Такое было время

Такое было время / Юрий Прокопенко // Веснік Магілёва. — 2024. — 28 февраля. — С. 9.

Перед вами вторая серия нового проекта «Весніка Магілева». Мы продолжаем листать подшивку нашей газеты и вспоминать факты, события, явления, которые уже порядком стерлись из памяти, но зафиксированы на пожелтевших газетных полосах главной городской газеты.

Начало 90-х. Время трудное, можно сказать, смутное. Но и интересное, особенно с позиций дня нынешнего. Как переживал Могилев распад Союза, становление суверенной республики, политический и экономический хаос, невероятное социальное напряжение. В этом номере — весна 1991-го.

Кто же нас защитит?

Ручьи писем с таким лейтмотивом текли в редакцию весной 91-го. Они сливались в поток всеобщего негодования, недоумения и возмущения 5-процентным налогом с продаж, введенным Указом Президента СССР. Его уникальность в том, что взимался с покупателя налог, а не с продающего. То есть сверху ценника человек должен был уплатить еще 5%. Недовольство читателей было связано и с тем, что республики Прибалтики, Украина, Россия либо отказались от него, либо воспользовались правом освобождать от налога наиболее важные товары, а также социально незащищенные слои граждан. Могилевчанка Л. Меткевич пишет:

5-процентный налог возмущает до глубины души. По какому праву Белорусское правительство приняло его, не подумав о жизни народа, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы? Я — кормящая мать, но вкус молока забыла, т.к. не пью его уже 9 месяцев. Зачем подвергать риску дитя? Союзное же правительство вместо помощи нам — налог. Вот и остаемся мы со своей бедой наедине. Почему я должна платить со своего 35-рублевого пособия еще какой-то налог? Скоро повысят цены. Где искать защиты и как жить дальше?

Глас народа был услышан. Вскоре этот налог отменили…

Шерстяные шарфы

Стоит отметить, что общая информационная картина 33-летней давности имела ярко выраженный негативный крен. Вот лишь небольшой штрих, характеризующий внутреннее состояние общества, не понимающего, что происходит, куда катится страна и куда исчезла вчерашняя стабильность. Статья под названием «Азиатский синдром в Могилеве» на первой полосе № 13.

Многие сотни пассажиров общественного транспорта стали свидетелями чрезвычайного происшествия на Пушкинском проспекте. Разгневанная толпа перекрыла проезжую часть и остановила движение на несколько часов. Слышались возмущенные крики, призывы к энергичным действиям против властей и правительства. При этом явно просматривались одни и те же молодчики, старающиеся накалить толпу. Где-то это уже было. Память подмазывает: в городах Средней Азии. Что же произошло в Могилеве? В универмаге

«Октябрьский» продавали шерстяные шарфы. Затем объявили — закончились! Крикуны не поверили, и это послужило искрой, воспламенившей пожар негодования. Неважно, что представители толпы проверили прилавки и шарфов в наличии не оказалось, — буза продолжалась.

Далее из статьи становится известно, что тактично унять толпу пришлось милиции. Здесь же автор задается вопросом: а где же были власти и почему бы им не обратиться к людям с разумным словом?

В наше время дефицит в дефиците. В лексиконе современных белорусов это слово где-то на антресолях, покрылось пылью. А тогда его знали даже детсадовцы. Дефицитным было все. Оцените выдержки из интервью заведующей аптекой № 1 Тамары Мажары.

…Сейчас основные поставки импортных препаратов осуществляются зарубежными фирмами, но договоры не заключены из-за отсутствия валюты. Советские препараты поступают не совсем регулярно. Прибалтика, к примеру, выполняет договорные обязательства, но со значительными сбоями.

— Увидим ли мы на прилавках аптек вату, гигиенические пакеты, тампоны, горчичники и кровоотсасывающие банки, которые давно исчезли с глаз людских?

— По поводу ваты сразу же могу сказать, что ее для розничной продажи нет и не будет, так как не заключены договоры на поставку из-за недостаточного ее производства. Гигиенические пакеты в продаже будут появляться так же редко, как и в прошлые годы. С горчичниками в этом году значительно хуже, чем в прошлом. Отпускать их будем только по рецептам детям и инвалидам. Банки должны поступать к нам в достаточном количестве.

