Михальчук, Н. Об Александре Бале замолвим слово / Наталья Михальчук // Магілёўскія ведамасці. — 2007. — 20 лютага. — С. 8.
В областном драматическом театре состоялся очередной концерт могилевского барда Александра Баля.
Признаюсь, что была на концерте Баля впервые и шла туда не без некоторых опасений. Я не большой любитель бардовской песни, предпочитаю стихи Цветаевой, Мандельштама и Ходасевича и к творчеству известных мне могилевских рок-и бардовских дарований отношусь уж точно скептически. Концерт Баля мне понравился.
Встречали исполнителя тепло, восторженно, атмосфера в зале была душевная, присутствовало, похоже, большое количество его преданных поклонников, посещающих каждый концерт. У них появились свои ритуалы; звучали среди прочих песни, исполняемые постоянно, из года в год, зрители подпевали, демонстрируя замечательное знание материала.
Необычайно привлекателен артист на сцене — магнетическая притягательность, шарм. Прекрасный вокалист, гитарист и композитор; несомненно, одаренный актер, привносящий в исполнение песен сильный элемент драматического искусства. Безусловно, профессионал, что всегда привлекает и радует. Сочетание всего этого создает яркую картину.
О текстах скажу особо. Если средняя компьютерная программа способна работать вполне пристойно, то стихи, в отличие от компьютерных программ, если средние, то и вовсе не стихи. Думается, стихи только тогда стихи, когда они именно того самого «верхнего» художественного уровня. По-моему, на этот высочайший уровень Александр Баль и не претендует.
Несомненно, он — умный человек, и критическое отношение к себе — важнейший признак ума. Мне кажется, в отличие от многих, он первым признал бы, что иногда пишет не на уровне. Впрочем, есть многочисленные подтверждения этому и в текстах песен: тут и там встречается ирония по отношению к собственному творчеству, самоирония, неуверенность — смогу ли летать? Значительную часть его текстов пронизывает легкий, ненавязчивый юмор и на самом явном, смысловом уровне, и на стилевом: «дурашливая» игра слов — яркий пример (песенка «Муха в январе» и другие).
Не слишком серьезное отношение к себе и адекватная самооценка, если при этом человек достойно делает свое дело, подкупают чрезвычайно. Думаю, в этом отношении в большинстве случаев вкус Балю все-таки не изменяет.
Так или иначе, у кого из наших знаменитых бардов тексты можно с полным правом назвать стихами? Приходят на память только Окуджава (да и то с оговорками), Высоцкий, десять — пятнадцать стихотворений Михаила Щербакова — пожалуй, все. Я их с Балем не сравниваю — просто уточняю.
Было исполнено несколько старых песен: «У камина», «Горжусь своей свободой слова» —• даже я, ни разу не присутствовавшая раньше на концертах, знала и помнила слова. Это и есть слава народного артиста.
Понравилась «заглавная» песня из нового, еще не вышедшего альбома «Женщины как песни». Разные бывают женщины, утверждает Александр Васильевич, — нежные, тонкие, звонкие, и только умные женщины встречаются редко. И с этим тоже трудно поспорить!
Тронули мудрые, милосердные песни — заключительная «Надежда», «Перелетная птица», другие.
Замечу особо, что порадовали цены на билеты — вполне пристойные.
От души пожелаем нашему могилевскому достоянию новых запоминающихся песен и больших творческих успехов.