«Есть такие имена и есть такие даты…»

Гришанова, Л. «Есть такие имена и есть такие даты…» : [спортивно-пионерский клуб имени О. Н. Живописцевой] / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 17 мая. — С. 6.

В послевоенные годы на привокзальной площади Могилева стоял памятник воинам, погибшим при освобождении города и железно­дорожного узла. Особенность монумента заключалась в том, что его соорудил и установил в 1947 г. начальник планового отделения дороги А.Ф.Малик над братской могилой освободителей. Люди того времени остро чувствовали свой долг памяти перед павшими. По рассказам очевидцев, в 1980-е годы при реконструкции площади за счет сквера, где стоял воин на постаменте, памятник убрали. Эксгумацией остан­ков для перезахоронения занимались военные. На краю могилы под проливным дождем стояла старушка…

«Шел в атаку яростный 41-й год»

— Мне позвонили, говорят: заберите свою маму. Она на девятом десятке жизни чувствовала себя неважно, — рас­сказывает могилевчанка Алла Смольная. Ее мать, Наталья Бартошкина, была человеком известным среди работ­ников железной дороги и в городе, благодаря неустанной поисково­краеведческой работе, которой за­нималась после выхода на пенсию.

— На общественных началах, т.е. бесплатно, мама на протяжении 20 лет руководила спортивно-пионер­ским клубом им. О.Н.Живописцевой (подпольщицы, расстрелянной фа­шистами по доносу провокатора).

Наталья Ивановна вместе с деть­ми вела активную переписку с участ­никами обороны Могилева, встре­чалась с очевидцами трагических событий Великой Отечественной войны, устанавливала имена неиз­вестных героев, ходатайствовала об увековечении памяти павших.

В канун подготовки к 75-летию ге­роической обороны Могилева сле­дует отдать дань памяти человеку, благодаря которому стало известно место захоронения погибших сотрудников ми­лиции батальона капитана Владимирова, которых направили на северный участок обороны города в район дер.Пашково. «Батальон занял оборону на высотке в направлении дер.Пашково и поселка Гаи, — пишет в книге «Бессмертный подвиг защитников Могилева летом 1941 года» автор Александр Костеров. — Кровопро­литные бои здесь начались в ночь на 17 июля… в жестоких схватках погибло более 230 бойцов с командиром».

Дочь Бартошкиной сохранила копию письма, посланного Натальей Иванов­ной в 1976 г. земляку — маршалу СССР, дважды Герою Советского Союза Ивану Якубовскому. «Мы нашли живых свиде­телей, которые подтверждают, что на 4-й день занятия Могилева немцами они разрешили захоронить в братскую могилу павших при обороне. Очевидцы Недведцкий с женой, Шабловский И.А., Букачев П.Д. с женой, Федосенко М.Я. и др. принимали участие в переноске тел и захоронили их с правой стороны возле  второй вербы. (До сих пор там растут три вербы.) Наши обращения за помощью в поиске в воинскую часть Пашково в 1975 и 1976 гг. остались без ответа.

Просим поддержать наше обращение о продолжении поисков могилы павших ге­роев при обороне Могилева 1941 г. полка народного ополчения бывших курсантов НКВД-НКГБ, командиром был майор Ка­лугин Николай Иванович. В полк входило три батальона. Из них один был батальон работников милиции (командир — капитан Владимиров Г.К.). В 1964 г. были найдены два участника этого батальона Савич и Кожев, которые проживают в Могилеве. 3 июля 1964 г. установлен временный обелиск в Пашково-Гаи бой­цам батальона милиции. Их было 250, осталось в живых только 19.

Просим помочь довести нам это дело до конца. Раскопки нам помогут вести хронически больные из группы душевнобольных под руководством врача В. В. Сафонова.

В этом году исполнилось 35 лет оборо­ны Могилева. Мы внесли на текущий счет строительства памятника 172-й стрелко­вой дивизии 250 рублей, полученных от сбора металлолома».

С удостоверением
краеведческого музея

В этом же письме Наталья Ивановна упоминала о работе пионеров по розы­ску безымянных могил бойцов Красной Армии, в которой им активно помогал начальник горвоенкомата полковник Ва­нюшин, о захоронении более 65 человек на Карабановском кладбище. Также она сообщала об открытии 1 августа 1965 г. на здании билетных касс станции Могилев мемориальной доски, посвященной руко­водителям и организаторам подпольных групп на Могилевском железнодорожном узле в годы Великой Отечественной войны П.И.Белько, О.В.Горошко, П.В.Дракову и О.Н.Живописцевой, замученным в за­стенках гестапо. На памятном митинге, посвященном открытию, присутствовала дочь Живописцевой — Аза Николаевна, которая в годы войны была связной во­енной разведгруппы майора Наумовича. В 1965 г. имя ее матери было присвоено спортивно-пионерскому клубу под руководством Бартошкиной. Юные следопыты во главе с Натальей Ивановной уста­новили 26 фамилий бывших учеников железнодорожной школы и средних школ Мо­гилева, участвовавших в подпольной работе. Заново «открыли» для широкой обще­ственности имена молодых антифашистов Дины Живо­писцевой, Антона Чаховского, Аркадия Зубовича. Ученик 7-го класса СШ № 8 Чехов­ский погиб в фашистских застенках накануне освобож­дения Могилева.

