Маланков, Е. «Эпоха становления рыночных отношений не обошла стороной искусство. В том числе песенное» / Евгений Маланков ; беседовал Владимир Бордиловский // Магілёўскія ведамасці. — 2004. — 20 ноября. — С. 11.
Это был действительно праздник. Яркий, звучный, жизнеутверждающий праздник музыки и песни. Той песни, без которой мир тесен, которая строить и жить помогает. Той, которой нам сегодня не хватает. Это мнение людей самого разного возраста, которым выпал счастливый случай принять участие в празднике, посвященном двадцатилетию клуба самодеятельных композиторов Могилевщины и состоявшемся в Центре культуры и искусства области.
Десять лет этим творческим объединением одаренных и талантливых людей руководит известный в области да и во всей республике потомственный музыкант и композитор Евгений Маланков. Его дед Семен был знаменитым на Чериковщине скрипачом. Этот талант унаследовали его сыновья Иларион и Устий — отец Евгения.
Тридцать пять лет Евгений Устинович преподавал в лицее музыки и хореографии. Но и сегодня, когда, казалось бы, можно спокойно пребывать на пенсионных хлебах, продолжает учить ребятишек музыке, писать песни, многие из которых отмечены дипломами престижных конкурсов. К слову, один из таких дипломов подписан известным композитором Тихоном Хренниковым. Не менее ответственно относится Евгений Устинович к исполнению обязанностей руководителя клуба.
— Евгений Устинович! Десять лет вы возглавляете творческое объединение композиторов области. А двадцать лет тому назад были одним из страстных идеологов создания этого клуба. Чем была обусловлена такая необходимость? И действительно ли это была необходимость? Ведь существовал же Союз композиторов…
— По-моему, это была действительно необходимость, обусловленная особенностями того времени. Прошедших двадцати лет нелостаточно для того, чтобы дать ему объективную оценку. Одно могу сказать: в оркестре художественного творчества, которым дирижировала правящая партия, все больше угадывалось конъюнктурное звучание. Законодателем музыкальной жизни был консервативный тогда Союз композиторов. Чтобы стать членом этого могущественного союза, многим приходилось наступать на горло собственной песне… Поистине одаренные люди, не страдающие болезненным честолюбием и творческим карьеризмом, чаще всего не способны на лукавство. Настоящее творчество, согласитесь, это потребность души. Потребность души всколыхнуть тонкие струны другой души. Не ради какой-то корысти.
— И много таких людей с Божьей искрой в душе и не способных кривить душой было в области?
— Достаточно для того, чтобы возникла необходимость их объединения. Главным идеологом этого объединения стала хормейстер тогдашнего областного научно-методического Центра народного творчества и культурно-просветительной работы Валентина Прудникова. Замечательный человек, который не просто добросовестно исполняет служебные обязанности, а всей душой служит избранному делу.
— Какие основные цели преследовало ваше объединение?
— Предполагалось создать условия для плодотворной творческой работы всех членов клуба. Этому служат творческие встречи, дискуссии, творческие вечера и концерты. Необходимым условием творческого развития, творческого роста, известив, является критика. Высокопрофессиональная и конструктивная. Характерна она и для деятельности нашего объединения. На это намекают высокохудожественные достоинства произведений наших самодеятельных композиторов. В основном это песни, которые входят в репертуар как самодеятельных, так и профессиональных коллективов и солистов.
Благодаря деятельности клуба при научно-методическим Цетре народного творчества и культурно-просветительной работы стало возможным издание коллективных и авторских сборников, что способствует пропаганде произведений самодеятельных композиторов Могилевщины.
На мой взгляд, песни, созданные нашими композиторами, достойны более широкого звучания. Думаю, что создание Центра культуры и искусства будет способствовать более успешному решению этой довольно непростой проблемы.
— Насколько велико ваше творческое объединение?
— Клуб объединяет двадцать человек. Двадцать музыкантов и преподавателей музыки. Двадцать не просто одаренных, а поистине талантливых композиторов, творчество которых получило высокую профессиональную оценку и признание. Среди них, например, ученик Александра Богатырева, выпускник Минской и Московской консерваторий Александр Кожурин. Автор ряда произведений для органа. Они, к слову, не раз звучали на концертах органной музыки в костеле Святого Станислава в Могилеве. Его прелюдия и фуга c-moll, фантазия и фуга c-moll, а также другие сочинения вошли в репертуар известных исполнителей органной музыки Беларуси. А вообще Александр Егорович написал около двухсот музыкальных произведений различных жанров.
