Якубовский, В. Сосуд его души… / Владимир Якубовский // Магілёўскія ведамасці. — 2005. — 20 верасня. — С. 4.
Трудно поверить, но это факт. Александру Пьянзину, артисту областного драматического театра, любимцу моги-левской публики, особенно молодежи, уже 50. По этому случаю 23 сентября в театре состоится чествование. «Чествование» — так называется спектакль-бенефис актера по одноименной пьесе Бернарда Слэйда, которым в этот день творческий коллектив отметит юбилей своего коллеги.
Необычайно широк творческий диапазон актера: верные мужья и пылкие любовники, бравые офицеры и вальяжные политики-снобы. Уже первое его появление на могилевской сцене почти 20 лет назад в спектакле «Плаха» по Чингизу Айтматову -привлекло внимание театралов. Актер в возрасте Христа и его герой, распятый на кресте, запомнились зрителям.
К 40-летию Пьянзина был поставлен «Пирог». Точнее, спектакль по пьесе Слэйда «Если бы я знала, что ты придешь, я бы испекла тебе пирог». В нем в полную силу показал себя творческий и семейный дуэт Александра Пьянзина и Елены Дудич. Очередной — 45-летний — рубеж в жизни артиста «семейка» вновь отметила успехом — «Свободной парой» по пьесе нобелевского лауреата Дарио Фо. Оба спектакля до сих пор не сходят с репертуара, вызывая устойчивый интерес у зрителей. Так же, кстати, как «Трамвай «Желание», «Бешеные деньги» и другие спектакли, в которых Александр Пьянзин занят в главных ролях.
Прежде чем предоставить слово самому юбиляру, осталось добавить, что могилевчанином он стал благодаря режиссеру Игорю Кузьмичу Перепелкину, который еще в Челябинске был у Пьянзина педагогом, а потом, 20 лет назад, в Жданове (нынешний Мариуполь) рассмотрел в молодых артистах большой потенциал и позвал их вслед за собой в город на Днепре. А повторно Пьянзина и Дудич «открыл» Андрей Гузий. Именно он ставил и «Плаху», и «Пирог», и «Свободную пару»… А теперь готовит «Чествование» — бенефис Пьянзина, с которым могилевчане познакомятся на днях.
— Александр Григорьевич! Как чувствуете себя в роли 50-летнего юбиляра?
— Как после объявления о построении коммунизма! Еще вчера, кажется, ничего не было, а сегодня кругом полное изобилие… Почти как недавний переход из 2-го в 3-е тысячелетие от рождества Христова.
— Ценю ваш юмор. Но все же не зря, наверно, люди придумали эти круглые даты — юбилеи…
— Если говорить серьезно, то, конечно, перемену заметил. Правда, несколько с неожиданной стороны.Ведь«полтинник» мне стукнул еще в июне. Летом в это время наезжаю на свою родину — в Челябинск, навещаю маму. Там у нас собирается обычно такая сплоченная компания — друзья детства, однокашники по училищу. Человек 8 — 10… А в этом году вдруг объявились и те, кого мы уже много лет как «потеряли». Челябинские — само собой, а также отозвались старые друзья из Пензы, Москвы, Томска, Минска. Где-то человек 20. Организовали целое представление, видеозапись из местных театров, в которых я начинал.
Как раз исполнилось 25 лет со дня окончания училища, куда мы все вместе сходили по этому поводу. В общем, тронуло это все меня до глуби ны душ и…
— Наверное, речь шла об успехах на сцене, о сыгранных ролях?
— Об этом тоже говорили. Но главное было в другом. Мы ведь росли на рабочей окраине Челябинска с весьма жестокими нравами. Там стандартная жизненная «траектория» — работа, пьянки, криминал. Благодаря Анатолию Анатольевичу Гордееву, руководителю детского тетра «Фантазия» при заводском ДК, который вовлек меня в самодеятельность, я нашел свой путь к театру. Но осталось и то юношеское братство, чистая дружба. И оказывается, именно это для них важнее всего — то, что они узнали меня прежнего. Такой и наказ мне выдали: «Оставайся всегда тем обалдуем, каким мы тебя знаем!».
