Литина Г. Могилевский областной художественный музей / Галина Литина // Трудовая слава. — 2008. — 19 декабря. — С. 4.
ПРОГУЛИВАЯСЬ по центральной части Первомайской, не заметить это здание невозможно. Долгое время оно было самым красивым в городе, да и сегодня, к сожалению, не так много имеется в Могилеве строений, которые могли бы на равных с ним конкурировать. Построено оно из кирпича, имеет черты стилей «модерн», псевдорусского и позднего классицизма. Такая «разножанровость», наверное, и обеспечила ему столь привлекательный вид. Возводилось оно как Дворянский и Крестьянский Поземельные банки. Строительство завершилось в 1914 году, автором проекта и архитектором является А. Друкер.
Для провинциального губернского города начала двадцатого века это здание было уникальным и по комфортности: в нем имелось свое водяное отопление, кондиционеры, электрическое освещение и телефон.
Двумя банками руководил всего один директор, а вот штат был свой у каждого заведения. На первом этаже, в помещении с бронированной дверью, имелось хранилище для денег. Дворянский банк предоставлял помещикам денежные суммы под залог имущества. В случае неплатежеспособности заемщика, заложенное им поместье переходило в собственность банка. Крестьянский банк предлагал кредиты зажиточной части крестьянства.
Есть сведения, что в ноябре 1917 года, после захвата царской Ставки в Могилеве красноармейцами, в здании банка издавалась большевистская газета «Революционная ставка». После установления советской власти в городе, в 1918 году, в здании банков разместился финансовый отдел губернского исполкома, а через год сюда переехал Могилевский государственный исторический музей. В несгораемую бронированную комнату-сейф из музеев Минска, Полоцка, Витебска и других мест, оказавшихся вблизи от советско-польской границы, свезли ценности, представлявшие собой национальную гордость республики. Среди них был знаменитый крест Ефросиньи Полоцкой, изготовленный в 1161 году Лазарем Богшей, собрание белорусских рукописных книг и грамот, работы В.Л. Боровиковского, В.Е. Маковского, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, копия иконы А.Рублева «Троица», коллекция белорусских рукописных книг и грамот (175 единиц), оружие Х-Х1У веков (280 единиц), монеты (18 тысяч единиц), иконы XVII-XIX веков, булава Сигизмунда III, Митра Георгия Канисского (серебро), внимания заслуживали также плащаница, датируемая 1566 годом, и первопечатная минея (православная богослужебная книга, содержащая молитвы, песнопения, повествования о жизни святых и службы, расположенные по месяцам и дням года).
В 1932 году музей был перенесен на ул. Ленинскую, а в здании разместился областной комитет партии, но спецсейф продолжал действовать, т.е. в нем все также хранилась коллекция сокровищ. С началом Великой Отечественной войны при эвакуации реликвии бесследно исчезли. Возможно, они были захвачены фашистами и вывезены в Европу, но точных сведений об этом нет, поэтому в различных СМИ с завидным постоянством появляются публикации об обнаружении следа пропавших национальных ценностей. Но, к сожалению, за прошедшие 67 лет ничего из перечисленного выше ни в Европе, ни в других точках мира обнаружено не было, по крайней мере, никто официально о находках не заявлял. Тайна этих сокровищ не разгадана до сегодняшнего дня.
После освобождения города, в 1944 году, в самом красивом из уцелевших зданий центральной улицы обосновалась партийная организация (областной комитет КП(б)Б и партийный архив), с 1970-х по 1990 год на первом этаже располагалась редакция газеты «Могилевская правда», а на втором — горком партии.
На сегодняшний день здание является памятником архитектуры начала XX столетия.
Могилевский областной художественный музей здесь был открыт решением исполнительного комитета Могилевского областного совета депутатов 19 ноября 1990 года. В первую его коллекцию вошли восемьдесят три произведения живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства, которые передал Могилевский областной краеведческий музей. За восемнадцать лет фонды вновь созданной сокровищницы национальных ценностей значительно увеличились, в их состав вошли древние иконы, рукописи, современная скульптура живопись.
Самая большая коллекция музея — современное искусство Беларуси, представленное произведениями художников, которые родились, работали или сейчас живут и работают на Могилевщине. Хранятся в коллекции музея и произведения известных художников республики.
