Любовь – это печаль

Баль, А. Любовь – это печаль : [интервью с могилевским бардом А. Балем] / Александр Баль ; беседовала Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2015. — 16 декабря. — С. 21.  

Сегодня гость культурной среды — известный белорусский бард, заведующий музыкальной частью Могилевского областного драматического театра Александр БАЛЬ.

О «ДУШЕ» И ДУШЕ

Думаю, в моей душе всегда жила какая-то тяга к созданию песен.

Ничто меня так не впечатлило, как фильм «Душа» с Софией Рота-ру и группой «Машина времени». Я ясно помню, как вышел после просмотра и внутренний голос сказал: «Я буду писать ПЕСНИ». Этот фильм во многом определил мою жизнь.

Для души необходима тишина. Только так можно понять ее состо­яние и услышать что-то важное.

Я никогда не слушаю музыку просто как фон. Я слушаю и слы­шу, а не заполняю пространство. Зачастую громкими звуками мы создаем иллюзию: мы не одино­ки. Как правило, так слушают му­зыку люди, пытающиеся «выбить» из себя какие-то переживания. Истинные «музыколюбы» предпо­читают тихий звук.

Некоторые включают музыку по утрам для поднятия настроения. Но если изначально тоскливо, то радостная песенка ничего не из­менит. Слушая грустную музыку, ты можешь пережить близкие тебе эмоции — и от этого станет светлее внутри.

О СМЕХЕ И ЮМОРЕ

Возле гаражей поздно вечером тренькала гитара и заливисто хо­хотала девчонка. Может быть, она была влюблена, и предмет ее обожания рассказывал в это время анекдот? Я бы хотел увидеть гла­за этого светлого человека. Пусть девчонки так хохотали бы по­всюду. Легкий девичий смех — это то, чего многие парни пытаются добиться при ухаживании. И для этого готовы устраивать аттрак­ционы: развеселить ее какими-то совершенно безумными поступ­ками. Светлый смех — это здорово, это заразительно, это редко.

Сейчас так мало смеха вокруг. Юмор опошлен. У многих вообще отсутствует чувство юмора. Нет чувства юмора — пиши пропало, как говорил классик.

Я знаком с врачами, от сердеч­ников до травматологов, которые могут рассказывать очень забав­ные, смешные, но с черным юмо­ром анекдоты.

Люди, которые ремонтируют машины в мастерских, разбира­ются в болтах, имеют совершенно другой юмор, другую манеру об­щения. Когда в этой среде встре­чаешься с человеком более или менее интеллигентным, то хочет­ся его обнять и с ним породнить­ся, взять его телефон и ездить чи­ниться только к нему.

Большинство рабочих разго­варивает на матерном языке, в котором нет живых слов. И самое страшное, что они убеждены в своей правоте. Невозможно без чувства юмора смотреть на то, как парни напрягаются, услышав та­кое человеческое обращение, как «Здравствуйте, не смогли ли бы вы посмотреть…» Им кажется, что приехала «какая-то вшивость». И они не хотят стать лучше. Это та масса, которой очень просто управлять. И она растет.

О МУЗЕ

Вдохновить может глупая или неприятная история. Тебе насту­пили на ногу — в ответ ты что-то сочинил. Никогда не любил петь о цветочках. Меня «не цепляют» песни про осень и другие поры года. Не надо бояться, что нас что-то расстроит или растрогает.

Меня потряс фильм «127 ча­сов», который основан на реаль­ных событиях и который я боюсь пересматривать. Многие фильмы забываются. Этот побуждает за­думаться: что сделал бы ты в та­кой ситуации?

Зачастую слушатели боятся эмоциональных «переборов», готовы потреблять зарубежную песню с красивой мелодией. Смысловая нагрузка в этом случае становится лишней. Музыка, на­писанная левой ногой, только при­тупляет нервные окончания. И как результат, у человека «обуглены» нервные окончания: отсутствует чувство юмора, чувство близкого человека, родной души…

О ЛЮБВИ

У меня нет камина. Я не на­столько обустроил свой быт. Теп­ло должно идти не от камина, а от близости любимого человека. Надо беречь не вещи, а людей рядом. Как-то услышал фразу взрослого человека детям: «Иди­те в осень, фотографируйте де­ревья». Зачем? Деревья каждый год одинаковые. Близких людей надо фотографировать на фоне деревьев: они меняются, уходят безвозвратно со своей индивиду­альностью. Не надо дрожать над вещами: их можно починить, как сломавшийся диван. Беречь надо родного человека.

Любовь не равно радость, лю­бовь равно очень многому. Лю­бовь — это печаль при мысли о возможной потере.

О ШТАМПАХ

При описании любви есть много штампов.

