Наши в Варшаве

Провалинский, А. Наши в Варшаве : [беседа с молодым художником, уроженцем Могилева А. Провалинским] / Александр Провалинский // Веснiк Магiлёва. — 2015. — 22 октября. — С. 13.

О природе современного художественного искусства, творческих поисках и свободе выбора мы поговорили с молодым художником Александром Провалинским.

Дома он редкий гость. Помимо учебы в Варшавской академии искусств, Александр работает художником по свету и сценографом с различными польскими режиссерами. На прошлый «Март-контакт» он приезжал в Могилев как соавтор спектакля «По имени Господин» (Минск).

Мы встретились с художником на его мастер-классе в арт-студии «Гекльберри» — на этот раз Александр привозил в Могилев свои картины на выставку молодых художников.

—  Александр, как ты ока­зался в Польше?

—     Во время учебы в Мин­ске я посещал курсы польского языка, и три года назад меня по­звали поработать волонтером на белорусском театральном форуме ТЕАРТ в качестве переводчика. На форуме я подру­жился с молодыми польскими театральными художниками и сценографами, которые при­гласили меня к себе в гости. Я съездил в Польшу, а на следую­щий год сдал документы в Вар­шавскую академию искусств. Поначалу думал, куда пойти: на графику или живопись, но по­скольку живописью я занимался 4 года в Минском училище им. Глебова, решил освоить графи­ку. Мне всегда было интересно это направление. Всем извест­но, что Польша славится своими рекламными плакатами — они считаются лучшими в Европе. К тому же графика в Варшавской академии представлена доволь­но широко: это и рисунок, и ре­клама, и анимация, и дизайн… Нас учат работать в каждом направлении.

—    Что нового отмечает для себя бывший студент бе­лорусского художественно­го училища, став студентом Варшавской академии ис­кусств?

—     В силу традиции у нас между преподавателями и сту­дентами соблюдается достаточ­но большая дистанция. В Поль­ше отношения «учитель-ученик» более тесные, хотя, конечно, уважительное отношение к старшим людям, которые опыт­нее тебя, остается. Но есть чув­ство, что с тобой разговаривают как с другом или приятелем, тобою интересуются. Ты всег­да знаешь, что тебя выслушают и попытаются понять. Когда я учился дома, мне постоянно по­вторяли: «Ах, этот Провалинский не соблюдает субординацию». А мне всегда хотелось, чтобы у нас с учителями были друже­ские теплые отношения, чтобы можно было прийти и поделить­ся с ними тем, что тебя волнует.

В то же время Минское ху­дожественное училище мне очень многое дало, если гово­рить об академическом рисун­ке, технике и технологии живо­писи. В этом плане мне проще, потому что не нужно думать, как смешать краски, натянуть холст и провести линию. Но иногда эти знания «как надо» мешают творчеству, и теперь я пытаюсь учиться выходить «за рамки». Европейский подход к искусству другой. В Польше у студента больше свободы выбора и сво­боды движения в том направ­лении, которое ему наиболее интересно. Ты можешь делать работу строго по заданию, а можешь развить его в нечто другое, близкое и интересное тебе самому. Так, задание покомпозиции можно выполнить не только на холсте. Это может быть инсталляция: к примеру, карто­фель, посаженный в аквариум… Все, что угодно.

—  Но если на урок живописи ты принесешь картофель в ак­вариуме, инсталляцию навряд ли оценят…

—    А почему нет? Почему это нельзя назвать живописью? Со­временное искусство — это на­туральные вещи, которые люди забыли.

—   Философский вопрос… Где в таком случае заканчива­ются природные процессы и где начинается искусство?

—     Мне кажется, искусство —  это и есть природа. И не надо ничего менять, самое главное — нужно заметить момент, кото­рый прекрасен, перенести его в какое-то пространство и показать людям — этого будет достаточно. Мы просто перенесли картофель в рамку аквариума и дали воз­можность людям что-то почув­ствовать и подумать. Потому что картофель, растущий в поле, не замечают.

 —   Это будет искус­ством?

 —   Что такое искусство? У нас есть краска и кисточка — и мы мажем ею по холсту? Или водим карандашом по бумаге? Создание момента — это и есть процесс искус­ства.

 —   Как далеко зашли твои творческие поиски?

На данном этапе меня больше всего интересует взаимодействие науки, при­роды и искусства. Я занялся экспериментами и пыта­юсь совместить живопись с химией. Мне кажется, это очень близкие вещи. Недав­но я создал металлическую инсталляцию. У меня сразу же нашелся заказчик, который опла­тил дорогостоящие материалы. Медные графические пластинки с предварительно вытравленным рисунком помещались в раз­личные химические составы, что привело к окислению меди и на­слаиванию на ней различных оттенков зеленых и синих цветов. Данный процесс в природе зани­мает несколько десятков лет.

 —  Есть ли возможность у молодых художников выстав­ляться в Варшаве?

 —     Когда я учился на 1 -м кур­се, мне предложили сделать свою персональную выставку. Есть возможность выставляться и самим, отсылать свои работы в различные европейские гале­реи. В Варшавской академии ис­кусств также постоянно проходят выставки студентов, куда прихо­дят коллекционеры и владельцы галерей… Молодым художникам уделяют много внимания, дают им шанс проявить себя еще во время учебы, таланты обязатель­но отслеживают и поддерживают.

 —   Как ты занялся режиссу­рой света и сценографией?

 —   На том же театральном фе­стивале ТЕАРТ в Минске я познакомился с польской художницей по свету, оператором и фото­графом Жаклин Собишевски. Она одна из самых известных режиссеров по свету в Европе. Когда я переехал в Варшаву, Жаклин предложила мне стать ее ассистентом. Мы до сих пор с ней работаем в совместных проектах. Это человек, который показал мне совершенно другой мир, мир свободных мыслящих людей, полных радости и вза­имопомощи. От нее я многому научился и уже самостоятель­но делаю сценографию и свет к спектаклям польских режиссе­ров.

Проектов много: каждые два месяца работаю над новым ма­териалом. Последние два спек­такля поставлены в Националь­ном оперномтеатре в Варшаве.

— На прошлый «Март-контакт» ты приезжал в Моги­лев со спектаклем «По имени Господин»…

 —     Когда я еще учился в Мин­ске, режиссер Наталья Лива­нова пригласила меня сделать сценографию и костюмы к ее дипломному проекту. Так мы придумали спектакль «По имени Господин». Это было 3 года на­зад. Спектакль не раз показыва­ли в столице, а потом пригласи­ли на фестиваль в Могилев, и мы приехали как авторы проекта.

 —   Где ты себя видишь в дальнейшем?

 —   Живопись и графика — это вся моя жизнь. Конечно, я всегда буду заниматься в этом направлении. В то же время хотел бы продолжать работу в театре. Режиссура света — это и есть живопись, только здесь смешивают свет с цветом.