг нет. Сначала появляется не герой и даже не сюжет, появляет­ся вопрос, который я задаю сама себе и на который не знаю отве­та. Ответить на него могут герои. Потом я вплетаю в сюжет и в ха­рактеры героев тех, кого я знаю, истории, которые наблюдала или о которых мне рас­сказывали. Бывает, в жизни человек очень добрый, ми­лый, а герой в моей книге — последний мерзавец, но исто­рия очень хорошо ложится на сюжет романа. Я ее ис­пользую. Правда, люди нередко оби­жаются. Через многих героев, многие сюжеты хочется донести до читателей важность того в нашей жизни, что нельзя потрогать руками. Это душа, человеческие отношения, лю­бовь, все то, что Бог дал человеку от рождения. Ценность духовных вещей.

Вдохновения Анна не ждет, а просто открывает каждый день записную книжку (благо впечат­лений накопилось много за время журналистской работы) и садится на несколько часов к компьютеру. А с мужем советуется, когда по сюжету требуется понять муж­скую психологию в той или иной ситуации: «Никогда же не знаешь, как именно поведет себя мужчи­на. А он подскажет».

ГЛАВА 4.

ЗА КАДРОМ

—  Телевидение — мощный ин­струмент продвижения, конечно. Началось с того, что в 2002 году мне предложили экранизировать цикл «Капитанские дети». Тогда же я поняла, что надо научиться самой писать сценарии, иначе от моих геро­ев останутся «рожки да ножки». Стала учиться, стала сце­нарии писать. Очень непросто было убе­дить продюсеров, что я могу это де­лать. Обычно они от писателей шара­хаются, и это имеет под собой опреде­ленные основания, потому что киносце­нарии пишутся силь­но иначе, чем книги.

Затем стали по­являться заказы на сценарии. Так случи­лось с «Вангелией». Когда Первый канал предложил нам с мужем взяться за эту работу, я, вникнув в историю Ванги, поняла, что не хочу браться за этот сценарий. Она не шарлатанка, ее предска­зания очень точны и правдивы, именно поэтому мне не хотелось приоткрывать тот мир, который дано познать редкому человеку. Супруг оставил выбор за мной. Однако на следующее утро я про­снулась с убеждением в том,что сделаю эту работу. Я будто услы­шала слова: «Ты сделаешь это хо­рошо, и ей понравится».

ГЛАВА 5.

О «ФЕРМЕНТЕ МОЛОДОСТИ» И СЕМЬЕ

—    Характер человека закла­дывается в семье. Ни школа, ни библиотека не воспитают ребен­ка так, как родители. Поэтому я стала писать семейные истории: было интересно разобраться, почему человек стал таким, от­куда все пошло. Умные родители занимаются с ребенком, воспи­тывают в нем интерес к жизни.

Хотя, на мой взгляд, до опреде­ленного возраста в каждом из нас есть «фермент молодости» — со­стояние, когда ты испытываешь интерес к жизни просто потому, что ты молод, перед тобой масса неоткрытых горизонтов. Со вре­менем этот фермент пропадает. Поэтому, чтобы было интересно жить — надо трудиться, чувство­вать жизнь.

В женщине это главное — чув­ство жизни. Сила натуры. Когда глаза горят, жизнь чувствуешь, ситуацию оцениваешь пра­вильно и своевре­менно. Ощущение острия жизни не­вероятно привле­кает. Французы на­зывают это «Force de la nature». Мы живем с мужем более 30 лет, и он мне по-прежнему интересен. Наде­юсь, и я ему. Самая опасная ситуация в отношениях муж­чины и женщины — рутина. Думаю, главный секрет долгих отноше­ний — способность каждого к внутреннему развитию. А как только один перестает раз­виваться — все. Романы на сторо­не, бизнес до потери сознания, спиртное…

Женщине очень трудно писать. И творчество, и семья требуют погружения. Никогда не будет рядом идеального спутника, ко­торый скажет: «Ты пишешь, до­рогая? Сколько тебя еще не бес­покоить? Денька два? Конечно, милая, не волнуйся, пиши». Есть ряд профессий, которые требуют такой самоотдачи, что на семью не хватает времени. Тогда нужно искать компромисс. Правда, его можно найти только с любимым мужчиной.

Женщине труднее, чем муж­чине, реализовать себя в про­фессии. Потому семья должна всегда быть в ее плане саморе­ализации. Выбирая профессию, нужно определять, позволит ли она уделять внимание семье. Если у женщины пятеро детей, она замужем, но не реализова­лась в профессии, вряд ли она счастлива.

В мужчинах ценю талант — спо­собность делать то, что больше никто делать не может. Он может щи варить так, как никто не варит. Ощущение того, что он, делает что-то значимое в жизни, что ни­кто, кроме него, не сделает — это для меня проявление мужествен­ности. Мускулы совершенно не обязательны, обязательна вну­тренняя состоятельность.