«Танец помогает воспитать человека…»

Хитрикова, Г. «Танец помогает воспитать человека…» / Галина Хитрикова // Трудовая слава. — 2004. — 21 мая. — С. 3.

К концерту Образцового ансамбля «Калейдоскоп» ДКиТ «Могилевхимволокно» по случаю двадцатилетней творческой деятель­ности готовились во Дворце заранее. Пригласили всех, кто когда-то занимался здесь, и почитателей ансамбля. Юбилей, согласи­тесь, значимый и оглянуться коллективу есть на что — за двадцать лет более двадцати побед на различных конкурсах, фестивалях и газета, воспользовавшись таким случаем, не отказала себе в удо­вольствии встретиться накануне празднования с бессменным ру­ководителем «Калейдоскопа» — Натальей Иосифовной Поляко­вой. Человек она интересный, неординарный, безоговорочно пре­данный любимому делу. Творческая, организаторская и учебно-воспитательная работа Натальи Иосифовны отмечалась за 20 лет деятельности множеством дипломов и Почетных грамот, среди них — Диплом Министерства культуры БССР за участие в конкурсе на лучшее произведение для коллективов художественной само­деятельности, посвященном семидесятилетию Октябрьской революции (1987г.), Диплом II степени Республиканского фестива­ля бального танца (1988 г.), Почетные грамоты управления куль­туры Могилевского облисполкома, управления образования Мо-гилевского облисполкома, Совета объединенных профессио­нальных союзов Могилевской области — за творческие успехи в развитии детской художественной самодеятельности, специаль­ный диплом открытого фестиваля эстрадного искусства «Звезды Подмосковья» — за вклад в работу с детьми и подростками (2002 г.). Наталья Иосифовна оказалась еще и интересным собеседни­ком.

—    Наталья Иосифовна, по­чему «Калейдоскоп»? И кто придумал такое интересное название коллективу?

—    Придумали название сами дети, еще тот, первый, состав. Было предложено много вариантов, один из них был — «Калейдоскоп». На нем и остановились, потому что понравился всем. Все эти двадцать лет мы стара­лись соответствовать этой интересной детской игруш­ке с яркими разноцветными стеклышками, которые меня­ют изображения-фигурки даже от легкого прикоснове­ния. И всегда старались по­казывать номер так, чтобы наш зритель не смог ото­рвать взгляд от исполните­лей, как ребенок не может насмотреться в калейдос­коп.

—    Мы видим на сцене пре­красно поставленные танцы, яркие костюмы, задорную музыку. Кажется, что испол­нителям не стоит большого труда все выполнить ритмич­но, задорно,весело. Какова цена такого легкого, непри­нужденного выступления?

—    Сделать танец зрелищ­ным непросто. Это ежеднев­ный труд до пота, до нытья в ногах. Нужно, если можно так сказать, каждому «отточить» все движения до совершенства, а затем и в составе группы. На это уходят годы. С первым составом я не­сколько лет готовила про­стейшие номера, главный упор делала на музыку и ко­стюмы. И только спустя два-три года появился не­большой костяк, с кем мож­но было ставить танцы й посложнее. Теперь у меня больше восьмидесяти че­ловек в ансамбле, которые составляют три возрастные группы и подготовительное отделение. И конечно же, самым старшим по силам почти профессиональное исполнение, средние — чуть слабее.

Участники моего ансамб­ля, как и других в нашем ДКиТ, — это великие тру­женики. Помимо школы, до­машних заданий, обязан­ностей по дому, у них есть занятие, которое отнимает огромное количество вре­мени, требует больших фи­зических и моральных уси­лий. И я с гордостью и чув­ством глубокого удовлетво­рения хочу отметить, что занятия в ансамбле никому из участников не стали по­мехой в учебе, напротив, танцы дисциплинируют ре­бят, учат быть организо­ванными, упорными, воспи­тывают трудолюбие. Все мои девочки и мальчики учатся только на «хорошо» и «отлично», даже если приходится пропускать за­нятия из-за фестивалей и конкурсов, все наверстыва­ют после возвращения согласно программе.

—    Но сегодня куда более модно заниматься детям ин­форматикой, математикой, иностранным. Так считают родители. Есть из кого выби­рать в ансамбль?

—    Я беру всех, кто хочет заниматься хореографией, получится что-нибудь или нет, покажет время. Моя многолетняя практика не раз доказывала, что ода­ренные любители танца при первых трудностях рас­кисают, да и заниматься до седьмого пота они не все­гда согласны. А вот те, кто хочет и готов работать, даже если больших при­родных задатков нет, и со­ставляют основной костяк ансамбля.

А что касается престижа и моды, то здесь отмечу следующее: если у ребенка с детства воспитываются трудолюбие, настойчи­вость, упорство, он успеет и с танцами, и с английским, просто не будет без дела бегать по улице или смот­реть без разбору сериалы и боевики. Я рада, что мно­гие родители и их дети разделяют мою убежден­ность, и на сегодняшний день в ансамбле все возра­стные группы в полном со-ставе, у нас достаточно мальчиков и девочек для постановки парных номе­ров, хотя были годы, когда, особенно с парнями, про­блем хватало.

