Карпеков, С. «Мы учим детей мечтать» / Сергей Карпеков // Веснiк Магiлёва. — 2008. — 11 июня. — С. 5.
Игорь ВОРОНЦОВ, руководитель комик-группы «Игорьки»:
5 лет назад при ДК «Моготекс» был создан театр эстрадных миниатюр «Эпатаж», на базе которого организованна экспериментальная клоунская группа «Игорьки». Как в песенке: цирк, он ради праздника возник. Но праздновать-то особа нечего. Почему? Об этом наш разговор с руководителем комик-группы ИГОРЕМ ВОРОНЦОВЫМ.
– Игорь, с чего все начиналось?
– Все началось с цирка. Я имел опыт работы в Росгосцирке, в украинском цирке. Считается, что Могилев не цирковой город. Но, работая в той же России, я встречал и разговаривал не с одним десятком артистов цирка, которые родились, росли, учились в Могилеве, а сейчас работают за пределами синеокой. Посидишь с братьями «по цеху», вспомнишь общих знакомых, родной город, и ностальгия накатывает. Ребята клятвенно обещают приехать в Могилев, чтобы создать здесь цирк. Вот я и стал, можно сказать, первой ласточкой этого начинания. Кроме того, мой основной жанр — акробатика. А это достаточно травмаопасно. И мне, слегка «поломанному», пришлось возвращаться домой.
– Чем и как город встретил блудного сына?
– Приветливо, но не радостно. На сегодняшний день развитие цирка у нас похоже на развитие рока в 80-х годах 20-го века, когда играли в подвалах, ресторанах и т.д.
Мы не единственные клоуны в Могилеве. Но все работают в детских садах, школах. А чтобы все было сценично, красиво, этого пока нет.
– А в чем проблема?
– Проблем много. Одна из основных — отсутствие профессиональных режиссеров. Ведь режиссер театральный и цирковой — совершенно специфические виды деятельности. Потом, отсутствие государственной политики в развитии нашего направления. А ведь есть много могилевчан, победителей и лауреатов престижных цирковых конкурсов. Например, «Монте-Карло», «Париж — 21-й век», акробатик-шоу в Китае. Приезжают наши ребята, демонстрируют свое мастерство — и китайские акробаты, которые считаются лучшими в мире, «выпадают в осадок». Но, это все там, потому что там есть цирковая инфраструктура. Опять же, в России есть Росгосцирк, 15 передвижных цирков, есть цирки на сцене… В Могилеве этого нет. Да, во многих наших городах есть детские студии циркового искусства. Но, выходя из них, многие уезжают на Запад, в Россию. Причем там работают кем придется, а свою мечту о цирке попросту «хоронят», поскольку у нас работать негде. Почему бы на уровне местной власти (я не говорю о масштабах республики, проблем и без нас хватает) не помочь создать профессиональный цирковой коллектив? Для этого много не надо, было бы желание. Мы все энтузиасты своего дела, нам нужен лишь первоначальный толчок. Повторюсь: у нас нет элементарной базы для развития циркового искусства. Раньше была студия под руководством Юрия Гринкевича, но по различным причинам, как объективным, так и субъективным, она развалилась. И сейчас притока цирковых артистов нет именно из-за того, что нет базы.
Есть еще причина, по которой цирковое искусство у нас в городе находится в зародыше. Чем отличается мышление детей от мышления взрослых? Дети интересуются, откуда все берется, а взрослые удивляются, куда все девается. Если 10-летний ребенок смотрит мультики — это хорошо, но когда он смотрит различного рода шоу (я, в принципе, ничего не имею против них), где нередко звучат сальные шутки — это плохо. Одно дело, когда над ними смеется взрослая аудитория, другое — ребенок, считающий, что раз взрослые над этим смеются, значит — все нормально. Вообще подобного рода шоу — хорошо забытая трансформированная цирковая разговорная клоунада. Только, в отличие от последней, эти шоу порой граничат с пошлостью. А детская клоунада должна развиваться по детским законам. Ведь дети искренне верят в то, что видят. Им интересно это, а не разного рода подоплека реплик, звучащих со сцены. Детей надо учить мечтать, фантазировать, наконец, учить доброте. И мы пытаемся научить их. Ведь сегодня многие наши дети попросту не умеют этого делать. Сейчас в моде прагматизм: у кого какой компьютер, «навороченный» мобильный телефон и т.д.
– Есть будущее у циркового искусства в городе на Днепре?
– Оно довольно туманно. Ведь рано или поздно наступает период, когда хочется профессионального роста, профессиональной сцены и т.д. Поэтому вариантов развития нашей деятельности два. Мы будем пытаться развиваться в Могилеве, организовать клоунский фестиваль. Ведь Могилев и Габрово — города-побратимы, а Габрово — столица юмора Болгарии. Почему бы Могилев не сделать столицей юмора Беларуси? Будем создавать новые программы, репризы. Попытаемся поговорить с руководством города о создании профессиональной цирковой студии, театра клоунады. Если эти попытки увенчаются успехом, в Могилеве будут цирк, клоунада. Если нет, то коллектив уедет. Есть предложения из Китая, России, Германии. Т.е. либо мы остаемся и работаем как белорусский коллектив, либо через какое-то время, сидя где-нибудь в Париже, будем с ностальгией вспоминать, как хорошо было на родине, как хорошо можно было сделать. Но это будет уже там, а не здесь.