Хитрикова, Г. «Танец помогает воспитать человека…» / Галина Хитрикова // Трудовая слава. — 2004. — 21 мая. — С. 3.
К концерту Образцового ансамбля «Калейдоскоп» ДКиТ «Могилевхимволокно» по случаю двадцатилетней творческой деятельности готовились во Дворце заранее. Пригласили всех, кто когда-то занимался здесь, и почитателей ансамбля. Юбилей, согласитесь, значимый и оглянуться коллективу есть на что — за двадцать лет более двадцати побед на различных конкурсах, фестивалях и газета, воспользовавшись таким случаем, не отказала себе в удовольствии встретиться накануне празднования с бессменным руководителем «Калейдоскопа» — Натальей Иосифовной Поляковой. Человек она интересный, неординарный, безоговорочно преданный любимому делу. Творческая, организаторская и учебно-воспитательная работа Натальи Иосифовны отмечалась за 20 лет деятельности множеством дипломов и Почетных грамот, среди них — Диплом Министерства культуры БССР за участие в конкурсе на лучшее произведение для коллективов художественной самодеятельности, посвященном семидесятилетию Октябрьской революции (1987г.), Диплом II степени Республиканского фестиваля бального танца (1988 г.), Почетные грамоты управления культуры Могилевского облисполкома, управления образования Мо-гилевского облисполкома, Совета объединенных профессиональных союзов Могилевской области — за творческие успехи в развитии детской художественной самодеятельности, специальный диплом открытого фестиваля эстрадного искусства «Звезды Подмосковья» — за вклад в работу с детьми и подростками (2002 г.). Наталья Иосифовна оказалась еще и интересным собеседником.
— Наталья Иосифовна, почему «Калейдоскоп»? И кто придумал такое интересное название коллективу?
— Придумали название сами дети, еще тот, первый, состав. Было предложено много вариантов, один из них был — «Калейдоскоп». На нем и остановились, потому что понравился всем. Все эти двадцать лет мы старались соответствовать этой интересной детской игрушке с яркими разноцветными стеклышками, которые меняют изображения-фигурки даже от легкого прикосновения. И всегда старались показывать номер так, чтобы наш зритель не смог оторвать взгляд от исполнителей, как ребенок не может насмотреться в калейдоскоп.
— Мы видим на сцене прекрасно поставленные танцы, яркие костюмы, задорную музыку. Кажется, что исполнителям не стоит большого труда все выполнить ритмично, задорно,весело. Какова цена такого легкого, непринужденного выступления?
— Сделать танец зрелищным непросто. Это ежедневный труд до пота, до нытья в ногах. Нужно, если можно так сказать, каждому «отточить» все движения до совершенства, а затем и в составе группы. На это уходят годы. С первым составом я несколько лет готовила простейшие номера, главный упор делала на музыку и костюмы. И только спустя два-три года появился небольшой костяк, с кем можно было ставить танцы й посложнее. Теперь у меня больше восьмидесяти человек в ансамбле, которые составляют три возрастные группы и подготовительное отделение. И конечно же, самым старшим по силам почти профессиональное исполнение, средние — чуть слабее.
Участники моего ансамбля, как и других в нашем ДКиТ, — это великие труженики. Помимо школы, домашних заданий, обязанностей по дому, у них есть занятие, которое отнимает огромное количество времени, требует больших физических и моральных усилий. И я с гордостью и чувством глубокого удовлетворения хочу отметить, что занятия в ансамбле никому из участников не стали помехой в учебе, напротив, танцы дисциплинируют ребят, учат быть организованными, упорными, воспитывают трудолюбие. Все мои девочки и мальчики учатся только на «хорошо» и «отлично», даже если приходится пропускать занятия из-за фестивалей и конкурсов, все наверстывают после возвращения согласно программе.
— Но сегодня куда более модно заниматься детям информатикой, математикой, иностранным. Так считают родители. Есть из кого выбирать в ансамбль?
— Я беру всех, кто хочет заниматься хореографией, получится что-нибудь или нет, покажет время. Моя многолетняя практика не раз доказывала, что одаренные любители танца при первых трудностях раскисают, да и заниматься до седьмого пота они не всегда согласны. А вот те, кто хочет и готов работать, даже если больших природных задатков нет, и составляют основной костяк ансамбля.
А что касается престижа и моды, то здесь отмечу следующее: если у ребенка с детства воспитываются трудолюбие, настойчивость, упорство, он успеет и с танцами, и с английским, просто не будет без дела бегать по улице или смотреть без разбору сериалы и боевики. Я рада, что многие родители и их дети разделяют мою убежденность, и на сегодняшний день в ансамбле все возрастные группы в полном со-ставе, у нас достаточно мальчиков и девочек для постановки парных номеров, хотя были годы, когда, особенно с парнями, проблем хватало.
