Василь Титов: «Лучшее фото еще впереди»

Сидельникова, В. Василь Титов: «Лучшее фото еще впереди» [могилевский фотохудожник В. Титов удостоен престижной награды X Международного фотосалона Куманово (Македония)] / Виктория Сидельникова // Могилевская правда. — 2016. — 19 мая. — С. 13.

Могилевский фотохудожник Василь Титов удостоен престижной награды X Международного фотосалона Куманово (Македония). Серебряную медаль мастеру вручили за работу «Vivat!» в номинации «Жизнь».

Фотографию ликующих курсантов Могилевского института МВД Республики Беларусь на площади Славы в областном центре к тому же разместили в каталоге победителей конкурса. Несколько необычно среди других экзотических и даже эпатажных снимков авторов из шестидесяти стран видеть хорошо известное любому могилевчанину место в родном городе. Но для Василя Степановича подобное признание его творчества — дело привычное. Сорокалетний опыт тесного контакта с фотокамерой сделал его мастером мирового уровня. Сегодня он — один из самых востребованных специалистов. Его работы хранятся в частных архивах и музеях России, Польши, Германии, Словении, а из медалей многочисленных европейских и международных фотоконкурсов впору открывать персональную выставку.

Черно-белая философия
Более того, вот уже несколько лет, как Василь Титов преподает студентам курс фотожурналистики на кафедре литературы и межкультурных коммуникаций МГУ имени А.А.Кулешова.
— Приятно работать с нынешней молодежью, — утверждает преподаватель. — Ребята амбициозные, трудоспособные и по-хорошему прагматичные. Многие, кто профессионально увлекается фотосъемкой, стремятся заработать на своем хобби. Ну что ж, замечательно, тем более для этого есть все условия. Социальные сети, как ничто другое, «провоцируют» на творчество. Время диктует свои правила: если твое фото не в Интернете, значит, тебя будто и нет. По-моему, неплохой стимул для развития своих способностей.
Специально для своих учеников мастер разработал курс лекций «Фотография в путешествиях». Благо по работе часто находится в разъездах: Польша, Германия, Швейцария, Франция, Австрия, Голландия, Бельгия, Андорра, Италия. Теперь будущие журналисты в курсе последних трендов фотоискусства. Титов щедро делится и личным опытом, и демонстрирует работы своих коллег — лучших зарубежных мастеров.
Сам мэтр чаще снимает на цифровую камеру, но и не отказывается от классического пленочного аппарата. Хоть и шагнули технологии далеко вперед, но пленка в умелых руках дает живые и не менее качественные фотографии. Кстати, предпочтение отдает черно-белым снимкам: «Цветная съемка — о том, что красиво, а черно-белая — о сути. Последняя — сильнее на уровне восприятия, наполнена особой философией, сокровеннее…»

Стиляга с фотокамерой
Сразу после службы в армии, постигая азы фотоискусства в студии при могилевском Доме быта, Василь и не подозревал, что увлечение станет делом всей жизни. Родители-педагоги, узнав, каким образом сын собирается зарабатывать себе на жизнь, синхронно открыли рты. Но, как интеллигентные люди, перечить не стали, смирились. К слову, чуть позже он все-таки получил диплом Могилевского пединститута. Но это было походя, ради статуса, потому как уже в то время зарабатывал в пять раз больше среднестатистического инженера.
И хотя профессия фотографа тогда не считалась престижной, но настоящий мастер, умеющий на пленке отснять кадр в кадр, был нарасхват. Вот таким «штучным товаром» при могилевском ЗАГСе стал Василь Титов.
— Свадебная съемка подарила огромный профессиональный опыт, — говорит собеседник. — Техника была примитивная, приходилось снимать без вспышки, затаив дыхание. Научился многому. Стал не только универсальным фотографом, но и хорошим психологом. Всегда удавалось раскрепостить публику, довести людей до дурачества, стать «своим в доску». Свадьба — это же праздник! Улыбка, добрый взгляд, кокетливый прищур, уважение и соучастие — вот что по сей день беру с собой в комплекте с фотоаппаратом.

Принцип хамелеона
А еще Василь наконец-то доказал маме, что фотография сможет его прокормить. Получая около тысячи рублей в месяц, молодой фотограф терзался, не зная, куда девать столько денег в стране дефицитов. По большому блату покупал дорогущую фотоаппаратуру и модно одевался. Признается, что подобных ему стиляг в 70-х годах в Могилеве были единицы. На самолете летал в Вильнюс и на ночном «толчке» покупал «джинсу». По триста рублей отдавал за куртки и штаны.
— Сказалось бедное детство, донашивал вещи за старшим братом, а хотелось иначе, — вспоминает Василь Степанович. — Видимо, тяга к прекрасному всегда пульсировала внутри меня. До сих пор замечаю необыкновенное в людях, природе, предметах — и никогда не прохожу мимо, фотографирую. Бывает, заранее знаю, как будет выглядить следующий кадр. Воображение само рисует. Остается только нажать на кнопку камеры.
И все же главное, чтобы сам процесс доставлял удовольствие всем участникам. По мнению Василя Титова, добиваться желаемого — интересных, порой необычных ракурсов — легче с помощью доверия и общения. Но есть и другая съемка — репортажная. Ведь далеко не все жаждут стать героями фотохроники. Для такого случая у каждого мастера есть свои хитрости. Например, принцип хамелеона: стать незаметным, слиться с толпой, раствориться в пространстве, будто не имеешь никакого отношения к происходящему, — действует безотказно.
— В любом выбранном варианте, — заключает Василий Титов, — профессионал остается самим собой. Он раз за разом выполняет свою работу. Берет на себя ответственность и снимает, как надо. И даже если ошибается, никто, кроме него, этого не понимает. Поэтому увязнуть в былых заслугах у меня не получится. Лучшее мое фото то, которое я сделаю завтра.