Чтобы облегчить поисковую деятельность общественницы и ее вос­питанников и заинтересовать женщину в сборе материалов для краеведческого музея, его директор Скворцов выдал удостоверение: «Могилевский областной краеведческий музей просит все органи­зации, учреждения и граждан Могилевской области оказывать содействие и помощь тов. Бартошкиной Н.И. в сборе матери­алов по истории революции 1905 — 1906 гг, Октябрьской революции и гражданской войны, восстановлению народного хозяй­ства края, Великой Отечественной войны, а также выявлении и поиске участников исторических событий, в сборе документов и материалов о них». Ее дочь Алла Смоль­ная сохранила часть музейных актов приемки, по которым можно судить о материалах, собранных Бартошкиной и ставших музейными экспо­натами. К примеру, 16 писем участников обороны Могилева — Б.В.Семенова, И.И.Калугина, фотографии — (довоенная) груп­пы курсантов школы НКГБ СССР, Н.И.Калугина с автобиографией, Б.В.Семенова и др., воспоми­нания бывшего подпольщика-партизана И.П.Станкевича, фото выпусков слесарей-вагонников ФЗУ ст.Могилев, слесарей-па- ровозников, машинистов ФЗУ 1934 года, медали и ордена, знамена, дореволюционные открытки с видами Могилева. Железнодорожники и их род­ственники передавали Бар­тошкиной для будущего музея железной дороги, о создании которого мечтала краевед, различные фотографии и документы, значки, кокарды и др. В руки Натальи Ивановны попали даже тетради с жандармской перепиской начала 20 века о деятельности провокаторов среди революционеров-железнодорожников. Об этих уникальных документах идет речь в ее переписке с участником революционных событий на Могилевщине Арсением Григо­рьевым. К сожалению, их следы потеряны. Как утрачены и многие другие ценные ма­териалы, собранные в доме Бартошкиной, где произошел пожар. Не зря говорят: что отдано людям, то в Вечности принадлежит тебе. Наталья Ивановна успела многие ценные исторические материалы передать в областной краеведческий музей и для создания железнодорожного музея.

Клуб в переулке Алмазный

Дом Бартошкиной находился в пер. Алмазный. В том же переулке стояло зда­ние, в котором базировался спортивно­пионерский клуб им. О.Н.Живописцевой. Работа с детьми и краеведческий поиск на десятилетия стали смыслом жизни Натальи Ивановны.

…Когда началась Октябрьская револю­ция Наташа Филиппович (девичья фами­лия) училась в частной женской гимназии. В марте 1917 г. она поступила на курсы телеграфисток. После их окончания с 1918 по 1956 гг. работала на станции Могилев: 12 лет — телеграфисткой, с 1930 г. — телефонисткой, после войны — старшей телефонисткой в смене. Единственным перерывом в работе стала эвакуация на станцию Урбах Рязано-Уральской дороги во время Великой Отечественной войны, где трудилась разнорабочей, а затем — телефонисткой. В 1943 г. вернулась в освобожденный Кричев.

— В Могилев мама приехала на третий день его освобождения от немецко-фа­шистских захватчиков, — рассказывает Алла Смольная. — Она с молодости от­личалась активной общественной пози­цией. До войны не единожды избиралась делегатом на женские конференции. В 1937-1939 годах назначалась на летний период заведующей оздоровительных площадок для детей железнодорож­ников. В 1947-1948 годах руководила пионерским лагерем станции Могилев. Ее трижды избирали депутатом Моги­левского городского Совета, выдвигали на различные общественные посты. В наградном списке Натальи Ивановны значатся пять медалей, пять почетных знаков и 61 Почетная грамота. При выходе на заслуженный отдых маме назначили пенсию как персональному пенсионеру местного значения 60 рублей.

Сразу после ухода на пенсию Бартош- кина возглавила женсовет Могилевского отделения дороги, через год — детский клуб, в который входили учащиеся СШ №№ 8, 19, 24. Здесь она организовала кружки — спортивный, моделирования, фотографии и конечно же поисковый.

— За свою пенсию мама приобретала фотобумагу и материалы для моделей. На деньги, полученные за сдачу макула­туры, купили в клуб велосипед и коньки, — вспоминает Алла Федоровна. — Над ней многие смеялись, называли «спортив­ная старушка». В «Настаўніцкай газеце» опубликовали положительную статью, а назвали ее «Азмрочаная». Да, она была фанатом своего дела. Одних открыток мы отправляли к праздникам по 50 — 60 штук. Часто и я помогала их надписывать. Мама с детьми в походы ходила, в турпоездки и на экскурсии ездила.

Наталья Ивановна давно ушла из жиз­ни, но ее до сих пор помнят дети, которым она отдавала свою душу, ее краеведче­скими материалами пользуются совре­менные историки. В музейной комнате СШ № 8 про общественную деятельность Бартошкиной рассказывают материалы отдельного стенда.

Несколько лет назад учащаяся этой школы Ольга Мульчина написала работу «Человек с большой буквы», посвятив ее Наталье Бартошкиной, и представила на конкурс «Я люблю Могилев» в номинации «Экология души». Эпиграфом к работе выбраны стихотворные строки:

Есть имена и есть такие даты,
Они нетленной сущности полны,

Мы в буднях перед ними виноваты,
-Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.