За Союз

17 марта 91-го состоялся Всесоюзный референдум о сохранении СССР. Вопрос референдума был сформулирован так: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». Накануне плебисцита на страницах «Весніка» развернулось широкое и острое обсуждение судьбоносного для страны народного волеизъявления. Большинство было за сохранение Страны Советов, несколько переформатированной, но все же по-прежнему Великой и в целом Могучей. И вот результаты референдума в Могилеве, где на 143 участках для голосования около 180 тысяч могилевчан (явка 73%) ответили на поставленный вопрос. «За» Союз республик высказались 73,9%. «Нет» сказали 24,7% проголосовавших горожан. 1,4% не сказали ни «да» ни «нет». Плюс-минус такие же результаты были зафиксированы и в общесоюзных итогах референдума. Однако дальнейшие политические события пошли вразрез с волей народа. К концу года СССР не стало де-юре. А с новым 1992-м жителей уже бывшей большой страны с экранов телевизоров поздравлял сатирик Задорнов…

Важная стройка

Но вернемся в первую половину года. Несмотря на все неурядицы, жизнь продолжалась, заводы работали, строители строили. Продолжалось и возведение важного для города объекта — моста через Днепр от улицы Королева до Витебского проспекта. Чуть позже в народе его назвали «Новый мост». Работы, правда, продвигались ни шатко ни валко. Но ключевое слово в предыдущем предложении — «продвигались», ведь этот объект относился к разряду долгостроев. Началось строительство еще в феврале 1983 года, а после Чернобыльской катастрофы была трехлетняя консервация. Не хватало трудовых сил и строительных материалов. Но этот мост городу был крайне нужен. Он должен был не просто соединить два берега, но и избавить центральные магистрали от бесконечной дымной колонны грузовиков. О ходе строительства по состоянию на март 91-го в интервью нашей газете тогда рассказал начальник участка № 3 Витебского мостопоезда № 425 Николай Демченко.

… У нас есть рабочие руки, техника, но нет металлоконструкций. Мост — цельносварной, то есть состоит из отдельных сварных блоков. Они изготавливаются на Воронежском мостовом заводе из металла, поступающего из «Азовстали». В этом году нам выделено 1200 тонн металлоконструкций, в следующем планируется 1100. Мы же имеем возможность только в этом году собрать 2000 тонн металла. Если нам ускорят поставки, работы продвинутся к завершению. По проекту у моста пять опор, сейчас готовы три. Начинаем строительство оставшихся. Это довольно длительная и трудоемкая работа, поскольку опоры — сильно массивные. Одна опора строится от 6 до 12 месяцев, на нее уходит 2,5 тысячи кубометров бетона.

— Мост — украшение города. Что скажете о его архитектурной эстетике?

— К сожалению, он украшением не станет. По плану -это большой мост-труженик. Проект его — дитя 80-х годов. В то время, как мы знаем, больше внимания уделяли прочности и дешевизне. Таким он и будет: простым и надежным.

— Тривиальный вопрос: когда мост будет завершен?

— По плану срок сдачи — IV квартал 1993 года.

Разумеется, в план строители не вложились. Разумеется, не по своей вине. Распад советского государства, оборвавшиеся связи стали причиной второй консервации. Работы возобновились в 94-м, после вступления в должность президента независимой Беларуси Александра Лукашенко. Молодой и энергичный Глава государства взял вопрос строительства моста на личный контроль, и уже в ноябре 95-го была торжественно перерезана символичная ленточка.

О происшествиях

Традиционная рубрика ВМ «Что случилось в городе» сама по себе атмосферна и информативна. По ней весьма любопытно познавать детали эпохи.

8 марта двое неизвестных напали на 9-классника СШ № 23 А. и отняли у него свитер и часы.

Рабочий завода «Электродвигатель» С. умыкнул с родного предприятия электродвигатель.

Со склада ПО «Могилев-лифтмаш» украли 6 ящиков подшипников и сверла на 2000 рублей.

Ничем не приметный грузовик катил по ул. Алтайской. Но участковому инспектору Н. Кулешову он чем-то не понравился. Инспектор остановил машину, и не напрасно. Шофер ГАП-4 Л. вез 188 бутылок водки, 91 — вина, 144 талона на ликеро-водочные изделия, 411 талонов на сахар за март. Кроме того, у него оказалось наличными 1826 рублей. Откуда все это — водитель объяснить не смог.

У гражданина Германии Р. из его машины похищено лобовое стекло.

Путевка в Испанию

Такой приз в придачу к титулу «Могилевская красавица-91» получила учащаяся второго курса музыкального училища Елена Бутина. Посмотреть на финал городского конкурса красоты собрался целый зал Дворца культуры и техники ПО «Химволокно» (нынешний Дворец культуры области). Тогда это было в моде. А турпоездка в капстрану для победительницы — окно в другой мир!

А вот День города могилевчане в тот год особо не приветили. Об этом с сожалением пишет корреспондент «ВМ».

Ничего людям не любо, даже свой традиционный праздник города практически проигнорировали. Не захотели полюбоваться замечательным творчеством на стадионе «Спартак», концертами коллективов со всей Беларуси, приехавшими в Могилев с мелодиями народной музыки, красочным шествием творческих коллективов по улицам города, увлекательным авиаспортивным праздником, фейерверком и др. А ведь было захватывающе.

Что ж… Такое было время…