Девушке подарили 101 розу — и она убеждена: он меня любит! Но он всего лишь потратил какие-то деньги. А другая почувствует го­раздо больше, когда ей согреют на морозе руки и поцелуют их.

Если девушка, которая мечта­ет о 100 розах, скажет мне, что я скучный, это только поднимет мне настроение. У меня нет фото­графий на фоне дорогой машины. И я ничем не могу быть интересен для такой особы. Любовь — это не математическая теорема, кото­рую можно доказать. Это аккорд «ля-минор» — всегда одинаковый, а историю любви каждый пишет собственную. Главное — найти своего человека, такого же «при­дурка», как сам. Это понять не­возможно, это можно только по­чувствовать. Главное — обрести гармонию.

Зачастую человек «убегает» в отношения из страха остаться одному, по принципу «стерпится-слюбится». Да и квартирный во­прос нас испортил. Другое дело, «есть селедку или нет» — это каж­дый решает для себя сам. Может быть, кому-то нравятся мучения. Часто бывает так: мужчина ищет жену «по лекалу»: сейчас подбе­рем ту, с которой меньше всего проблем. Я учился в ПТУ и знаю, как живут люди. Я прошел самые примитивные взгляды на жизнь. Какая душа?! Выпей и.закуси.

О СКУКЕ. ХАНДРЕ И ТОСКЕ

Есть скука, есть хандра, а есть тоска. Скуку можно развеять. Бы­вает скучно работать над спекта­клем, но наступает момент, когда его можно сдать и забыть. Вопрос скуки разрешается просмотром кинофильма, интересной рабо­той, встречей.

Хандра может напасть осенним утром: открываешь глаза — темно, выходишь в темноту — дождик мо­росит. Это сезонное явление.

Другое дело — тоска. Бояться нужно именно тоски. От этого со­стояния спастись сложнее. Она подступает, когда ты не видишь способов разрешения ситуации, которая тебя не устраивает. Я могу улыбаться, шутить, но ниче­го светлого я не вижу. Во многом это горе от ума, который не хо­чет спать. Человек, собирающий табуретки и не задумывающий­ся над вопросом бытия, гораздо счастливее. Для такого человека покупка планшета — счастье. Для человека с вопросами в душе -лишь временное утешение.

Дело не в погоде, но меня на грусть наводит, Что не происхо­дит в жизни ничего… (Из фильма «Душа»).

О ШКОЛЕ

Школа была для меня как дом терпимости: приходилось очень много терпеть. Школа была для щих школах благодаря руковод­ству все было более человечным. Атмосферу унижения досто­инства ученика я воспринимал острее, чем другие. Мне горько и обидно до сих пор. Прошли годы, но я так и не смог ответить согла­сием на приглашение посетить вечер встречи.

Школа отбила интерес к заняти­ям, желание знаний. В результате я прожил много времени, пости­гая азы. В поэме «Борис Году­нов» есть замечательная фраза: «Учись, мой сын, уменье сокраща­ет нам опыт жизни скоротечной».

Я жалею об отсутствии в сво­ей жизни наставника, когда это было нужно. Как сказано в филь­ме «Человек с бульвара Капуци­нов»: «Беда твоя, Джек, что ты не встретил в жизни хорошего чело­века».

О СЧАСТЬЕ

Счастье в детстве — это приезд отца, но понимание его отъезда мешало ощущению счастья.Сча­стье — это и получить вовремя хо­роший совет, который как-то по­влияет на твою жизнь.

Помню, одна пожилая женщи­на показала мне альбом Дали. Первые его картины не имеют узнаваемого лица. И она сказала: «Видишь, в этот момент он себя искал…» В творчестве важно про­листать эти три страницы и найти свой стиль, свою неповторимую манеру. Не надо бояться нару­шать шаблоны.

Счастье — это движение вперед. И в то же время счастье — ощуще­ние «тише, замрите!», нежелание что-то менять.

Счастье — это концерт для по­клонников моего творчества, ко­торые спасают мой вечер от тоски и одиночества.

Счастье — это рождение песен.

Осознаю ли я свой творческий путь как счастье? По этому пово­ду могу рассказать анекдот:

—    Я хотел стать Шекспиром, а стал никем, — жалуется актер.

—    Что поделаешь, — отвечает Шекспир. — Я хотел стать Богом…

Могу сказать: я не этого хотел. Но я буду работать и буду готов ко встрече с удачей. Раз уж я остался жить. Мне нравится замечатель­ная фраза музыканта на корабле «Титаник»: «Джентльмены, я рад с вами играть». И это подлинная история…

От автора: Из всех знаков пре­пинания Александр Баль предпо­читает многоточие.