«Когда уйдем со школьного двора…»

Гришанова, Л. «Когда уйдем со школьного двора…» : [история средней школы № 24] / Людмила Гришанова // Могилевская правда. — 2016. — 26 мая. — С. 13.

Так случилось, что когда Лизе Кепиной исполнилось 10 лет, у нее умерла мама. Шел 1921 год, недавно закончилась Гражданская война, в стране царили разруха и голод. Надо было помогать отцу, пекарю, справляться по хозяйству и поднимать младших. Но девочка страстно хотела учиться грамоте. Поэтому, когда Лизе исполнилось 12, она по-взрослому заявила отцу: «Докопаем картошку, и я пойду в школу…» Тот не стал возражать. Недалеко от дома, в котором жила семья Кепиных, стояли три бревенчатых барака железнодорожной школы, открывшейся в 1919 году.

«Блаженная
идея – объединять памятью»

– Мама, Лиза Кепина, закончила семь классов СШ № 24 в 1930 году,– рассказывает могилевчанка Элла Конецкая.– В этой же школе с 1 по 10 класс, т.е. с 1948 по 1958 год, училась и я. Нашу родную школу закрыли более десятка лет назад, но пока живы ее выпускники, будет жить дух нашей альма-матер. Ведь нравственные ценности, которые кроме знаний были преподнесены ученикам учителями, остаются с нами маяками на всю жизнь.

Элла Эриховна – удивительный человек. По собственной инициативе она собирает историю СШ № 24, разыскивает фотографии выпусков разных лет, пишет письма бывшим однокашникам, довольно немолодым людям, с просьбой сообщить, как сложились их судьбы, педагогам и их родственникам, чтобы поделились воспоминаниями, организует вечера встреч через 40 лет после выпусков. Таких встреч на ее счету пять. Элла Эриховна мечтает организовать и следующую. «Блаженная идея – объединять памятью о школе всех ее выпускников в год 40-летия выпуска – не покидает нас,– поясняла пенсионерка свою позицию в одном из писем. – И мы будоражим память поседевших людей обращениями – в каком бы зарубежье они ни находились, какие бы высокие посты ни занимали. «Становясь богаче, мы не должны нищать духовно». Воспоминания о лучших годах жизни в кругу однокашников заряжают позитивной энергией, поднимают жизненный тонус». Для того, чтобы оживить в своих респондентах воспоминания о школьных годах, Элла Эриховна изготавливала копии фотографий выпусков по количеству приглашаемых и рассылала их по установленным адресам.

Кусочек хлеба
с сахаром

После встречи выпускников железнодорожной школы № 24, окончивших ее в 1953 г., Конецкой прислала свои воспоминания Раиса Степанова, которая начала учиться после освобождения Могилева от немецко-фашистских захватчиков – в сентябре 1944 года. «Школа занимала два деревянных барака (третий сгорел во время войны – авт.). Ее директором был Евдоким Иванович Садовский. Он преподавал математику и Конституцию СССР. Директор жил в здании школы с женой Ксенией Тимофеевной, которая работала в начальных классах, и двумя дочерьми. В одном бараке занимались ученики младших классов. В другом, расположенном ближе к дороге, учились старшеклассники. Школа была переполнена, работала в три смены для 6-х классов и старше. В 1952 г. построили новое здание СШ №24 по ул.Белинского, 3.

В первые годы учебы после освобождения Могилева всем учащимся (дети того времени пережили голодное военное детство, у многих не было родителей, сгорело жилье, когда отступали фашисты) на последнем уроке давали по кусочку хлеба с малюсенькой ложечкой сахара. Хлеб резали в учительской и разносили по классам в присутствии Евдокима Ивановича. Ожидание этой «скибочки» всех подстегивало к учебе. Даже хулиганистые мальчишки приходили к первому уроку и до конца занятий сидели тихо в ожидании лакомства. В то время такой паек получали не все школы. Раздача кусочков хлеба являлась инициативой и заслугой директора.

В памяти навсегда осталось 1 сентября 1944 года. Евдоким Иванович спрашивал каждого пришедшего малыша, умеет ли тот читать. И если умел, то его отправляли учиться сразу во 2-й класс. Память о директоре прошу сохранить для будущих поколений».

Память
о директоре

Кстати, Элла Конецкая проявила заботу о сохранении памяти об уважаемом директоре. После ознакомления с содержанием книги «Очерки истории образования Могилевщины» она сообщила авторам, не обнаружив среди фамилий заслуженных учителей БССР любимого директора, и о его почетном звании, и не менее почетных наградах – орденах Трудового Красного Знамени и Ленина, медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». О высоте духа учителя свидетельствует факт, о котором он не мог не упомянуть в своей письменной автобиографии. В ряды партии большевиков Садовский вступил в 1919 г., а через год выбыл по собственному заявлению, как несогласный с решением райкома партии об исключении его друга Павла Шульговского, которому давал рекомендацию. Шульговского восстановили в рядах ВКП(б). Вступил заново в партию и Садовский. Не случайно Евдокима Ивановича разыскал знакомый через 35 лет разлуки, прочитав в газете указ о присвоении ему звания заслуженного учителя. В ответ на его поздравления Садовский написал: «Любовь к педагогической деятельности привил мне мой первый учитель – Игнатий Юрьевич Мицкевич (двоюродный брат Якуба Коласа). Учителем может и должен быть только тот, кто любит детей. Без любви нет доступа к ребенку: он останется для тебя неразгаданной тайной…».

