Борсяк, Ю. Портрет женщины акварелью : [художник Вера Куприна, заведующая картинной галереей П. Масленикова] / Ю. Борсяк // Могилевские ведомости. — 2012. — 18 февраля. — С. 16.
На холсте жизни Веры Ивановны Куприной, заведующей картинной галереей П. В. Масленикова Могилевского областного художественного музея, много ярких, наполненных светом и теплом красок. Все они исходят от творческой натуры этой удивительной женщины, результатов ее кропотливой работы над любимым делом. В первый день февраля Вере Ивановне исполнилось 55 лет, и с этим праздником ее торопились поздравить все родные, коллеги, друзья и знакомые.
Многие уверены, что судьба не случайно привела ее именно в этот музей, которому она посвятила без малого 17 лет жизни из 20 лет его существования. Даже день рождения Веры Ивановны необычным образом совпадает с днем рождения художника, галереей которого она заведует. Придя сюда в июле 1995 года и впервые познакомившись с работами Масленикова, Куприна поняла, что ей близко его восприятие, отношение к природе. Поэтому первое, что сделала — в августе запланировала встречу с художником. Запись их беседы — уникальная, и сделана она была всего за месяц до смерти Павла Васильевича. Из разговора понятно, насколько они, не знакомые раньше, друг друга понимали, потому что каждый вопрос был задан в точку. Благодаря этой беседе стало известно очень много фактов из биографии художника, его путешествий, отношения к искусству и жизни. Беседа легла в основу многих статей и научных работ.
Как и Маслеников, выпускник Витебского педагогического техникума, Куприна прошла витебскую художественную школу, поскольку образование получила в местном пединституте им. П. М. Машерова на художественно-графическом факультете. Так же, как и Павел Васильевич, она является приверженцем академической школы. Вера Ивановна прекрасно работает в технике акварели, очень тонко чувствует мир, окружающую природу. Своими учителями она называет Феликса Гумена и Валентину Напреенко-Ляхович, работающих с акварелью в технике «а-ля прима», и Ивана Столярова, в совершенстве владеющего техникой лессировки. Последнюю, позволяющую постепенное написание работы слой за слоем, что дает проявиться всей красоте акварельной краски, полюбила и Вера Ивановна. Работа с акварелью сложна. Если с масляными красками можно сделать «работу над ошибками», «спрятать» ненужный мазок, снять, переписать, то акварельные такого не позволяют.
До прихода в музей Вера Ивановна работала в СШ №2 г. Могилева с архитектурно-художественным уклоном. Там больше раскрывался ее талант педагога, художника. Кроме акварели, графики, во времена учительства Вере Ивановне приходилось заниматься и линогравюрой, и батиком, и различными техниками вышивки. Она всегда становилась рядом с детьми и не просто на словах, как делают многие, а на личном примере показывала, как следует исполнять ту или иную технику.
«Мы с ней вместе работали в школе, дружили, — поделилась воспоминаниями заместитель директора музея Светлана Строгина. У Веры Ивановны в какой-то момент появились проблемы с голосовыми связками, а ведь учителю нужно помногу и подолгу говорить. В это же время в Могилеве открылся музей, и его директор пришел в школу с предложением к творческим сотрудникам, которые читали историю искусств, вели рисунок, живопись и композицию, перейти к ним работать. В материальном плане мы даже теряли, ведь учитель тогда получал больше научного сотрудника музея. Но мне было немного знакомо музейное дело, оно казалось интересным, потому уговорила коллегу попробовать. Какое-то время мы даже совмещали школу и музей, не решаясь сразу бросить прежнюю работу. Музей только создавался, потому несколько месяцев нашим с ней «рабочим кабинетом» был один из выставочных залов, в котором висели картины. В такой творческой атмосфере мы начинали трудиться. И Вера Ивановна очень быстро увлеклась музеем».
Здесь и раскрылся другой талант Куприной — талант искусствоведа. На базе собранных ею материалов по Масленикову разрабатываются музейные программы, лекции, целые абонементы. Все это идет в народ — к маленьким и взрослым посетителям. По ним проходит большое количество семинаров и симпозиумов. В любую работу Вера Ивановна окунается с головой и отдает всю себя. Тактично и грамотно выстроены любые ее занятия, лекции.
«Так получилось, что, начиная со школы, мы с мамой неразлучны, — отметила в беседе старшая дочь Ольга. — Мама очень добрый, открытый, отзывчивый, трудолюбивый человек. Всегда надеется на себя и на свои силы. Работает на износ. Ее быстрый темп жизни не каждому под силу. Я и мама совсем разные, но на многие вещи в работе и в обычной жизни смотрим одинаково. Мы с ней не просто мама и дочка, начальница и подчиненная, мы — подруги. Я уверена, что, даже если бы мы не были родственниками, я бы хотела, чтобы у меня была такая подруга. У мамы много друзей, и их с каждым годом становится все больше. Мама — замечательный педагог. Об этом всегда говорило море цветов на первое сентября, поздравления по телефону, визиты учеников к ней в музей после ее ухода из школы. Она никогда не заставляла нас с сестрой зубрить уроки, учила намного большему — стремиться вперед, к знаниям. И мы очень благодарны ей за это.
Также мама — отличный акварелист. Но сейчас из-за большой загруженности пишет мало картин. Надеюсь, что с выходом на заслуженный отдых у нее появится время и силы, чтобы она порадовала нас новыми работами. Я горжусь, что часть ее замечательных картин — мое приданое».
В благодарность за тот труд, который Вера Ивановна Куприна проделала во благо музея, истории и культуры нашей Могилевщины, музейного дела Беларуси в целом, управление культуры облисполкома подготовило к ее юбилею Почетную грамоту. А коллеги в свою очередь желают юбилярше крепкого здоровья, душевного спокойствия, счастья в личной жизни и детях.