Сосуд его души…

Якубовский, В. Сосуд его души… / Владимир Якубовский // Магілёўскія ведамасці. — 2005. — 20 верасня. — С. 4.

Трудно поверить, но это факт. Александру Пьянзину, артисту областного драматического театра, любимцу моги-левской публики, особенно молодежи, уже 50. По этому случаю 23 сентября в театре состоится чествование. «Чество­вание» — так называется спектакль-бенефис актера по одноименной пьесе Бернарда Слэйда, которым в этот день творческий коллектив отметит юбилей своего коллеги.

Необычайно широк творческий диапазон актера: вер­ные мужья и пылкие любовники, бравые офицеры и валь­яжные политики-снобы. Уже первое его появление на могилевской сцене почти 20 лет назад в спектакле «Плаха» по Чингизу Айтматову -привлекло внимание театралов. Актер в возрасте Христа и его герой, распятый на кресте, запомнились зрителям.

К 40-летию Пьянзина был поставлен «Пирог». Точнее, спектакль по пьесе Слэйда «Если бы я знала, что ты придешь, я бы испекла тебе пирог». В нем в полную силу показал себя творческий и семейный дуэт Александра Пьянзина и Елены Дудич. Очередной — 45-летний — рубеж в жизни артиста «семейка» вновь отметила успехом — «Свободной парой» по пьесе нобелевского лауреата Дарио Фо. Оба спектакля до сих пор не сходят с репертуара, вызывая устойчивый интерес у зрителей. Так же, кстати, как «Трамвай «Жела­ние», «Бешеные деньги» и другие спектакли, в которых Александр Пьянзин занят в главных ролях.

Прежде чем предоставить слово самому юбиляру, оста­лось добавить, что могилевчанином он стал благодаря режиссеру Игорю Кузьмичу Перепелкину, который еще в Челябинске был у Пьянзина педагогом, а потом, 20 лет назад, в Жданове (нынешний Мариуполь) рассмотрел в молодых артистах большой потенциал и позвал их вслед за собой в город на Днепре. А повторно Пьянзина и Дудич «открыл» Андрей Гузий. Именно он ставил и «Плаху», и «Пирог», и «Свободную пару»… А теперь готовит «Чествова­ние» — бенефис Пьянзина, с которым могилевчане познако­мятся на днях.

—     Александр Григорье­вич! Как чувствуете себя в роли 50-летнего юбиляра?

—     Как после объявления о построении коммунизма! Еще вчера, кажется, ничего не было, а сегодня кругом полное изо­билие… Почти как недавний переход из 2-го в 3-е тысяче­летие от рождества Христова.

—     Ценю ваш юмор. Но все же не зря, наверно, люди придумали эти круглые даты — юбилеи…

   Если говорить серьезно, то, конечно, перемену заметил. Правда, несколько с неожидан­ной стороны.Ведь«полтинник» мне стукнул еще в июне. Летом в это время наезжаю на свою родину — в Челябинск, наве­щаю маму. Там у нас собира­ется обычно такая сплоченная компания — друзья детства, однокашники по училищу. Че­ловек 8 — 10… А в этом году вдруг объявились и те, кого мы уже много лет как «потеряли». Челябинские — само собой, а также отозвались старые дру­зья из Пензы, Москвы, Томска, Минска. Где-то человек 20. Организовали целое представ­ление, видеозапись из мест­ных театров, в которых я начи­нал.

Как раз исполнилось 25 лет со дня окончания училища, куда мы все вместе сходили по это­му поводу. В общем, тронуло это все меня до глуби ны душ и…

—     Наверное, речь шла об успехах на сцене, о сыгран­ных ролях?

—     Об этом тоже говорили. Но главное было в другом. Мы ведь росли на рабочей окраи­не Челябинска с весьма жес­токими нравами. Там стандар­тная жизненная «траектория» —  работа, пьянки, криминал. Благодаря Анатолию Ана­тольевичу Гордееву, руко­водителю детского тетра «Фантазия» при заводском ДК, который вовлек меня в самодеятельность, я на­шел свой путь к театру. Но осталось и то юношеское братство, чистая дружба. И оказывается, именно это для них важнее всего — то, что они узнали меня пре­жнего. Такой и наказ мне выдали: «Оставайся все­гда тем обалдуем, каким мы тебя знаем!».

