Романов, Ю. Чтобы проросло то, что посеяли прадеды / Юрий Романов // Веснiк Магiлёва. — 2004. — 4 февраля. — С. 6.
Народный хореографический ансамбль «Рунь» Могилёвского ОАО «Моготекс» празднует свое двадцатилетие. На юбилейном концерте ансамбля, который прошел в родном Доме культуры, зал был не просто полон, битком забит. И добрая треть зрителей когда-либо имела к ансамблю самое непосредственное отношение…
За два десятилетия только через взрослый коллектив, художественным руководителем и главным балетмейстером которого бессменно является Виктор ПОПОВ, прошло не менее двухсот человек. Не считая тех, кто является, как говорится, сегодняшним днем ансамбля.
История «Руни» начинается с января 1983 года. Именно тогда Виктор и Татьяна Поповы приняли предложение руководства комбината шелковых тканей (отклонив, между прочим, более выгодное в житейском, но менее выгодное в творческом плане предложение городского отдела культуры).
Мало кто знает, что чета Поповых, русских по национальности, оказалась в Могилеве… практически случайно. В 82-м, когда они еще работали артистами балета в Кубанском государственном казачьем хоре, но уже начали подумывать о том, чтобы сменить карьеру профессиональных танцовщиков на «собственное дело», как змий-искуситель, «подвернулся» однокурсник, уговаривавший попробовать свои силы в Белоруссии, в частности, в Могилеве. Поначалу эта идея особого отклика не нашла: с Белоруссией ничто не связывало. Тем не менее, решили не игнорировать возможность получше познакомиться с городом и с «танцевальной ситуацией» в нем. Можно сказать, что Поповых в Могилев вела судьба. По крайней мере, существует история о том, как Виктор опаздывал на поезд в Могилев из Москвы (Кубанский хор работал во время Дней российской культуры в Кремлевском Дворце съездов в Москве с Зыкиной, Пугачевой, Райкиным). Но, едва вышел после концерта на улицу, как подкатило такси, которое в то время «поймать» в столице было делом нелегким. Затем на улице Горького светофоры устроили «зеленую улицу». А поезд тронулся лишь тогда, когда он вскочил в последний вагон…
Начинать пришлось паже не с ноля. Дом культуры еще не был достроен. Почти всех танцоров «разобрали» известные в городе и республике коллективы Киракозова, Иванова и Щербина. Объявили набор, прошлись по школам… В результате набрали взрослый коллектив из трех с половиной десятков участников. Сразу заложили основу для будущего ансамбля, создав детскую хореографическую студию «Зернышко», выпускники которой составляют сегодня ядро ансамбля. Руководит студией Татьяна Попова. Начинали работать в небольшой комнатке на третьем этаже ДК — с четырьмя колоннами! Танцевали вокруг колонн.
Уже в ноябре состоялся первый концерт новорожденного ансамбля. Показали три танца — «Белорусскую польку», «Чичирдык» и «Мексиканскую сюиту».
Виктор Попов: «Было очевидно, что раз мы здесь живем и работаем, репертуар в основе должен быть белорусским (хотя в репертуарную политику включили и танцы народов мира). Интерес к белорусскому фольклору был большой, но начинали мы очень осторожно: не хотелось идти проторенной тропой. Хотелось, чтобы коллектив приобрел свое лицо. Чтобы «Рунь» можно было узнать «издалека». Ездили в фольклорные экспедиции, смотрели документальные фильмы, спрашивали, читали, думали, анализировали…»
«За кадром» остались не заметные для постороннего глаза «мелочи». Народный танец без костюма — нонсенс. Костюмы были нужны, как воздух, причем для каждого номера — свои. На это, естественно, нужны были деньги (если было надо, руководитель коллектива легко расставался с зарплатой).
Познакомившись с первыми результатами и оставшись ими вполне довольным, руководство комбината оказывало необходимую помощь (в этом смысле ансамблю повезло: руководители «Моготекса» понимали и понимают значимость коллектива). Но ведь нужно было ещё найти, из чего изготовить костюмы, где изготовить и как изготовить. А «без имени» к именитым художникам соваться бесполезно. Но и тут вмешалась судьба, познакомившая Поповых с талантливыми художниками по костюмам Юрием Пискуном и Еленой Юрьевой.