— Так это же друзья детства и юности! Остальной цивилизованный мир придерживается других критериев отношения к человеку…
— Сложный вопрос. Кстати, в связи с этой датой обнаружил нечто новое даже среди своих близких. Сын — Кирилл — давно живет самостоятельной жизнью. Он — ведущий ди-джей в Киеве, очень занятой человек. А тут заинтересовался бенефисом, хочет приехать. У мамы возраст, проблемы со здоровьем. Да и путь с Урала неблизкий. Но, узнав, что будет внук, тоже засобиралась. Звонит: «Купила билеты, встречай»… Может быть, глядя со стороны, покажется мелочью. А подумаешь, что стал причиной для встречи людей, для их соединения, укрепления человеческих отношений, и понимаешь: это и есть самое главное в жизни.
Вот и предстоящая премьера, по большому счету, о том же…
— Пьеса Слэйда — это был ваш выбор?
— Мой выбор —режиссер. А уж Андрей Эдуардович из многих предложенных ему пьес выбрал именно «Чествование». Хотя я поначалу никак не мог понять — почему: обыкновенная мелодрама!..
— Так тут же все ясно: в пьесе тоже люди отмечают 50-летие своего товарища!
— В том и вся штука, что этого обстоятельства ни я, ни режиссер поначалу не заметили. Только когда определились окончательно и стали подробно разбирать, увидели: главный герой — тоже юбиляр!
Зато режиссер сразу учуял в ней другое. Несмотря на трагическую ситуацию, пьеса содержит огромный жизнеутверждающий заряд. Помогаетзрителю понять: что же остается от человека, когда он уходит навсегда? Можно ли, уходя, остаться? И вообще, возможна ли вечная жизнь?
Словом, Гузий раскрыл нам такое видение пьесы, что все мы его замысел безоговорочно приняли. А мне лично увиделись и какие-то пронзительные совпадения с собственной жизнью.
— Александр Григорьевич! 50 — такая цифра, что наталкивает на риторические вопросы. Образно говоря о творческой жизни артиста, какое определение вам ближе: «стакан уже наполовину пуст» или все-таки «наполовину полон»?
— Не люблю этого слова — стакан. Есть гораздо более содержательное понятие — сосуд души. И он все еще полон. Здесь какой-то парадокс: чем больше живешь, что-то делаешь, тем незначительнее кажется уже созданное, тем больше хочется сделать.
— Почти 20 лет вы наблюдаете за могилевс-ким зрителем. Изменился ли он и как?
— Изменился и продолжает меняться. Было бы странно, если бы этого не происходило. Жизнь-то меняется! Была одна страна, сталадругая… Меняются ценности,связи, объем информации.
Но знаете, что я вам скажу? В этой ситуации все больше начинаешь понимать, что для общества, страны главное значение имеет то, что остается неизменным, чему люди сохраняют верность и готовы защищать. В этом — основа гражданской стабильности и надежда на совершенствование человеческих отношений. И я возьму на себя смелость заметить, что театральному зрителю легче сохранить в себе эти начала, такой общечеловеческий критерий оценки своих поступков. Ему проще взглянуть на себя со стороны, на свою деятельность, найти свое место в жизни…
— Словом, если попытаться формулировать, то театр — частный случай жизни. Но такой, без которого она неполна, несовершенна и может привести в тупик…
— Может быть, для зрителя так и есть. А для меня театр — моя жизнь. В целом и в частности…
— Традиционный вопрос — о несыгранных ролях — не задаю. Имею отрицательный опыт…
— И правильно сделаете. Актер — инструмент в руках режиссера, которому лучше виден его потенциал.
Мечтать, конечно, не вредно. Но главное в другом. Если ты занят в репертуаре, готовишь новую роль и при этом мечтаешь еще о каких-то ролях— это, по-моему, и неэтично, и профессионально нечестно. Играй сегодня, реализуй себя здесь и сейчас! Выразить себя, свой диапазон можно в любой роли. И зритель оценит…
— В программе чествования после официальной части предстоит, видимо, и некое неформальное общение. Хочу предложить заранее тост: «За сосуд души! Пусть он и впредь всегда наполняется быстрее, чем пустеет!».
— Можно еще короче — словами моего героя из «Чествования»: «За жизнь!».