О конфетах
в витрине

Если для послевоенных школьников казался «сладким удовольствием» кусок хлеба с сахаром, как называет его Раиса Степанова, то конфеты в ее детстве и вовсе были несбыточной мечтой. Ученики 5–6 классов после школы перед тем, как пойти домой, прогуливались от вокзала по Первомайской улице до магазина «Красный пахарь» (где сейчас стоит диагностический центр). Шли с одной целью: посчитать, сколько конфет лежит в витрине. Их обычно раскладывали на доске – двух сортов, по тридцать штук каждого. «Нам было главное убедиться, лежат ли они в витрине. Проводив всех живущих дальше нас, мы с одноклассником Толиком Гиросом возвращались последними: я – на улицу Железнодорожную, он – на Карабановскую», – написала Раиса Яковлевна, всю взрослую жизнь проработавшая инженером.

«Мы не забудем годы ученья»

Эти слова, написанные на фотографии 7 класса выпуска 1945–1946 года, для большинства учителей и учеников железнодорожной школы останутся заветными на всю жизнь.

В центре снимка второй справа запечатлена учительница Ольга Ивановна Есипович. До войны в железнодорожной школе учился ее будущий муж, в годы ее работы – их дети Лариса и Леонид.

– Ольга Ивановна – по национальности финка, – рассказывает Конецкая.– Когда стало возможным, то она уехала из Могилева на постоянное место жительства в Финляндию.

В 1998 г. Есипович приезжала на встречу выпускников СШ № 24 1958 года – через сорок лет после окончания. В 2007 г. бывшая ученица написала учительнице письмо от имени «школьных следопытов» и выпускников 1958 г., послала ей фотографию со встречи и поздравила с 90-летним юбилеем, а заодно попросила поделиться воспоминаниями.

«Я родилась через месяц после Октябрьской революции в финской деревне Анола, что находилась в 24 км от Петрограда,– писала о своем жизненном пути юбилярша. – После окончания в Ленинграде эстонско-финского учительского техникума поступила в педагогический институт на геофак. Последний выпускной экзамен сдала 30 июня 1941 года. Парней-студентов и русских девушек (после обучения на курсах медсестер) отправили на фронт. Финских девушек эвакуировали в тыл, выдав на руки все документы, в том числе диплом. Под бомбежкой в телячьем вагоне через две недели мы приехали в Ульяновскую область, где я стала учить детей географии. Потом работала в школе на станции Ожерелье, где встретила демобилизованного Валентина Есиповича. Мы поженились и переехали в Могилев. В гороно сказали, что учительских вакансий нет. Муж предложил: «Пойдем в школу, где я учился». Директор Евдоким Иванович Садовский взял меня на работу. Мой первый выпуск, который вела с 5 по 10 класс, завершил учебу в 1957 году».

Если говорить о незабываемых годах ученья, то в школе были разные случаи. В 7 классе, как вспоминает Элла Эриховна, на уроке черчения у Марии Федоровны Анучиной все ее одноклассники вылезли из класса через окно.

– Нас потом стыдил подполковник, отец одного ученика: «В войну дезертиров расстреливали…»  Его урок запомнился на всю жизнь, – комментирует собеседница.

«Я родом
из детства»

Элла Эриховна демонстрирует собранные фотографии. Называет имена известных выпускников:

– Довоенная ученица 24-й школы Тамара Русова была разведчицей партизанского отряда. В июне 1943 года ее схватили при выполнении боевого задания, замучили в застенках гестапо.

…Вот 7-й класс. Первый слева – будущий мэр Могилева Игорь Зайцев, а внизу крайний – его брат Юра. Он – художник в Минске, женат на сестре кинорежиссера Виктора Турова Светлане. Через сорок лет после окончания школы собирала на встречу учеников 7 «А» и 7 «Б» классов.

«Школьное братство» СШ № 24 гордится выпускником       1955 г. – заслуженным деятелем культуры Республики Беларусь, лауреатом Госпремии СССР кинорежиссером Виктором Туровым, автором фильмов «Я родом из детства», «Переправа», «Сыновья уходят в бой», «Люди на болоте» и др., ставших классикой белорусского кино.

Спортивными победами прославила родную школу знаменитая Вита Ачкина, абсолютная чемпионка СССР 1965 г. по лыжам, занявшая третье место на чемпионате мира в 1966 году на дистанции в 5 км, завоевавшая бронзовую медаль на Олимпийских играх 1968 г. в Гренобле.

…После закрытия СШ № 24 «школьному следопыту» Элле Конецкой подарили на память несколько личных дел учителей и учащихся – пожелтевшие бланки, заполненные чернильными ручками.

«Но жизнь – она особенный
 предмет.
Задаст вопросы новые
в ответ…»