Баль, А. Любовь – это печаль : [интервью с могилевским бардом А. Балем] / Александр Баль ; беседовала Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2015. — 16 декабря. — С. 21.
Сегодня гость культурной среды — известный белорусский бард, заведующий музыкальной частью Могилевского областного драматического театра Александр БАЛЬ.
О «ДУШЕ» И ДУШЕ
Думаю, в моей душе всегда жила какая-то тяга к созданию песен.
Ничто меня так не впечатлило, как фильм «Душа» с Софией Рота-ру и группой «Машина времени». Я ясно помню, как вышел после просмотра и внутренний голос сказал: «Я буду писать ПЕСНИ». Этот фильм во многом определил мою жизнь.
Для души необходима тишина. Только так можно понять ее состояние и услышать что-то важное.
Я никогда не слушаю музыку просто как фон. Я слушаю и слышу, а не заполняю пространство. Зачастую громкими звуками мы создаем иллюзию: мы не одиноки. Как правило, так слушают музыку люди, пытающиеся «выбить» из себя какие-то переживания. Истинные «музыколюбы» предпочитают тихий звук.
Некоторые включают музыку по утрам для поднятия настроения. Но если изначально тоскливо, то радостная песенка ничего не изменит. Слушая грустную музыку, ты можешь пережить близкие тебе эмоции — и от этого станет светлее внутри.
О СМЕХЕ И ЮМОРЕ
Возле гаражей поздно вечером тренькала гитара и заливисто хохотала девчонка. Может быть, она была влюблена, и предмет ее обожания рассказывал в это время анекдот? Я бы хотел увидеть глаза этого светлого человека. Пусть девчонки так хохотали бы повсюду. Легкий девичий смех — это то, чего многие парни пытаются добиться при ухаживании. И для этого готовы устраивать аттракционы: развеселить ее какими-то совершенно безумными поступками. Светлый смех — это здорово, это заразительно, это редко.
Сейчас так мало смеха вокруг. Юмор опошлен. У многих вообще отсутствует чувство юмора. Нет чувства юмора — пиши пропало, как говорил классик.
Я знаком с врачами, от сердечников до травматологов, которые могут рассказывать очень забавные, смешные, но с черным юмором анекдоты.
Люди, которые ремонтируют машины в мастерских, разбираются в болтах, имеют совершенно другой юмор, другую манеру общения. Когда в этой среде встречаешься с человеком более или менее интеллигентным, то хочется его обнять и с ним породниться, взять его телефон и ездить чиниться только к нему.
Большинство рабочих разговаривает на матерном языке, в котором нет живых слов. И самое страшное, что они убеждены в своей правоте. Невозможно без чувства юмора смотреть на то, как парни напрягаются, услышав такое человеческое обращение, как «Здравствуйте, не смогли ли бы вы посмотреть…» Им кажется, что приехала «какая-то вшивость». И они не хотят стать лучше. Это та масса, которой очень просто управлять. И она растет.
О МУЗЕ
Вдохновить может глупая или неприятная история. Тебе наступили на ногу — в ответ ты что-то сочинил. Никогда не любил петь о цветочках. Меня «не цепляют» песни про осень и другие поры года. Не надо бояться, что нас что-то расстроит или растрогает.
Меня потряс фильм «127 часов», который основан на реальных событиях и который я боюсь пересматривать. Многие фильмы забываются. Этот побуждает задуматься: что сделал бы ты в такой ситуации?
Зачастую слушатели боятся эмоциональных «переборов», готовы потреблять зарубежную песню с красивой мелодией. Смысловая нагрузка в этом случае становится лишней. Музыка, написанная левой ногой, только притупляет нервные окончания. И как результат, у человека «обуглены» нервные окончания: отсутствует чувство юмора, чувство близкого человека, родной души…
О ЛЮБВИ
У меня нет камина. Я не настолько обустроил свой быт. Тепло должно идти не от камина, а от близости любимого человека. Надо беречь не вещи, а людей рядом. Как-то услышал фразу взрослого человека детям: «Идите в осень, фотографируйте деревья». Зачем? Деревья каждый год одинаковые. Близких людей надо фотографировать на фоне деревьев: они меняются, уходят безвозвратно со своей индивидуальностью. Не надо дрожать над вещами: их можно починить, как сломавшийся диван. Беречь надо родного человека.
Любовь не равно радость, любовь равно очень многому. Любовь — это печаль при мысли о возможной потере.
