Леонид Иванов: «Останусь патриотом навсегда…»

Лепейко, Д. Леонид Иванов: «Останусь патриотом навсегда…» / Дмитрий Лепейко // Магілёўскія ведамасці. — 2005. — 12 ноября. — С. 4.

Художественный руководитель и гл.дирижер оркестра народных инструментов Центра культуры и искусства Могилевской области, доцент, декан педагогического факультета Белорусской государственной консерватории.

Родился в 1940 году в Могилеве. Здесь же прошло детство и юность.

После завершения учебы в Белорусской государственной консерватории в Минске вернулся в родной город, где живет и работает по сей день.

Город изменился больше, чем… я

Я родился на Машековке. Дом, в котором жила наша семья, в то время находился по адресу 9-я Машековская,6. Люди называли улицу то Машаковской, то Мышаковской, с номером тоже была путаница. Потом ее переименовали в Запрудную. А затем не стало и самого дома — его снесли для новостройки. Сейчас на том месте находится детсад.

В 1998 мне преподнесли прекрасный подарок — картину художника Константина Алексеева. По одной из фотографий он изобразил наш дом. Правда, кое-что добавил — на самом деле церквушки недалеко от дома не было.

Появилась она на картине по такой причине. Я часто вспоминал о том, что наша мама, Елена Ильинична, часто ходила на Быховский рынок. А я со своими братьями и сестрой, будучи совсем еще детьми, всегда выходил на возвышение ее встречать. Тогда город был не настолько застроен, и через пустырь все просматривалось на очень большое расстояние. Мы издалека замечали маму, а еще постоянно видели Подникольскую церковь. Так и слились воедино как яркие, теплые и светлые воспоминания — купола храма и ожидание мамы.

На нижнем снимке я справа. А рядом моя тогда еще будущая жена Лариса. Мы убрали картошку на нашем участке и сфотографировались. Если сейчас собраться на том же месте, то горизонт уже не будет таким пустым. За эти годы здесь вырос крупный микрорайон — Юбилейный. А тогда за нашими спинами только начиналось строительство газогенераторного завода (теперь это главный корпус завода  «Электродвигатель»).

Музыка в моей душе

Я помню, как-то мы с другом, гуляя по Ленинской, услышали странные звуки, которые доносились из здания музыкального училища. Мы зашли в него подсмотреть, как это искусство рождается. Нам тогда было лет по 5, а из одежды на нас были только трусы. Естественно, нас выгнали, обозвав «шпаной» и «босяками»…

Несмотря на то, что музыка влекла всегда и казалась мне чем-то волшебным, занялся я ей, можно сказать, не по своей воле. По соседству с нами жила Клара, студентка. Она играла на пианино, пела. Она видела, с каким восторгом я ее слушал, как действовали на меня чарующие мелодии. Именно Клара написала за меня заявление в музыкальную школу.

Мама же о моем намерении поступить в музыкальную школу узнала, только лишь когда пришло извещение о том, что мне нужно явиться на экзамен. К новости она отнеслась без особой радости, просто не знала, что ей одеть для выхода в «высшее общество». Она считала, что музыкой занимается лишь «аристократия», мы же были совсем не богаты. Разумеется, это было лишь предубеждение. Тогда, вообще, не было уж очень богатых — такое было время.

Я успешно прошел конкурс и проучился в музыкальной школе по классу баяна 3 года, до самого поступления в музыкальное училище.

В школе образовался мой первый «гастролирующий коллектив». Кроме меня, в нашем трио баянистов играли мои сверстники — Владимир Амелькин и Сергей Борщев. Под руководством нашего учителя Ивана Лазаревича Павлова мы постоянно и с успехом выступали на различных мероприятиях. А главным шлягером в нашем репертуаре была очень популярная в то время «Карело-финская полька».

В настоящее время Борщев является доцентом Дальневосточной академии музыки во Владивостоке. А вот Володя Амелькин пошел другим путем — сейчас он занимается наукой.

Вся жизнь — игра

В детстве я занимался танцами в Доме пионеров. И была такая традиция, что его воспитанники устраивали на сцене областного драмтеатра новогодние представления для детей города. Это было очень ответственно, но почетно и увлекательно. Да и какие люди играли рядом!

До сих пор я помню потрясающего Деда Мороза — Михаила Загришева, дядю Мишу. Он не был профессиональным актером — работал таксистом, но его постоянно приглашали на эту роль. Играл великолепно, охотно делился с нами, детьми, своим артистическим мастерством, давал полезные советы. Наверное, в то время это был лучший Дед Мороз.

А вот в роли Нового 1954 года – ныне очень известный на Могилевщине врач Леонид Зверев.

Была у меня еще одна игровая страсть — спорт и особенно футбол.

Учась в Минске в консерватории, мы, студенты, по­стоянно ходили на стадион, ста­рались не пропускать ни одного матча минского «Динамо». Была у нас и своя футбольная коман­да. Играли и просто так, на от­дыхе. Вот, например, я забиваю гол в ворота, в которых стоит мой друг и коллега Михаил Ко-зинец — теперь уже профессор, народный артист, ректор Бело­русской государственной акаде­мии музыки.

Многие считают, что музыка и спорт вещи несовместимые. Это не так. Наоборот, спорт — боль­шой помощник для профессио­нального музыканта.

В праздничной колонне

Мне не стыдно признаваться, что я люблю все праздники со­ветской эпохи. День Победы счи­таю главнейшим днем в нашей истории. И в этом году 7 ноября я выходил к Дому Советов. А в России, например, этот день как праздник вообще отменен. Обидно…

Я навсегда останусь патрио­том той нашей Родины. Мое от­ношение к ее датам не меняется ни в связи с их переименовани­ями, ни с изменениями в идео­логии. Жаль, что нет таких пара­дов, как раньше. Они меня радо­вали настроением, общим стрем­лением участников выглядеть красиво, достойно.

На снимке — один из самых памятных праздников. Тогда я был студентом музучилища, и наш директор сказал самим сде­лать эмблему для первомайской демонстрации. Конструкция по­лучилась очень сложной, но кра­сивой. А в процессе ее изготов­ления я поранил свою руку топо­ром. На фотографии это плохо видно, но я нес эмблему забин­тованной рукой. Помню, очень переживал из-за этой раны, ведь через месяц предстоял первый госэкзамен…