К слову, к костюмам отношение более чем бережное. Многие из них служат полтора, два десятка лет, радуя исполнителей и восхищая зрителей.
В 1988 году при ансамбле был создан оркестр сопровождения, которым сегодня руководит Сергей Малинин.
Виктор Попов: «К этому стремились изначально. Политика в Белоруссии в этом отношении мне всегда нравилась. В условиях всех республиканских фестивалей и’конкурсов народного танца значилось: «Только живое сопровождение». И это правильно: ведь народный танец без живой музыки — не танец. Без оркестра невозможно воплотить какие-либо новые творческие идеи. В Могилеве же, на удивление, на это всегда смотрели сквозь пальцы. Видимо поэтому, почти все из немногих, чудом сохранившихся ансамблей народного танца, не имеют оркестров сопровождения. Кстати, живое музыкальное сопровождение также является обязательным условием всех международных фестивалей фольклора».
«Рунь» стала «Рунью» не сразу.
Виктор Попов: «Долго у коллектива не было названия. Когда уже сложился репертуар, свой почерк, стали думать, как назвать. Остановились на слове «рунь» — коротко и в тоже время емко. Рунь — не просто травка, всходы из-под снега. То, что дедами-прадедами нашими заложено, должно прорасти и развиться».
Теперь, через 20 лет после возникновения, можно смело утверждать, что руководители «Руни» были правы и с «идеологией», и с названием. А «Моготекс» угадал с руководителями ансамбля. Угадал и не прогадал. Поскольку очень быстро любительский по статусу коллектив вышел из тени «старших товарищей» и заявил о себе во весь голос. Уже в 89-м году ансамбль был удостоензвания народного. К настоящему моменту в его коллекции звания лауреатов и дипломантов более чем трех десятков республиканских и международных фестивалей. Можно упомянуть Гран-при 22-го международного фестиваля фольклора Кастелло ди Горициа в Италии (92); диплом 1 степени, звание лауреата и спецприз «за оригинальную обработку белорусского фольклора» на республиканском фестивале народного танца «Пярэзвы» (92); 1 место и звание лаурэата на международном фестивале хореографии «Сожскі карагод» (97); звание лауреата Первого фестиваля народного искусства Беларуси «Беларусь — моя песня» (98); Гран-при смотра-конкурса «Земля под белыми крыльями» (2001). Среди прочих наград ансамблю присуждена премия Федерации профсоюзов Беларуси за высокие достижения в самодеятельном художественном творчестве. «Рунь» поддерживала реноме коллектива «Моготекса», Могилева и всей Беларуси во многих странах Европы —Англии, Болгарии, Германии, Испании, Италии, Польше, Франции. Каких только восторженных эпитетов не удостаивали могилевчан тамошние зрители, журналисты и специалисты
Интересно, что коллективу очень часто приходилось сталкиваться с… недоверием! Не могли на Западе принять то, что перед ними так здорово выступает непрофессиональный коллектив. Доходило до анекдотичных ситуаций. Однажды в Италии кто-то из организаторов, устраивая «проверку», специально отключил свет. «Поломка» была быстренько устранена одним из участников ансамбля, электриком по специальности.
Впрочем, сразу нужно оговориться: любительской «Рунь» является лишь по статусу. По отношению к делу детище Поповых вполне профессионально. Можно даже сказать — «более чем профессионально».
Виктор Попов: «В профессиональных коллективах — пятидневка: работают с 10 до 14. Нет концерта — свободен, или вечером — концерт, гастроли. Мы работаем по три часа четыре раза в неделю. Плюс работа, учеба, семья, дети… У нас в коллективе четверо с первого года:Татьяна Попова, Ирина Плахотник, Александр Потапович, Светлана Хлапова. На профессиональной сцене уже получали бы пенсию! А тут все бесплатно».
Килограммы и килограммы пота и многочасовые репетиции — также остаются за кадром. Легкость, с которой участники «Руни» преподносят свои танцы, исполняя порой просто виртуозные номера, многих вводит в заблуждение. Как написали в одной из местных газет, Попов «делает сложные и многослойные фольклорные произведения простыми и доступными». В действительности все как раз наоборот. Большинства номеров концертной программы Руни просто-напросто, не существует «в природе»! От одних сохранились обрывки видеоматериала. О других рассказы очевидцев или упоминания в литературных источниках. От третьих — какие-то «осколочки», которые еще можно увидеть в реальной деревне. Не зря в программе концерта то, что показывает коллектив на сцене, называется «народно-сценическим» танцем. Иными словами, это творческое осмысление коллективом и его руководителем того наследия, крупицы которого еще можно сыскать. Более того, Виктор Попов уверен: тф фольклорным искоркам, которые проскальзывают «на деревенских завалинках», на свадьбах и прочих праздниках, там и самое место. Просто бездумно перенесенные на большую сцену, которая имеет свои законы, они теряют всю свою привлекательность, становятся неорганичными и малоинтересными. Они хороши в естественной для них среде.
