Незримый образ

Овсянникова, Т. Незримый образ / Тамара Овсянникова // Магілёўскія ведамасці. — 2011. — 16 августа. — С. 9.

Имя Веры Юрковой хорошо знакомо могилевчанам. 37 лет тво­рит она в Могилеве. В 1974 году Вера вме­сте с мужем Валери­ем, тоже художником, приехала на «Камбінат мастацтва» по распре­делению Минского те­атрального института (ныне — Академия ис­кусств).

— Время было замечатель­ное, — вспоминает худож­ница, — заказов много, для творческих идей — простор. В те годы в бюджете пред­приятий была обязательной статья: отчисления на про­изведения искусства. Мы оформляли столовые, акто­вые залы, комнаты отдыха и т.д. Не знали материальных трудностей. И главное — мы были молоды.

Сегодня творческий багаж художника значителен. Ее картины хранятся в Нацио­нальном музее Беларуси, в Музее современного искус­ства в Минске, в Могилевском областном художественном музее им.П.В.Масленикова и в музеях Москвы.

Тяга к изобразительному искусству у Веры Ивановны началась с репродукций ху­дожников в журнале «Огонек», которые с любовью собирала ее мама. Начальное художе­ственное образование полу­чила в кружке рисования при Бобруйском Доме пионеров. Ее учитель Борис Беляев вос­питал целую плеяду извест­ных художников: Поплавский, Осецкий, Марченко. Затем — Минское художественное училище им.А.К.Глебова и Минский театральный инсти­тут, отделение графики.

Интересно, что у Юрковой с успехом прошли две выставки в Париже: в галерее «Карэ Дор» и Польском Доме. А вот в родном Могилеве персональ­ная выставка — экспозиция из 26 работ — состоялась впер­вые только в этом году.

При первом взгляде на картины Веры Ивановны об­ращаешь внимание на неяркие цветовые решения. На вопрос, почему так приглушена пали­тра в ее работах, собеседни­ца отвечает, что она любит спокойный колорит оттенков умбри. Он заставляет заду­­маться. Ведь самое важное — рядом, в неярких красках родной природы.

Художница умеет в повседневном, обыденном видеть красоту и наслаждаться ею. Вера Иванов­на часто гуляет в Подниколье с питомцами и находит там темы и об­разы для своих работ. В течение нескольких лет художница наблю­дала за одиноко расту­щим ирисом, который неизменно расцветал каждую весну среди многотравья. Он стал главным натурщиком ее картины, определив и на­звание.

В простоте цветовых и композиционных решений кроется глубина чувств ав­тора и философский смысл работ. Портреты природы со­звучны состоянию души ху­дожницы, которая стремится постичь ее, осмыслить, осоз­нать. Буйная растительность лета и молодая женщина на картине «В гостях у Васи Комарова. Автопортрет» рас­сказывают о радостях юности. Светлой грустью и по­коем наполнена картина «Осень в Подниколье». Это период в жизни че­ловека состоявшегося, достигшего всего, к чему стремился.

Совершенно иного плана картина «Ожида­ние зимы». В искусстве важно не только то, что художник изображает. Важно, какие эмоции и мысли пробуждает изо­бражаемое. По мнению китийского поэта Сыкун Ту, самое главное — «образ вне зримого, вкус вне ощущаемо­го», то есть выход за пределы видимого, к неуловимой вну­тренней сущности.

— Эта картина написана на одном дыхании, на перелом­ном жизненном этапе, — от­кровенничает Вера Юркова. — Это состояние души.

По технике и цветовому решению «Ожидание зимы» отличается от других работ художницы. Ее нельзя не за­метить, пройти мимо. Дерево потеряло свою природную пластику. Возможно, уже при­няло на себя первые удары мороза. Оно стало кристал­лическим, готовясь к жестким условиям зимы. И в то же время экспрессия ломаных линий веток оживляет картину, мы видим движение, слышим музыку.