Загоровский, О. Режиссер собственной судьбы : [беседа с режиссером театра «Валентин» О. Загоровский] / Олег Загоровский ; беседовала Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2015. — 18 ноября. — С. 10.
Сегодня гость культурной среды — режиссер народного театра «Валентин» Олег Загоровский.О творчестве, о времени, о себе и друзьях — исповедь неординарного человека.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ВАЛЕНТИНА
— В 1993 году Валентин Ермолович и Ярослав Климуть предложили на базе Центра культуры и Беларускай суполкі создать народный театр.
Я попал в театр благодаря одногруппнице Марии Лебедевой (сейчас она — попадья, мать пятерых детей). Так и работаю в театре до сих пор.
Увидев режиссера, был покорен. Ермолович был настоящий белорус, преданный корням своей земли, влюбленный в белорусское слово. Великолепный собеседник — и для 5-летнего ребенка, и для 90-летнего старика. Подбирал ключ к душе каждого человека. Поэтому к нему тянулись, слетались, как бабочки на огонь. Молодежь впитывала каждое его слово. Он зажигал людей своим огнем, согревал добротой души.
Валентин Иванович был бесстрашным человеком, способным на поступок. Чего стоит одна постановка пьесы Николая Матуковского «Колизей».
Он был профессионалом. После войны закончил Минский институт культуры, работал в Пинском драматическом театре. Затем перешел в Могилевский драматический. Как актер народного театра выходил в «Прымаках», великолепно играл «асобу з вусамі» в «Пинской шляхте», жида Давида в «Камедыі» — визитной карточке народного театра, поставленной еще в 1998 году.
ДОМ. КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ОЛЕГ
— Театр «Валентин» — не только мой крест, но и огромная радость. Человек строит дом: это тяжело, но он будет в нем жить и наслаждаться сознанием того, что сделал все своими руками. Я создаю спектакль — это огромный труд, но успешная премьера становится счастьем для режиссера, актеров и зрителей. Это моя жизнь, моя дорога, мое призвание — быть режиссером любительского театра.
Театральная труппа — это единый организм. Во время представления никто не сидит, все работают — и на сцене, и за сценой. Как режиссер, я не принимаю равнодушия.
«ГОРИ. МОЯ ЗВЕЗДА!»
— В восемь лет я увидел по телевизору цикл передач Эльдара Рязанова о Владимире Высоцком. Он запал мне в душу прежде всего как поэт. Также врезался в память Высоцкий как актер. Меня поразили его Гамлет, Хлопуша.
После этого, когда я читал любое произведение, мысленно переносил его на сценические подмостки. Воображение рисовало образы, которые не всегда совпадали с видением режиссеров. Но родители убеждали получить «настоящую» профессию. Никому ничего не сказав, отнес документы в училище культуры на отделение режиссуры массовых праздников и обрядов. Студентом пришел в театр к Ермоловичу.
Это был мой настоящий Учитель. Учитель — это призвание. У Ермоловича огромное количество учеников, достигших разных высот.
ПЕРВЫЙ БЛИН НЕ КОМОМ
— Я целенаправленно шел к режиссуре. После училища закончил отделение театральной режиссуры в Минском университете культуры. Учитель дал «добро» на мою просьбу о собственной постановке: «Паспрабуй, здолееш ці не». Чтобы не тревожить классиков, решил начать со своей пьесы «Дом, который построил…» Репетиции ничем не закончились, но я поставил миниатюры для «вечара гумару». Понаблюдав за мной и поняв мои поиски, Валентин Иванович предложил поставить пьесу молодого опального драматурга Андрея Курейчика «Загубленный рай». С ней в ноябре 2004 года я попал на республиканский фестиваль. В ней Валентин Иванович сыграл свою последнюю роль — Голос Бога, через месяц он ушел из жизни.
«ЗНАЧИТ. НУЖНЫЕ КНИГИ ТЫ В ДЕТСТВЕ ЧИТАЛ»
— Лучший подарок для меня -это книга. У отца была большая домашняя библиотека. Эротическим откровением в детстве стала желто-оранжевая книга «Том Сойер» Марка Твена: сцена поцелуя Тома и Бекки взволновала необыкновенно… И сегодня читаю много, причем несколько книг одновременно.
