Мир Валерия Юркова

Безрученко, А. Мир Валерия Юркова : [выставка могилевского художника Валерия Юркова в городском выставочном зале] / А. Безрученко // Могилёвская правда. — 2013. — 9 мая. — С. 3.

«Я был, я есть и я не раз приду» — поэтическая строчка, давшая название первой персональной посмертной выставке могилевского художника Валерия Юркова. На вернисаже, состоявшемся 2 мая в городском Выставочном зале, собрались люди, многие из которых хорошо знали живописца, долгие годы работали и дружили с ним.

Подбором картин для выставки занималась вдова художника Вера Юркова. Объединенными в одну экспозицию оказались работы, выполненные в разных техниках и жанрах. Ранние, написанные в более зрелом возрасте и последние полотна отличаются друг от друга еще и по тематике. Такое разнообразие объясняется стремлением дать наиболее полное представление о таланте художника.

— Я решила в картинах собрать всю его творческую жизнь — от начала до конца. Хотелось показать, что он умел работать во всех техниках как настоящий профессионал. И офорт, и литография, и линогравюра, и акварель — ему все техники были подвластны, — говорит Вера Юркова. Некоторые ранние работы, в частности графика, и вовсе не были известны широкой публике. Всего на выставке представлено   67 картин.

Любимым жанром Валерия Юркова был пейзаж, сюжеты для которого он черпал из родной природы. Частенько художника с его собакой водолазом можно было увидеть в Подниколье.

— Все времена года, все состояния дня он проживал именно там, — рассказывает Вера Ивановна. — Потом эти чувства, преломленные в душе, он изображал на своих полотнах. Это, на первый взгляд, ничем не примечательное место отражено и в большинстве его картин: «Пейзаж с Бартиком», «Ветреный день», «На ясном луче», «Утро в Подниколье», «Полдень», «Закат». Сам живописец о своем любимом уголке города говорил так: «Спустись вниз, и окажешься в другом мире».

Коллеги и друзья Валерия Юркова отметили, что он остро чувствовал время. В его картинах заметны происходившие в тот или иной период перемены в обществе, государстве, отношениях между людьми. Так, ранние работы, датированные 70ми годами, более оптимистичны. Здесь преобладают бытовые сценки, традиционные индустриальные и сельскохозяйственные темы: «Утренний монтаж», «На току», «Селекционеры». С Чернобыльской катастрофой в картинах появляются мрачные, унылые тона. Дальнейшие события также не добавили позитивных красок. В последние годы отчаяние сменилось умиротворением и ностальгией, грозовые тона — солнечными («Храм Страны туманов», «Светлый луч», «Последний луч уходящего солнца»).

Несколько картин, представленных на выставке, посвящены военной тематике («Проводы», «В память погибшим героям»). В графике — философские рассуждения на тему художника и творчества (триптих «Гнездо поэта», «Поэзия творчества»). В некоторых работах проглядывают фольклорные мотивы («Свадьба в озерном краю»).

На вернисаже собралось огромное количество людей.  Это не могло не порадовать Веру Юркову, которая призналась, что при жизни художник часто чувствовал себя невостребованным, ему хотелось, чтобы встреч и общения с публикой было больше.