Булова, Е. «Последний экземпляр», но не последний шанс : [литературный клуб «Последний экземпляр» создан информационным агентством «Могилевские ведомости»] / Евгений Булова // Магiлёўскiя ведамасцi. — 2015. — 15 декабря. — С. 7.
Музыканты, поднакопившие багаж собственных композиций, как известно, имеют возможность выступить в каком-нибудь концерте.
Художники, написавшие определенное количество картин, могут рассчитывать на участие в выставке.
Танцоры, актеры, певцы и даже фокусники тоже знают ориентиры для приложения своих творческих способностей.
А как быть литераторам? Особенно молодым, особенно тем, кто пишет прозаические тексты… Долгожданный выход к аудитории через издание книжки или публикацию в журнале может растянуться на долгие годы, а то и вообще не состояться.
…И даже прозаическая мантра
Попытка восполнить этот пробел предпринята литературным клубом «Последний экземпляр», который создан нашим информагентством и областным отделением Белорусского союза журналистов. В минувший вторник в облбиблиотеке имени Ленина (отдельное спасибо ее руководству) прошел первый вечер, на котором молодые авторы не только прочли свои произведения, но и представили их зрителям в виде перфомансов. Каждый рассказ как маленький спектакль…
И надо сказать молодежь действительно дала «джазу». Василий Конопацкий предложил публике такую прозаическую мантру с мистическим оттенком, что после его финальных слов «Окончание следует» захотелось тут же потребовать «продолжения банкета». Автор пообещал на следующем литературном вечере попытаться превзойти уже достигнутый, не побоимся этого слова, литературно-театральный градус высокого уровня.
Екатерина Кочешева подкупила не только текстом, но и поступком, выведя на сцену своего мужа, который мгновение назад вместе с залом впервые услышал из уст супруги историю их собственной любви, преподнесенную в метафоричном виде. Участники вечера тут же тепло и искренне поздравили молодую пару с началом их совместной жизни.
Елена Быкова и Мариам Табагари вообще унесли всех в некий пока неведомый мир, где, помимо чарующих звуков экзотического инструмента ханг-драма, прямо-таки материализовывались (не поверите) человеческие чувства, страсти, эмоции. При этом на протяжении всего театрализованного действа (а это почти двадцать минут) Елена наизусть, без бумажки, декламировала необыкновенно сложную во всех отношениях прозу. Наверное, хореография Мариам и виртуозное владение Дмитрием Соболевым музыкальной «летающей тарелкой» придавали Быковой дополнительные творческие силы. Просто молодцы!
Зачетные очки
Любопытная особенность вечера была еще и в том, что всем было предложено прийти в очках, ведь, как известно, в них мы все кажемся чуточку умнее. Юмористический пафос такого посыла был воспринят адекватно еще и по причине того, что, во-первых, ироничное отношение к собственной персоне, на мои взгляд, один из показателей творческой ,состоятельности автора, во-вторых, большинство участников литературного вечера представляли родственную писательской журналистскую среду, выходцы из которой просто не могли не знать о том, что день проведения «Последнего экземпляра» припадал аккурат на дату, связанную с Джоном Ленноном — музыканта застрелили 35 лет назад 8 декабря. Он тоже писал стихи, прозу, и он носил очки… Показательно, что факт наличия у большинства собравшихся в облбиблиотеке именно солнцезащитных очков говорит об их хорошем зрении и позитивном мировосприятии. Во всяком случае, слово «пляж» (где встречается больше всего носителей окуляров) навевает исключительно положительные эмоции.
Кстати, в прошлый вторник не обошлось и без еще одной параллели, которая явственно просматривалась в предложенных текстах. Это прежде всего недавно отмеченное 85-летие Владимира Короткевича, тяготевшего в своих произведениях к романтической художественности создаваемых образов. Дух классика белорусской литературы прямо-таки витал в зале.
Человек на голове
Еще одна немаловажная особенность вечера — стремление вашего покорного слуги, выступившего в роли ведущего, синтезировать разные виды творчества — музыку, хореографию, литературу… Сегодня назвать это экспериментом уже нельзя, скорее всего лишь попытка соответствовать стремительно меняющемуся времени, диктующему свои суровые законы «жанра» — важно не только что-либо произвести (написать рассказ, роман, пьесу), но и звучно об этом заявить, привлечь покупателя (читателя, зрителя, слушателя) необычным, креативным, если хотите, зрелищем.
Часто приходится слышать от творческих тружеников: «Так мне что, на голову стать для привлечения интереса?» И вы знаете, хочется ответить: «А почему бы и нет, если это поможет делу». Не исключаю того, что стоящий на голове человек вполне может стать участником нашего следующего отнюдь не циркового, а литературного вечера. Кроме шуток.
Рождение желания
А в том, что интерес к подобному клубному начинанию есть, сомневаться не приходится. Даже по ходу одного из перфомансов «Последнего экземпляра» пришлось стать свидетелем рождения страстного желания нескольких зрителей тоже представить свое литературное творчество, свой микромир. Люди, извините, загорались прямо на глазах. Писали несколько лет в стол и тут вдруг увидели возможность прозвучать таким вот образом.
Кстати, организаторы («МВ» и областное отделение Белорусского союза журналистов) рассмотрят любые предложения, в том числе и наших читателей, которым в литературном отношении есть что предложить.
Наверное,название нашего вырисовавшегося клуба «Последний экземпляр» вызывает здоровый интерес у публики — что за смысл он несет? Располагаю как минимум двумя вариантами толкования.
Первый: это тот случай, когда все предыдущие экземпляры книги уже нашли своих читателей, остался — последний. Обычно такая ситуация сопровождает успешные и состоятельные во всех отношениях произведения.
Второй: словом «экземпляр» в просторечии иногда называют человека. Не без иронии. Так вот он последний из тех, кто все еще продолжает верить в безраздельное торжество и действенность творчества, в том числе и журналистско-литературного, которое в конечном итоге сделает наш мир лучше и совершеннее.