Режиссер собственной судьбы

Загоровский, О. Режиссер собственной судьбы : [беседа с режиссером театра «Валентин» О. Загоровский] / Олег Загоровский ; беседовала Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2015. — 18 ноября. — С. 10.

Сегодня гость культурной среды — режиссер народно­го театра «Валентин» Олег Загоровский.О творчестве, о времени, о себе и друзьях — исповедь неординарного человека.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ВАЛЕНТИНА

— В 1993 году Валентин Ермолович и Ярослав Климуть пред­ложили на базе Центра культуры и Беларускай суполкі создать на­родный театр.

Я попал в театр благодаря одногруппнице Марии Лебедевой (сейчас она — попадья, мать пяте­рых детей). Так и работаю в теа­тре до сих пор.

Увидев режиссера, был поко­рен. Ермолович был настоящий белорус, преданный корням сво­ей земли, влюбленный в белорус­ское слово. Великолепный собе­седник — и для 5-летнего ребенка, и для 90-летнего старика. Под­бирал ключ к душе каждого чело­века. Поэтому к нему тянулись, слетались, как бабочки на огонь. Молодежь впитывала каждое его слово. Он зажигал людей своим огнем, согревал добротой души.

Валентин Иванович был бес­страшным человеком, способным на поступок. Чего стоит одна по­становка пьесы Николая Матуковского «Колизей».

Он был профессионалом. По­сле войны закончил Минский институт культуры, работал в Пинском драматическом театре. Затем перешел в Могилевский драматический. Как актер народ­ного театра выходил в «Прымаках», великолепно играл «асобу з вусамі» в «Пинской шляхте», жида Давида в «Камедыі» — визитной карточке народного театра, по­ставленной еще в 1998 году.

ДОМ. КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ОЛЕГ

— Театр «Валентин» — не только мой крест, но и огромная радость. Человек строит дом: это тяжело, но он будет в нем жить и наслаж­даться сознанием того, что сде­лал все своими руками. Я создаю спектакль — это огромный труд, но успешная премьера становится счастьем для режиссера, актеров и зрителей. Это моя жизнь, моя дорога, мое призвание — быть ре­жиссером любительского театра.

Театральная труппа — это еди­ный организм. Во время пред­ставления никто не сидит, все ра­ботают — и на сцене, и за сценой. Как режиссер, я не принимаю равнодушия.

«ГОРИ. МОЯ ЗВЕЗДА!»

— В восемь лет я увидел по теле­визору цикл передач Эльдара Ря­занова о Владимире Высоцком. Он запал мне в душу прежде всего как поэт. Также врезался в память Высоцкий как актер. Меня пораз­или его Гамлет, Хлопуша.

После этого, когда я читал лю­бое произведение, мысленно переносил его на сценические подмостки. Воображение рисо­вало образы, которые не всегда совпадали с видением режиссе­ров. Но родители убеждали по­лучить «настоящую» профессию. Никому ничего не сказав, отнес документы в училище культуры на отделение режиссуры массовых праздников и обрядов. Студен­том пришел в театр к Ермоловичу.

Это был мой настоящий Учитель. Учитель — это призвание. У Ермоловича огромное количество уче­ников, достигших разных высот.

ПЕРВЫЙ БЛИН НЕ КОМОМ

— Я целенаправленно шел к ре­жиссуре. После училища закон­чил отделение театральной ре­жиссуры в Минском университете культуры. Учитель дал «добро» на мою просьбу о собственной по­становке: «Паспрабуй, здолееш ці не». Чтобы не тревожить клас­сиков, решил начать со своей пьесы «Дом, который постро­ил…» Репетиции ничем не закон­чились, но я поставил миниатюры для «вечара гумару». Понаблю­дав за мной и поняв мои поиски, Валентин Иванович предложил поставить пьесу молодого опаль­ного драматурга Андрея Курейчика «Загубленный рай». С ней в ноябре 2004 года я попал на ре­спубликанский фестиваль. В ней Валентин Иванович сыграл свою последнюю роль — Голос Бога, че­рез месяц он ушел из жизни.

«ЗНАЧИТ. НУЖНЫЕ КНИГИ ТЫ В ДЕТСТВЕ ЧИТАЛ»

— Лучший подарок для меня -это книга. У отца была большая домашняя библиотека. Эротиче­ским откровением в детстве ста­ла желто-оранжевая книга «Том Сойер» Марка Твена: сцена поце­луя Тома и Бекки взволновала не­обыкновенно… И сегодня читаю много, причем несколько книг одновременно.

