Лепейко, Д. Леонид Иванов: «Останусь патриотом навсегда…» / Дмитрий Лепейко // Магілёўскія ведамасці. — 2005. — 12 ноября. — С. 4.
Художественный руководитель и гл.дирижер оркестра народных инструментов Центра культуры и искусства Могилевской области, доцент, декан педагогического факультета Белорусской государственной консерватории.
Родился в 1940 году в Могилеве. Здесь же прошло детство и юность.
После завершения учебы в Белорусской государственной консерватории в Минске вернулся в родной город, где живет и работает по сей день.
Город изменился больше, чем… я
Я родился на Машековке. Дом, в котором жила наша семья, в то время находился по адресу 9-я Машековская,6. Люди называли улицу то Машаковской, то Мышаковской, с номером тоже была путаница. Потом ее переименовали в Запрудную. А затем не стало и самого дома — его снесли для новостройки. Сейчас на том месте находится детсад.
В 1998 мне преподнесли прекрасный подарок — картину художника Константина Алексеева. По одной из фотографий он изобразил наш дом. Правда, кое-что добавил — на самом деле церквушки недалеко от дома не было.
Появилась она на картине по такой причине. Я часто вспоминал о том, что наша мама, Елена Ильинична, часто ходила на Быховский рынок. А я со своими братьями и сестрой, будучи совсем еще детьми, всегда выходил на возвышение ее встречать. Тогда город был не настолько застроен, и через пустырь все просматривалось на очень большое расстояние. Мы издалека замечали маму, а еще постоянно видели Подникольскую церковь. Так и слились воедино как яркие, теплые и светлые воспоминания — купола храма и ожидание мамы.
На нижнем снимке я справа. А рядом моя тогда еще будущая жена Лариса. Мы убрали картошку на нашем участке и сфотографировались. Если сейчас собраться на том же месте, то горизонт уже не будет таким пустым. За эти годы здесь вырос крупный микрорайон — Юбилейный. А тогда за нашими спинами только начиналось строительство газогенераторного завода (теперь это главный корпус завода «Электродвигатель»).
Музыка в моей душе
Я помню, как-то мы с другом, гуляя по Ленинской, услышали странные звуки, которые доносились из здания музыкального училища. Мы зашли в него подсмотреть, как это искусство рождается. Нам тогда было лет по 5, а из одежды на нас были только трусы. Естественно, нас выгнали, обозвав «шпаной» и «босяками»…
Несмотря на то, что музыка влекла всегда и казалась мне чем-то волшебным, занялся я ей, можно сказать, не по своей воле. По соседству с нами жила Клара, студентка. Она играла на пианино, пела. Она видела, с каким восторгом я ее слушал, как действовали на меня чарующие мелодии. Именно Клара написала за меня заявление в музыкальную школу.
Мама же о моем намерении поступить в музыкальную школу узнала, только лишь когда пришло извещение о том, что мне нужно явиться на экзамен. К новости она отнеслась без особой радости, просто не знала, что ей одеть для выхода в «высшее общество». Она считала, что музыкой занимается лишь «аристократия», мы же были совсем не богаты. Разумеется, это было лишь предубеждение. Тогда, вообще, не было уж очень богатых — такое было время.
Я успешно прошел конкурс и проучился в музыкальной школе по классу баяна 3 года, до самого поступления в музыкальное училище.
В школе образовался мой первый «гастролирующий коллектив». Кроме меня, в нашем трио баянистов играли мои сверстники — Владимир Амелькин и Сергей Борщев. Под руководством нашего учителя Ивана Лазаревича Павлова мы постоянно и с успехом выступали на различных мероприятиях. А главным шлягером в нашем репертуаре была очень популярная в то время «Карело-финская полька».
В настоящее время Борщев является доцентом Дальневосточной академии музыки во Владивостоке. А вот Володя Амелькин пошел другим путем — сейчас он занимается наукой.
Вся жизнь — игра
В детстве я занимался танцами в Доме пионеров. И была такая традиция, что его воспитанники устраивали на сцене областного драмтеатра новогодние представления для детей города. Это было очень ответственно, но почетно и увлекательно. Да и какие люди играли рядом!
До сих пор я помню потрясающего Деда Мороза — Михаила Загришева, дядю Мишу. Он не был профессиональным актером — работал таксистом, но его постоянно приглашали на эту роль. Играл великолепно, охотно делился с нами, детьми, своим артистическим мастерством, давал полезные советы. Наверное, в то время это был лучший Дед Мороз.
А вот в роли Нового 1954 года – ныне очень известный на Могилевщине врач Леонид Зверев.
Была у меня еще одна игровая страсть — спорт и особенно футбол.
Учась в Минске в консерватории, мы, студенты, постоянно ходили на стадион, старались не пропускать ни одного матча минского «Динамо». Была у нас и своя футбольная команда. Играли и просто так, на отдыхе. Вот, например, я забиваю гол в ворота, в которых стоит мой друг и коллега Михаил Ко-зинец — теперь уже профессор, народный артист, ректор Белорусской государственной академии музыки.
Многие считают, что музыка и спорт вещи несовместимые. Это не так. Наоборот, спорт — большой помощник для профессионального музыканта.
В праздничной колонне
Мне не стыдно признаваться, что я люблю все праздники советской эпохи. День Победы считаю главнейшим днем в нашей истории. И в этом году 7 ноября я выходил к Дому Советов. А в России, например, этот день как праздник вообще отменен. Обидно…
Я навсегда останусь патриотом той нашей Родины. Мое отношение к ее датам не меняется ни в связи с их переименованиями, ни с изменениями в идеологии. Жаль, что нет таких парадов, как раньше. Они меня радовали настроением, общим стремлением участников выглядеть красиво, достойно.
На снимке — один из самых памятных праздников. Тогда я был студентом музучилища, и наш директор сказал самим сделать эмблему для первомайской демонстрации. Конструкция получилась очень сложной, но красивой. А в процессе ее изготовления я поранил свою руку топором. На фотографии это плохо видно, но я нес эмблему забинтованной рукой. Помню, очень переживал из-за этой раны, ведь через месяц предстоял первый госэкзамен…