Самому худруку танцевать в составе «Руни» доводилось лишь несколько раз.
Виктор Попов: «Это было нереально. Если ты в гуще, на сцене, очень многого не замечаешь. А из зала видишь общую картину. Репетитор может позволить себе танцевать. Его задача — правильная техника, правильный рисунок танца, работа над образом, над характером… А художественный руководитель любого коллектива должен все свести воедино. Потому что сам танец — без костюма, без музыки, без света — это лишь семьдесят процентов. Их-то можно и нужно привести в порядок на репетициях, остальное должно заиграть на сцене. Поэтому со стороны пригляд должен быть. И контроль: чтобы потом правильно сделать замечание и необходимые поправки».
В первые годы работы с коллективом ритм жизни был сумасшедшим. После репетиции — на вокзал. На поезде — в Москву, там день в бегах по делам ансамбля, вечером снова на вокзал — в Минск в мастерские по изговлению костюмов, оттуда — в Могилев и сразу — на новую репетицию… Но труд окупился сторицей. Сотни и сотни зрителей, пришедших на недавний юбилейный концерт, не дадут соврать. На юбилейном «Рунь» показала одиннадцать концертных номеров. Из которых последний — «На берегах Амура«. Этой задумке — не один год. А реализовать ее стало возможным только сейчас. В основе хореографической сюиты, которая уже полюбилась и видевшим ее, и самим участникам ансамбля, фольклор «малых» народностей, издавна живущих по берегам одной из великих русских рек — нанайцев, нивхов, удэгейцев. Мало кто знает, чего коллективу, его руководителям стоило преподнести этот подарок зрителям к юбилею. Да, по мнению Поповых, не это главное.
О главном, пожалуй, уже было сказано. В заключение — несколько слов, которые также нельзя отнести к второстепенным.
Во-первых, «Рунь» в недалеком будущем планирует «повторить» юбилейный концерт на сцене ДКиТ ОАО «Хим вол окно». Чтобы познакомиться с нынешней программой, порадоваться вместе с артистами, получить удовольствие могли все могилевчане. В том числе те, которые не попали на первый юбилейный. Надеюсь, планы эти осуществятся. Особенно, если руководители города и области, отвечающие за культуру, не останутся в стороне от этого далеко не рядового события. Тут, кстати, кроется и «во-вторых».
Уверен, творчество «Руни» могло бы доставлять удовольствие зрителю чаще. Причем не только могилевчанам, но и другим жителям Могилевщины, которые часто не избалованы приездом «больших» артистов, к которым, без сомнения, можно отнести и коллектив «Моготекса». Конечно, ансамбль немаленький, более полусотни участников. Но если управления культуры озаботятся «транспортными» вопросами и организацией концертов, ансамбль не без удовольствия (встреча с благодарным зрителем — всегда удовольствие для артиста) посетил бы не один райцентр. А возможно, не только не без удовольствия, но и и не без финансовой прибыли для организаторов. Ну, не может же ко всему Виктор Попов и гастрольные туры для коллектива организовывать! Да и у «Моготекса» других головных болей хватает (хотя «хвастаться» своим коллективом можно и чаще).
В последнее время Могилев преобразился внешне. Самое время начинать и «внутреннее» преображение. Одной из его составляющих вполне могла бы стать более действенная помощь коллективу (да и не ему одному) со стороны города и области. А, как следствие, и требования к нему. Выиграли бы от такого подхода все. Ведь «визитной карточкой» областного центра может быть отнюдь не только улица Ленинская или набережная Дубровенки.
И последнее. Для меня очевидно, что ансамбль «засиделся» в народных и уже давно достоин звания заслуженного. Не заслужил — заработал, проращивая и взлелеивая, простите за высокий штиль, то, что «засеяли» наши деды и прадеды.