Пятнадцатого сентября 1998 года на первом этаже музея был открыт новый выставочный комплекс из четырех залов, в которых ежегодно проходит свыше 20 разноплановых выставочных проектов. Доброй традицией стало проведение на базе музея международных пленэров по живописи, в которых принимают участие как отечественные, так и зарубежные художники.
В 2002 году открыт мемориальный зал, посвященный творчеству известного художника-скульптора Владимира Михайловича Летуна. Экспозиция создана на основе коллекции из 62 скульптурных произведений, которую подарила музею семья художника. В Могилеве и Могилевской области хорошо знакомы с творчеством скульптора: это памятники художникам В.К. Белыницкаму-Бирули, П.В. Масленикову, воинам-освободителям от немецко-фашистских оккупантов и другие.
Итогом 10 летнего труда коллектива музея стала постоянно действующая экспозиция «Захаваная спадчына», открытая 1 февраля 2007 года. В ней представлена портретная галерея просветителей Беларуси: Ефросиньи Полоцкой, Петра Мстиславца, Спиридона Соболя, Максима и Василия Ващенков, Георгия Конисского. Портреты выполнены талантливым Могилевским художником Константином Прошковичем. В рамках проекта собрана уникальная коллекция иконописи Нового времени, но все же главным экспонатом экспозиции является монументальная живопись 18 века — композиция «Преображение Господнее», чудом спасенная в 1978 году. За несколько дней до взрыва Кармелитского костела в городе Белыничи, группа художников-реставраторов разобрала 4 композиции (на отдельные плиты) и только через 20 лет появилась возможность экспонировать их как единое целое. Сегодня это уникальный и единственный памятник культуры на постсоветском пространстве представленный в таком объеме в музейной экспозиции.
В начале декабря 2008 года в музее была открыта еще одна постоянно действующая экспозиция, состоящая из работ нашего земляка, художника Константина Николаевича Гедды.
Самой масштабной из представленных выставок музея является мемориальная картинная галерея Павла Васильевича Масленикова. Ее создание еще при жизни художника, в 1994 году, стало возможным после передачи им в дар музею 125 живописных полотен со своей шестой персональной выставки, посвященной 80-летию со дня рождения. 22 января 1996 года Могилевскому областному музею было присвоено имя этого знаменитого художника Могилевщины.
На сегодняшний день П.В. Маслеников — один из самых именитых и уважаемых в белорусском искусстве, за рубежом и в научных кругах художник, он также известен как театральный художник, педагог, искусствовед, общественный деятель. Звание «Заслуженный деятель искусств Беларуси» он получил еще в 1954 году, кандидата искусствоведения — в 1960-м, народного художника Республики Беларусь — в 1994-м. За исследования в области гуманитарных наук в 1996 году он стал лауреатом Государственной премии Республики, но, к сожалению, посмертно. Главным же памятником творцу, которого знают не только в нашей стране, но и далеко за ее приделами, является мемориальная картинная галерея. Здесь можно увидеть произведения, которые связаны с работой художника в Большом государственном театре оперы и балета в Минске (эскизы декораций и костюмов для театральных постановок), пейзажи родных мест Павла Васильевича, картины, связанные с путешествиями в Крым, Прибалтику, на Алтай, мемориальную экспозицию личных вещей, мебели, этюдов. В музее находится и последнее недописанное произведение художника — «Небеса…».
Родился Павел Васильевич Маслеников 1 февраля 1914 года в деревне Низкая Улица, рядом с Княжицами, на Могилевщине. В 1938 году окончил Витебское художественное училище, а через девять лет поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина Академии искусств СССР. Работал художником в Белорусском государственном академическом Большом театре оперы и балета, с 1940 года — постановщиком. Война заставила отложить кисти и краски и взять в руки оружие. Вернулся домой Павел Васильевич в 1945-м, был награжден медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
После четырнадцати лет деятельности в качестве художника-постановщика в Белорусском государственном академическом Большом театре оперы и балета Павел Васильевич получил предложение заняться педагогической деятельностью. Работал ректором Белорусского государственного театрально-художественного института, руководил мастерской театральных художников БГТХИ, заведовал кафедрой художественного оформления тканей и изделий из них. В 1957 году окончил аспирантуру института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР.
Произведения П.В. Масленикова находятся в Национальном художественном музее РБ, в музеях Минска, Могилева, Москвы, Грозного, в частных галереях, музеях и коллекциях Японии, Франции, Венгрии, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратов и других городах. Умер Павел Васильевич Маслеников 6 сентября 1995 года.