—   Так это же друзья детства и юности! Ос­тальной цивилизован­ный мир придерживает­ся других критериев от­ношения к человеку…

—   Сложный вопрос. Кстати, в связи с этой да­той обнаружил нечто но­вое даже среди своих близких. Сын — Кирилл — давно живет самостоя­тельной жизнью. Он — ве­дущий ди-джей в Киеве, очень занятой человек. А тут заинтересовался бене­фисом, хочет приехать. У мамы возраст, проблемы со здоро­вьем. Да и путь с Урала не­близкий. Но, узнав, что будет внук, тоже засобиралась. Зво­нит: «Купила билеты, встре­чай»… Может быть, глядя со стороны, покажется мелочью. А подумаешь, что стал причи­ной для встречи людей, для их соединения, укрепления чело­веческих отношений, и пони­маешь: это и есть самое глав­ное в жизни.

Вот и предстоящая премье­ра, по большому счету, о том же…

—  Пьеса Слэйда — это был ваш выбор?

—    Мой выбор —режиссер. А уж Андрей Эдуардович из мно­гих предложенных ему пьес выбрал именно «Чествование». Хотя я поначалу никак не мог понять — почему: обыкновен­ная мелодрама!..

—  Так тут же все ясно: в пьесе тоже люди отмечают 50-летие своего товарища!

—  В том и вся штука, что этого обстоятельства ни я, ни режиссер поначалу не замети­ли. Только когда определились окончательно и стали подроб­но разбирать, увидели: глав­ный герой — тоже юбиляр!

Зато режиссер сразу учуял в ней другое. Несмотря на тра­гическую ситуацию, пьеса со­держит огромный жизнеутвер­ждающий заряд. Помогаетзри­телю понять: что же остается от человека, когда он уходит навсегда? Можно ли, уходя, ос­таться? И вообще, возможна ли вечная жизнь?

Словом, Гузий раскрыл нам такое видение пьесы, что все мы его замысел безоговорочно приняли. А мне лично увиделись и ка­кие-то пронзительные со­впадения с собственной жизнью.

—   Александр Григорьевич! 50 — такая цифра, что наталкивает на ри­торические вопросы. Образно говоря о твор­ческой жизни артиста, какое определение вам ближе: «стакан уже на­половину пуст» или все-таки «наполовину по­лон»?

—   Не люблю этого слова — стакан. Есть гораздо бо­лее содержательное поня­тие — сосуд души. И он все еще полон. Здесь какой-то парадокс: чем больше жи­вешь, что-то делаешь, тем незначительнее кажется уже созданное, тем боль­ше хочется сделать.

—  Почти 20 лет вы на­блюдаете за могилевс-ким зрителем. Изменил­ся ли он и как?

—  Изменился и продол­жает меняться. Было бы стран­но, если бы этого не происхо­дило. Жизнь-то меняется! Была одна страна, сталадругая… Ме­няются ценности,связи, объем информации.

Но знаете, что я вам скажу? В этой ситуации все больше начинаешь понимать, что для общества, страны главное зна­чение имеет то, что остается неизменным, чему люди сохраняют верность и готовы за­щищать. В этом — основа граж­данской стабильности и надеж­да на совершенствование че­ловеческих отношений. И я возьму на себя смелость заме­тить, что театральному зрите­лю легче сохранить в себе эти начала, такой общечеловечес­кий критерий оценки своих по­ступков. Ему проще взглянуть на себя со стороны, на свою деятельность, найти свое мес­то в жизни…

— Словом, если попытать­ся формулировать, то театр — частный случай жизни. Но такой, без которого она не­полна, несовершенна и мо­жет привести в тупик…

—  Может быть, для зрителя так и есть. А для меня театр — моя жизнь. В целом и в частно­сти…

—  Традиционный вопрос — о несыгранных ролях — не задаю. Имею отрицатель­ный опыт…

—  И правильно сделаете. Ак­тер — инструмент в руках ре­жиссера, которому лучше ви­ден его потенциал.

Мечтать, конечно, не вред­но. Но главное в другом. Если ты занят в репертуаре, гото­вишь новую роль и при этом мечтаешь еще о каких-то ро­лях— это, по-моему, и неэтично, и профессионально нечес­тно. Играй сегодня, реализуй себя здесь и сейчас! Выразить себя, свой диапазон можно в любой роли. И зритель оце­нит…

—    В программе чествова­ния после официальной ча­сти предстоит, видимо, и некое неформальное обще­ние. Хочу предложить зара­нее тост: «За сосуд души! Пусть он и впредь всегда наполняется быстрее, чем пустеет!».

—    Можно еще короче — сло­вами моего героя из «Чество­вания»: «За жизнь!».