Членом нашего клуба является Валентин Шрамко. Выпускник Музыкально-педагогического института им.Гнесиных в Москве. Автор «Детского альбома» для готово-выборного баяна, «Прелюдии — канон и фугетта» на темы белорусских народных песен, которую Союз композиторов включил в свой фонд сочинений для детей и юношества. Ряд инструментальных сочинений опубликован в сборнике «Произведения белорусских композиторов для баяна». Валентин Иванович в содружестве с поэтом Иваном Пехтеревым создал такие замечательные песни, как «Колокола Свято-Никольского собора», «Многія леты табе, Беларусь!», «Медуница»…
Валентина Макеева. Уже во время учебы в консерватории ее песни звучали в исполнении Белорусского государственного хора. Они звучат в телевизионных и радиопрограммах в исполнении Ольги Шутовой, Тамары Раевской, Анны Адамей-ко и Марии Авдеенко. Человек легендарной, можно сказать, судьбы Борис Мага-лиф. Родился в Берлине, где его отец до войны работал в советском посольстве. В 1937 году отца репрессировали, а семью выслали в Оренбургскую область… Воспитывался в детском доме, учился во ВГИКе, снимался в фильмах «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Сельская учительница», «Александр Матросов», «Человек не сдается». Был узником Гулага.
Окончил Минскую консерваторию. Дипломированный композитор. Его дипломной работой была оратория для солистов хора и симфонического оркестра «Я — человек». Автор музыки к спектаклям и целого ряда других ярких произведений. Испытания судьбы обострили в нем жизнелюбие, чуткость души к истинным ценностям, которые были и будут непреходящими идеалами.
— Тут же напрашивается вопрос: чем отличаются талантливые самодеятельные композиторы, например, вашей «могучей кучки» от профессиональных?
— Вопрос, замечу, не такой простой, каким может показаться. Но постараюсь ответить на него как можно проще. Рискуя обидеть кого-то из профессионалов, для которых композиторская деятельность — это специальность, род занятий ради удовлетворения творческих порывов души и ради хлеба насущного.
— Нередко с толстым слоем масла. Например, если верить публикациям некоторых популярных изданий, Игорь Крутой…
— Видимо, это действительно так. Не берусь судить о творчестве этого несомненно одаренного и, выражаясь современным языком, продвинутого мастера шоу-бизнеса. Работающего, позволю предположить, под заказ модных групп и звезд эстрады.
— А кто заказывает, тот и платит.
— Эпоха становления рыночных отношений, конечно же, не обошла стороной искусство, в том числе песенное. Вкусы формирует и удовлетворяет рынок. Продвигая нередко, мягко говоря, низкопробное и фальсифицированное искусство. Которое, являясь духовной пищей, так же опасно для здоровья и жизни, как фальсифицированная, например, водка и другие продукты внутреннего потребления. В том числе и наркотики, которые деморализуют людей, особенно молодых. Ну а молодежь — это наша надежда, наше будущее. Будущее нашего государства, определившего основы государственной идеологии. И когда государственный радиоканал сбрасывает в эфир потоки шлягеров типа «целуй меня везде», «черный бумер», «шоколадный заяц», вокальные «побрякушки» из репертуара Верки Сердючки и далее откровенные блатные песни, следует, видимо, задуматься над эффективностью использования государственных средств. Я специально слушал одно новое радио, которое днями потчует тем, что по сути своей нельзя назвать искусством, тем более созвучным государственной и народной идеологии.
— Следует ввести цензуру?
— Ни в коем случае. Просто программы государственных телерадиоканалов должны формировать способные к этому тонкому и ответственному делу люди, обладающие хорошим вкусом и слухом. Чтобы в этих телерадиотрансляциях были не менее достойно представлены музыкальные произведения и песни, возвышающие и укрепляющие человека, пробуждающие потребность правды, добра.
— Одна из ярких звезд эстрады заметила, что достаточно самую бездарную песню прокрутить неделю-другую по радио, и она станет шлягером.
— Видимо, так оно и есть. Хотелось бы, чтобы по радио раскручивались достойные уважения слушателей песни. В том числе те, которые нам строить и жить помогают. Было бы, конечно, хорошо, когда бы наше родное областное радио знакомило своих слушателей с творчеством членов клуба композиторов Могилевщины. Оно достойно внимания.
— Вы так и не ответили на вопрос: чем же отличаются самодеятельные композиторы от профессиональных?