О ШТАМПАХ
При описании любви есть много штампов.
Девушке подарили 101 розу — и она убеждена: он меня любит! Но он всего лишь потратил какие-то деньги. А другая почувствует гораздо больше, когда ей согреют на морозе руки и поцелуют их.
Если девушка, которая мечтает о 100 розах, скажет мне, что я скучный, это только поднимет мне настроение. У меня нет фотографий на фоне дорогой машины. И я ничем не могу быть интересен для такой особы. Любовь — это не математическая теорема, которую можно доказать. Это аккорд «ля-минор» — всегда одинаковый, а историю любви каждый пишет собственную. Главное — найти своего человека, такого же «придурка», как сам. Это понять невозможно, это можно только почувствовать. Главное — обрести гармонию.
Зачастую человек «убегает» в отношения из страха остаться одному, по принципу «стерпится-слюбится». Да и квартирный вопрос нас испортил. Другое дело, «есть селедку или нет» — это каждый решает для себя сам. Может быть, кому-то нравятся мучения. Часто бывает так: мужчина ищет жену «по лекалу»: сейчас подберем ту, с которой меньше всего проблем. Я учился в ПТУ и знаю, как живут люди. Я прошел самые примитивные взгляды на жизнь. Какая душа?! Выпей и.закуси.
О СКУКЕ. ХАНДРЕ И ТОСКЕ
Есть скука, есть хандра, а есть тоска. Скуку можно развеять. Бывает скучно работать над спектаклем, но наступает момент, когда его можно сдать и забыть. Вопрос скуки разрешается просмотром кинофильма, интересной работой, встречей.
Хандра может напасть осенним утром: открываешь глаза — темно, выходишь в темноту — дождик моросит. Это сезонное явление.
Другое дело — тоска. Бояться нужно именно тоски. От этого состояния спастись сложнее. Она подступает, когда ты не видишь способов разрешения ситуации, которая тебя не устраивает. Я могу улыбаться, шутить, но ничего светлого я не вижу. Во многом это горе от ума, который не хочет спать. Человек, собирающий табуретки и не задумывающийся над вопросом бытия, гораздо счастливее. Для такого человека покупка планшета — счастье. Для человека с вопросами в душе -лишь временное утешение.
Дело не в погоде, но меня на грусть наводит, Что не происходит в жизни ничего… (Из фильма «Душа»).
О ШКОЛЕ
Школа была для меня как дом терпимости: приходилось очень много терпеть. Школа была для щих школах благодаря руководству все было более человечным. Атмосферу унижения достоинства ученика я воспринимал острее, чем другие. Мне горько и обидно до сих пор. Прошли годы, но я так и не смог ответить согласием на приглашение посетить вечер встречи.
Школа отбила интерес к занятиям, желание знаний. В результате я прожил много времени, постигая азы. В поэме «Борис Годунов» есть замечательная фраза: «Учись, мой сын, уменье сокращает нам опыт жизни скоротечной».
Я жалею об отсутствии в своей жизни наставника, когда это было нужно. Как сказано в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»: «Беда твоя, Джек, что ты не встретил в жизни хорошего человека».
О СЧАСТЬЕ
Счастье в детстве — это приезд отца, но понимание его отъезда мешало ощущению счастья.Счастье — это и получить вовремя хороший совет, который как-то повлияет на твою жизнь.
Помню, одна пожилая женщина показала мне альбом Дали. Первые его картины не имеют узнаваемого лица. И она сказала: «Видишь, в этот момент он себя искал…» В творчестве важно пролистать эти три страницы и найти свой стиль, свою неповторимую манеру. Не надо бояться нарушать шаблоны.
Счастье — это движение вперед. И в то же время счастье — ощущение «тише, замрите!», нежелание что-то менять.
Счастье — это концерт для поклонников моего творчества, которые спасают мой вечер от тоски и одиночества.
Счастье — это рождение песен.
Осознаю ли я свой творческий путь как счастье? По этому поводу могу рассказать анекдот:
— Я хотел стать Шекспиром, а стал никем, — жалуется актер.
— Что поделаешь, — отвечает Шекспир. — Я хотел стать Богом…
Могу сказать: я не этого хотел. Но я буду работать и буду готов ко встрече с удачей. Раз уж я остался жить. Мне нравится замечательная фраза музыканта на корабле «Титаник»: «Джентльмены, я рад с вами играть». И это подлинная история…
От автора: Из всех знаков препинания Александр Баль предпочитает многоточие.