Единственный факт, который меня, как работника объединения и жителя его малосемеек, волнует и огорчает — за последние годы значительно уменьшилось число детей работников объединения, для кого, в первую очередь, создавались в ДКиТ ансамбли. Когда была введена плата за хореографическую подготовку, со многими пришлось расстаться, так как родители отказывались оплачивать, хотя дети хотели заниматься. Плата в 10-15 тысяч оказалась непосильной. Сейчас я встречаю этих детей праздно шатающимися по улице. Лично я очень сожалению об их уходе. Занятия хореографией никогда не будут бесполезными. Это прекрасная возможность для ребенка доказать родителям и прежде всего себе, что он на что-то важное способен. Танец, по-моему, помогает воспитать в ребенке хорошего человека.
— Есть среди Ваших воспитанников те, кто связал свою жизнь с хореографией?
— Многие за эти годы закончили училище культуры и сейчас они мои коллеги, работают в областном центре, в Могилевском и Осипович-ском районах, в Костюковичах. Бывало и так, что заканчивали другие учебные заведения, но позднее переквалифицировались и сейчас занимаются преподаванием танцев, работают хореографами в детских садах, в начальных классах, в музыкальных школах, создают свои коллективы — и детские, и взрослые. Все, что они получили в «Калейдоскопе», вспоминается ими и используется в работе.
— Наталья Иосифовна, я знаю, Вы не могилевчанка, трудно было завоевывать имя себе и коллективу в Могилеве?
— Я минчанка. Закончила там&десять классов, но по семейным обстоятельствам переехала в Смоленск и там поступила в ВУЗ, т.к. Минский институт культуры еще не функционировал. Спустя три года вернулась в родной город, где и доучивалась. После института было распределение в Могилев в ДК химиков. Меня пригласили возглавить уже образцовый детский коллектив. Я согласилась, для меня тогда место работы не имело принципиального значения, главное, чтобы было с кем работать. Здесь, во Дворце, я поставила свой первый танец — кадриль. Но были это ребятишки не из состава того ансамбля, куда меня приглашали. Тех, к сожалению, я не собрала и набрала свой состав. Поначалу не хватало мальчиков, поэтому первые танцы были коллективными, но уже спустя пять лет мы сумели защитить звание «Образцовый», тогда это сделать было непросто, т.к. лужно было подготовить концерт и для областной комиссии, и для республиканской.
Во Дворце мне всегда нравилось работать, хожу с удовольствием на работу и сегодня. Сейчас намного сложнее в материальном плане, особенно сложно с коінцертнымй костюмами, шью сама, помогают родители. Тесная взаимовыручка у нас и среди танцевальных и песенных коллективов, всегда помогут, поделятся, в нынешних условиях это часто спасает.
— Наталья Иосифовна, почему решили заниматься именно танцами?
— С детства мечтала быть балериной, занималась в танцевальных кружках, но родители, наверное, не поняли до конца моих увлечений и в хореографическую школу не отдали. Серьезно я занялась любимым делом только в седьмом классе, когда поступила в балетную школу. Это несерьезное, на первый взгляд, пристрастие стало смыслом моей жизни. Сегодня я даже не могу представить, где бы я смогла себя реализовать.Во Дворце — моя семья, мой второй дом. У меня еще много планов и замыслов, и только здесь, я уверена, смогу их реализовать.
— Не хотелось ли за эти двадцать лет сменить самодеятельный, к тому же детский , коллектив на группу студентов в учебном заведении, поработать с теми, кто прошел отбор и, не жалея себя, работает на диплом?
— В начале своей трудовой деятельности я несколько лет преподавала в-учебном заведении. Но это немножко другое. В том, наверное, и прелесть самодеятельного ансамбля, что берешь совсем, что называется, сырой материал и учишь не просто танцевать, а прежде всего любить то, что любишь сама. И когда получаешь желаемый результат — вот это и есть настоящее счастье руководителя коллектива.
Я и сейчас преподаю в училище музыки и хореографии, мне нравится эта работа, но душа моя большей своей частью все же здесь, во Дворце.
— Наталья Иосифовна, поздравляем Вас и коллектив «Калейдоскопа» с юбилейной датой. Счастья и здоровья Вам и Вашим воспитанникам, удачных выступлений и полных залов, успехов, оптимизма и настойчивости в достижении поставленной цели!