— Начал было отвечать, да, кажется, отвлекся.
Самодеятельные композиторы, которых я знаю, не работают на спрос шоу-бизнеса. Их творчество не преследует корысть, денежное вознаграждение. Творчество — это призвание, потребность их души. И то, что они в своих произведениях идеализируют, на что обращают внимание — это осознанный гражданский долг, долг их гражданской совести. Которой небезразлично то, что происходит вокруг. А происходит немало того, что, согласитесь, разрушает человека, особенно молодежь. Которая, что лукавить, как неразумное’дитя, тянет в «рот» все, что попало.
Все наиболее значимое и ценное было создано не ради денег и корысти. И поэтому истинные ценности обладают непостижимой энергией воздействия, неиссякаю-щей с годами и столетиями. Как, например, остающаяся загадочной истинная любовь. Бессребреная и несгибаемая. Ну а любовь с расчетом, ради денег—это уже нечто другое. Лишенное таинственного очарования и благородства.
Так и в искусстве. «Священная война» Александра Александрова. Прозвучавшая в июне 1941 -го, она сразу же стала героической прелюдией грядущей Велйкой Победы. Героическая ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича… Меняются мода, привычки… А вот сила воздействия истинного искусства на человека, его роль в жизни общества остаются теми же. Предназначение песни — будить добрые чувства, обращать внимание на истинные ценности жизни, делать человека лучше, человечнее. Никакой истинный прогресс немыслим без прогресса самого человека.
Ну и песня должна отвечать на вопросы своего времени. Не лукавить, не льстить, не усыплять сладкой ложью. Не будить инстинкты, избавившись от которых, человек стал человеком.
Как-то смотрел на одном из российских телеканалов сюжет, рассказыващий о «кухне» «Фабрики звезд». Pезануло слух неоднократное замечание водителя мастер-класса: «Больше секса! Больше сексуальности!».
— Таковы нравы времени, жизни, то и в искусстве.
— Жизнь одна, но видит и чувств каждый по-разному. И создает жизнь созвучную своему образу жизни. А если характеры создаются обстоятельствами, то надо обстоятельства сделать человечными.
В человеке от рождения заложена потребность добра. Сколько надо потрудиться псевдоискусству, чтобы разбудить у довольно многих наших земляков, что скрывать, озверение преступную страсть, нигилизм, пофигизм. Роль искусства, в том числе песенного, — не только отражать жизнь, а дарить людям волю и энергию менять эту жизнь к лучшему, очищать ее от зла и пошлости, словом, наводить в ней порядок.
— Песню создают поэт и композитор…
— Поэтическим содержанием песен наших композиторов чаще всего становятся произведения наших местных литераторов. Слава Богу, есть «пророки» в родном Отечестве. Не перевелись поэты, яркие, самобытные, и на Могилевщине. Открыть многих из них помогла ваша газета, которая регулярно публикует стихи наших местных литературных дарований. Благодаря этому поэтические произведения Ивана Пехтерева, Светланы Басуматровой, Валентины Габрусевой, Анатолия Томашевского, Николая Юмашева, Нины Ковалевой стали песнями. В основу многих песен легли стихи известных белорусских и русских поэтов.
Буквально на днях записаны в иполнении солиста Гостелерадио и хора под управлением Виктора Ровды Олега Ковалевского великолепные песни Светланы Жоровой «Милая родина» на стихи Владимира Фирсова, «Голос первой любви» на слова поэта-фронтовика Сергея Орлова, «Святое гэта пачуццё» на стихи Геннадия Буравкина.
— Какие ближайшие планы у вашего клуба?
— Нашими композиторами создано немало произведений, посвященных 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В настоящее время готовится сборник, посвященный 60-летию Великой Победы.
Были бы очень благодарны управлению культуры облисполкома, Центру культуры и искусства области, музыкальным и вокальным коллективам, исполнителям за участливую помощь в подготовке и проведении творческого вечера самодеятельных композиторов Могилевщины, посвященного этой великой дате. То, что это вполне осуществимо, показал вечер, посвященный двадцатилетию нашего клуба. В творческих планах коллектива создание достойных широкого звучания песен о родной Беларуси, о ее трудолюбивых людях… Песен для детей и молодежи. Произведений, воспевающих любовь, дружбу, верность, величие женщины, подвиг героев Отечества, тех, кто растит хлеб, кто охраняет мирный труд… Песен, посвященных тем идеалам народа, которые неподвластны никаким крутым переменам.