Об Александре Бале замолвим слово

Михальчук, Н. Об Александре Бале замолвим слово / Наталья Михальчук // Магілёўскія ведамасці. — 2007. — 20 лютага. —  С. 8.

В областном драматическом театре состоялся оче­редной концерт могилевского барда Александра Баля.

Признаюсь, что была на кон­церте Баля впервые и шла туда не без некоторых опасений. Я не большой любитель бардовс­кой песни, предпочитаю стихи Цветаевой, Мандельштама и Ходасевича и к творчеству из­вестных мне могилевских рок-и бардовских дарований отно­шусь уж точно скептически. Концерт Баля мне понравился.

Встречали исполнителя теп­ло, восторженно, атмосфера в зале была душевная, присут­ствовало, похоже, большое ко­личество его преданных по­клонников, посещающих каж­дый концерт. У них появились свои ритуалы; звучали среди прочих песни, исполняемые постоянно, из года в год, зри­тели подпевали, демонстрируя замечательное знание матери­ала.

Необычайно привлекателен артист на сцене — магнетичес­кая притягательность, шарм. Прекрасный вокалист, гитарист и композитор; несомненно, одаренный актер, привносящий в исполнение песен сильный элемент драматического искус­ства. Безусловно, профессио­нал, что всегда привлекает и радует. Сочетание всего этого создает яркую картину.

О текстах скажу особо. Если средняя компьютерная про­грамма способна работать впол­не пристойно, то стихи, в отли­чие от компьютерных программ, если средние, то и вовсе не стихи. Думается, стихи только тогда стихи, когда они именно того самого «верхнего» художе­ственного уровня. По-мо­ему, на этот высочайший уровень Александр Баль и не претендует.

Несомненно, он — ум­ный человек, и критичес­кое отношение к себе — важнейший признак ума. Мне кажется, в отличие от многих, он первым при­знал бы, что иногда пи­шет не на уровне. Впро­чем, есть многочислен­ные подтверждения это­му и в текстах песен: тут и там встречается ирония по отношению к собственному творчеству, самоирония, неуве­ренность — смогу ли летать? Значительную часть его тек­стов пронизывает легкий, не­навязчивый юмор и на самом явном, смысловом уровне, и на стилевом: «дурашливая» игра слов — яркий пример (песенка «Муха в январе» и другие).

Не слишком серьезное от­ношение к себе и адекватная самооценка, если при этом че­ловек достойно делает свое дело, подкупают чрезвычайно. Думаю, в этом отношении в большинстве случаев вкус Балю все-таки не изменяет.

Так или иначе, у кого из на­ших знаменитых бардов тексты можно с полным правом на­звать стихами? Приходят на па­мять только Окуджава (да и то с оговорками), Высоцкий, десять — пятнадцать стихотворений Михаила Щербакова — пожа­луй, все. Я их с Балем не срав­ниваю — просто уточняю.

Было исполнено несколь­ко старых песен: «У камина», «Горжусь своей свободой сло­ва» —• даже я, ни разу не присутствовавшая раньше на концертах, знала и помнила слова. Это и есть слава народ­ного артиста.

Понравилась «заглавная» пес­ня из нового, еще не вышедше­го альбома «Женщины как пес­ни». Разные бывают женщины, утверждает Александр Василь­евич, — нежные, тонкие, звон­кие, и только умные женщины встречаются редко. И с этим тоже трудно поспорить!

Тронули мудрые, милосерд­ные песни — заключительная «Надежда», «Перелетная птица», другие.

Замечу особо, что порадова­ли цены на билеты — вполне пристойные.

От души пожелаем нашему могилевскому достоянию новых запоминающихся песен и боль­ших творческих успехов.