Единственный факт, кото­рый меня, как работника объединения и жителя его малосемеек, волнует и огорчает — за последние годы значительно умень­шилось число детей работ­ников объединения, для кого, в первую очередь, со­здавались в ДКиТ ансамб­ли. Когда была введена плата за хореографическую подготовку, со многими пришлось расстаться, так как родители отказывались оплачивать, хотя дети хоте­ли заниматься. Плата в 10-15 тысяч оказалась непо­сильной. Сейчас я встре­чаю этих детей праздно шатающимися по улице. Лично я очень сожалению об их уходе. Занятия хоре­ографией никогда не будут бесполезными. Это пре­красная возможность для ребенка доказать родите­лям и прежде всего себе, что он на что-то важное способен. Танец, по-моему, помогает воспитать в ре­бенке хорошего человека.

—    Есть среди Ваших воспи­танников те, кто связал свою жизнь с хореографией?

—    Многие за эти годы за­кончили училище культуры и сейчас они мои коллеги, ра­ботают в областном центре, в Могилевском и Осипович-ском районах, в Костюковичах. Бывало и так, что закан­чивали другие учебные за­ведения, но позднее пере­квалифицировались и сей­час занимаются преподава­нием танцев, работают хоре­ографами в детских садах, в начальных классах, в музы­кальных школах, создают свои коллективы — и детские, и взрослые. Все, что они по­лучили в «Калейдоскопе», вспоминается ими и исполь­зуется в работе.

—    Наталья Иосифовна, я знаю, Вы не могилевчанка, трудно было завоевывать имя себе и коллективу в Мо­гилеве?

—    Я минчанка. Закончила там&десять классов, но по семейным обстоятель­ствам переехала в Смоленск и там поступила в ВУЗ, т.к. Минский институт культуры еще не функционировал. Спустя три года вернулась в родной город, где и до­учивалась. После институ­та было распределение в Могилев в ДК химиков. Меня пригласили возгла­вить уже образцовый дет­ский коллектив. Я согласи­лась, для меня тогда место работы не имело принци­пиального значения, глав­ное, чтобы было с кем ра­ботать. Здесь, во Дворце, я поставила свой первый та­нец — кадриль. Но были это ребятишки не из состава того ансамбля, куда меня приглашали. Тех, к сожале­нию, я не собрала и набра­ла свой состав. Поначалу не хватало мальчиков, поэтому первые танцы были коллек­тивными, но уже спустя пять лет мы сумели защитить звание «Образцовый», тог­да это сделать было непросто, т.к. лужно было подго­товить концерт и для обла­стной комиссии, и для республиканской.

Во Дворце мне всегда нравилось работать, хожу с удовольствием на работу и сегодня. Сейчас намного сложнее в материальном плане, особенно сложно с коінцертнымй костюмами, шью сама, помогают роди­тели. Тесная взаимовыруч­ка у нас и среди танцеваль­ных и песенных коллекти­вов, всегда помогут, поде­лятся, в нынешних услови­ях это часто спасает.

—    Наталья Иосифовна, по­чему решили заниматься именно танцами?

—    С детства мечтала быть балериной, занималась в танцевальных кружках, но родители, наверное, не по­няли до конца моих увлече­ний и в хореографическую школу не отдали. Серьезно я занялась любимым делом только в седьмом классе, когда поступила в балетную школу. Это несерьезное, на первый взгляд, пристрастие стало смыслом моей жизни. Сегодня я даже не могу представить, где бы я смог­ла себя реализовать.Во Дворце — моя семья, мой второй дом. У меня еще мно­го планов и замыслов, и только здесь, я уверена, смо­гу их реализовать.

—    Не хотелось ли за эти двадцать лет сменить само­деятельный, к тому же детс­кий , коллектив на группу сту­дентов в учебном заведении, поработать с теми, кто про­шел отбор и, не жалея себя, работает на диплом?

—    В начале своей трудо­вой деятельности я не­сколько лет преподавала в-учебном заведении. Но это немножко другое. В том, на­верное, и прелесть самоде­ятельного ансамбля, что бе­решь совсем, что называет­ся, сырой материал и учишь не просто танцевать, а прежде всего любить то, что любишь сама. И когда получаешь желаемый результат — вот это и есть на­стоящее счастье руководи­теля коллектива.

Я и сейчас преподаю в училище музыки и хореог­рафии, мне нравится эта работа, но душа моя боль­шей своей частью все же здесь, во Дворце.

   Наталья Иосифовна, по­здравляем Вас и коллектив «Калейдоскопа» с юбилейной датой. Счастья и здоровья Вам и Вашим воспитанникам, удачных выступлений и пол­ных залов, успехов, оптимиз­ма и настойчивости в дости­жении поставленной цели!