Преклоняюсь перед гением Шекспира. Особенно восхищают трагедии: «Ромео и Джульетта», «Отелло», любимый «Гамлет». В юбилейный год английского драматурга растерялся от трудности выбора. Отдал предпочтение «Макбету», но мечтал поставить пьесу… «Ромео-Гамлет-Макбет»: оказавшись на том свете, они решают, есть ли оправдание убийству во имя идеи?
Недавно начал знакомиться с книгой Вербера «Империя ангелов». Написано яркими кинокадрами. К слову, я самый счастливый человек, потому что у меня очень мощные Ангелы-хранители. Как правило, проблемы решаются сами собой.
Люблю трагикомедии. Любимый автор Григорий Горин, 75-летие которого мы ознаменовали премьерой пьесы «Забыть Герострата».
Очень сильное впечатление произвел «Процесс» Кафки. Ты попадаешь в фантасмагорический мир, в котором над человеком идет непонятный процесс. К нему пришли приставы, когда ему исполнился 21 год. Постепенно читатель начинает понимать: это произведение о человеческой жизни. До взросления нас никто не судит.
ПРОЦЕСС НАД ОЛЕГОМ ЗАГОРОВСКИМ
Кредо Олега: «Надо прожить так, чтобы не мешать живущим рядом с тобой людям».
Главный смертный грех — лень.
Может день напролет читать книги и смотреть каналы «Театр» и «Культура».
Ненавидит предательство.
Актеры театра «Валентин» характеризуют Загоровского как человека порядочного и честного до глупости^ «Славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет». Прямолинеен и не умеет льстить. Отмечают его чувство собственного достоинства и целеустремленность.
Он днями пропадает в театре. Вовлекает в процесс создания спектакля и собственную семью, в первую очередь маму. Мама — дизайнер всех театральных костюмов театра. Зачастую приходится шить по ночам. Мама — драгоценный родной человек, который ради огромной любви к сыну может сделать все! Даже пошить такие сложные костюмы, которых требует- историческая пьеса Горина «Шут Балакирев». Жена Оксана играла в первой по-, становке «Загубленный рай», а также в «Ладдзе роспачы» по пьесе В. Короткевича.
БАЙКИ МЮНХГАУЗЕНА
— Ставили «Камедыю» — и вдруг исполнительница роли Маланки утром в день спектакля проглотила свою… вставную челюсть! Моментально вводим в спектакль актрису Машу Лебедеву, у которой было на подготовку роли всего три часа. Сыграла блистательно!
— Показывали спектакль «Кабала святош», где во втором действии «играет» яблоко. Актеры, не дождавшись конца действия, съели яства Короля — и стал съеденный плод яблоком раздора. Пришлось лететь в гастроном с криком, плачем и смехом. Одним словом, комедия!
— Шел «Макбет». В последней сцене забыли забрать «отыгравшие» предметы. Что делать? На помощь ринулись мойры. Богини судьбы, смеясь и делая волнообразные движения руками, пробежались по сцене и решили проблему. Зрители восхитились режиссерской концепцией. И мойры так игриво смеялись: «Ха-ха-ха!» И мы умирали от смеха.
СЕМЕЙНЫЕ БАЙКИ
Мои родители дружили с семьей Олега. Сначала в обеих семьях родились девочки. Мои папа с мамой хотели назвать дочь Анжелой, но назвали Леной. Родители Олега хотели назвать Леной, но назвали Анжелой. Анжела и Лена учились в одном классе.
Потом родились мальчики. Их назвали Олегами, оба Леонидовича учились в одном классе и остались лучшими друзьями на всю жизнь.
— В школе нас называли Петровым и Васечкиным. Я был рассудительный Петров. Но мне хотелось быть Васечкиным, который, будто у него мотор, носился по всей школе. В общем, я был самым обыкновенным мальчиком, который и не подозревал, что его ждет впереди».
«МНЕ ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ!»
— У меня впереди так много несделанного. Думаю, как «поднять» все задуманное…
Когда-то родители, противясь моему желанию быть Карабасом Барабасом, со смехом встретили слова: «А если я в сорок лет стану режиссером города?» Я стал постановщиком событий в 35 лет, потому что поставил цель. Сегодня я хочу снимать кино. Написал сценарий с нулевым бюджетом. Я этого хочу и к этому иду. Мне интересно жить!