Преклоняюсь перед гением Шекспира. Особенно восхищают трагедии: «Ромео и Джульетта», «Отелло», любимый «Гамлет». В юбилейный год английского дра­матурга растерялся от трудно­сти выбора. Отдал предпочтение «Макбету», но мечтал поставить пьесу… «Ромео-Гамлет-Макбет»: оказавшись на том свете, они ре­шают, есть ли оправдание убий­ству во имя идеи?

Недавно начал знакомиться с книгой Вербера «Империя анге­лов». Написано яркими кинока­драми. К слову, я самый счастли­вый человек, потому что у меня очень мощные Ангелы-хранители. Как правило, проблемы решают­ся сами собой.

Люблю трагикомедии. Любимый автор Григорий Горин, 75-летие ко­торого мы ознаменовали премье­рой пьесы «Забыть Герострата».

Очень сильное впечатление произвел «Процесс» Кафки. Ты попадаешь в фантасмагориче­ский мир, в котором над челове­ком идет непонятный процесс. К нему пришли приставы, когда ему исполнился 21 год. Постепенно читатель начинает понимать: это произведение о человеческой жизни. До взросления нас никто не судит.

ПРОЦЕСС НАД ОЛЕГОМ ЗАГОРОВСКИМ

Кредо Олега: «Надо прожить так, чтобы не мешать живущим рядом с тобой людям».

Главный смертный грех — лень.

Может день напролет читать книги и смотреть каналы «Театр» и «Культура».

Ненавидит предательство.

Актеры театра «Валентин» ха­рактеризуют Загоровского как человека порядочного и честного до глупости^ «Славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет». Прямолинеен и не умеет льстить. Отмечают его чувство собственного достоинства и це­леустремленность.

Он днями пропадает в театре. Вовлекает в процесс создания спектакля и собственную семью, в первую очередь маму. Мама — дизайнер всех театральных ко­стюмов театра. Зачастую при­ходится шить по ночам. Мама — драгоценный родной человек, который ради огромной любви к сыну может сделать все! Даже пошить такие сложные костюмы, которых   требует- историческая пьеса Горина «Шут Балакирев». Жена Оксана играла в первой по-, становке «Загубленный рай», а также в «Ладдзе роспачы» по пье­се В. Короткевича.

БАЙКИ МЮНХГАУЗЕНА

—  Ставили «Камедыю» — и вдруг исполнительница роли Маланки утром в день спектакля прогло­тила свою… вставную челюсть! Моментально вводим в спек­такль актрису Машу Лебедеву, у которой было на подготовку роли всего три часа. Сыграла блиста­тельно!

—  Показывали спектакль «Каба­ла святош», где во втором дей­ствии «играет» яблоко. Актеры, не дождавшись конца действия, съели яства Короля — и стал съе­денный плод яблоком раздора. Пришлось лететь в гастроном с криком, плачем и смехом. Одним словом, комедия!

—  Шел «Макбет». В последней сцене забыли забрать «отыграв­шие» предметы. Что делать? На помощь ринулись мойры. Боги­ни судьбы, смеясь и делая вол­нообразные движения руками, пробежались по сцене и решили проблему. Зрители восхитились режиссерской концепцией. И мойры так игриво смеялись: «Ха-ха-ха!» И мы умирали от смеха.

СЕМЕЙНЫЕ БАЙКИ

Мои родители дружили с се­мьей Олега. Сначала в обеих се­мьях родились девочки. Мои папа с мамой хотели назвать дочь Ан­желой, но назвали Леной. Роди­тели Олега хотели назвать Леной, но назвали Анжелой. Анжела и Лена учились в одном классе.

Потом родились мальчики. Их назвали Олегами, оба Леонидо­вича учились в одном классе и остались лучшими друзьями на всю жизнь.

В школе нас называли Петро­вым и Васечкиным. Я был рассу­дительный Петров. Но мне хоте­лось быть Васечкиным, который, будто у него мотор, носился по всей школе. В общем, я был са­мым обыкновенным мальчиком, который и не подозревал, что его ждет впереди».

«МНЕ ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ!»

— У меня впереди так много не­сделанного. Думаю, как «поднять» все задуманное…

Когда-то родители, противясь моему желанию быть Карабасом Барабасом, со смехом встретили слова: «А если я в сорок лет стану режиссером города?» Я стал по­становщиком событий в 35 лет, потому что поставил цель. Сегод­ня я хочу снимать кино. Написал сценарий с нулевым бюджетом. Я этого хочу и к этому иду. Мне интересно жить!