В мир по «радуге»

Зотов, Г. В мир по «радуге» / Геннадий Зотов // Веснiк Магiлёва. — 1998. — 24 лістапада. 

Есть в 28-й средней школе наше­го города музей, где можно видеть “вясёлку на падлозе”. Дорожка, сделанная народными умельцами, и впрямь светится цветами радуги. Это лишь один из экспонатов бело­русского национального ткачества.

Глядя на них, думаешь, насколько глу­боко это искусство входит корнями в род­ную землю. Исходным материалом явля­ется лен, который с незапамятных времен украшал пейзажи нашего края. Во время уборки урожая его трепетная душа не погибла, а пе­реселилась в пре­красные изделия. Наверняка бело­русские крестья­не и крестьянки, сидя долгими осенними вечерами за самодельными прялками и ткацкими станками, улавливали красоту окружающего мира. Иначе не получилось бы у них столь тонкой работы льняное по­лотно и изделия из него.

Эстафету из глубины веков принимают учащиеся в школьном этнографическом музее. Они, естественно, не работают на прабабушкиных коловоротах. Однако охот­но одевают национальные костюмы, ког­да приходит их очередь быть экскурсово­дами. Демонстрируют традиционное бе­лорусское гостеприимство, приглашая по­сетителей в свою чудесную комнату (чем хата богата, тем и рада).

В этом ушедшем из современной жиз­ни мире старых вещей интересно не толь­ко попавшему сюда впервые. Можно пред­ставить, что ощущают школьники, нахо­дясь в музее, словно по волшебству пе­ремещаясь во времени. Впечатление уси­ливают проходящие здесь уроки белорус­ского языка и литературы, посвященные творчеству отечественных классиков. Сре­ди экспонатов мелодично звучат слова Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Бог­дановича, Павлюка Труса. Тогда вся ат­мосфера становится густо насыщенной доброй белорусской традицией. Дети уз­нают, что духовные наставники нации ни­чего особенного не требовали для «тутэй- шых”, а только лишь стремились добить­ся права “людзьмі звацца’’ и того, чтобы наш народ занял равноправное место в общечеловеческой семье. Когда все это прочувствуешь, не верится, что родное сло­во канет в вечность, уйдет «у нябыт’’.

Живут в музее неугомонные души. И сре­ди них на первом месте, конечно же, его за­ведующая В.Т.Астренкова. Валентина Тимо­феевна — человек скромный и больше го­ворит о заслугах других. Директор школы Нина Петровна Шевцова в свое время при­везла в еще почти пустую комнату будуще­го этнографического из родной деревни от своей бабушки старинный “куфар”. Своего рода приданое для последующей жизни музея.

Конечно, поддержка руководителя школы очень важна. Но не было бы здесь столь заметного успеха, если бы не повседневная кропотливая работа специалиста, каковым является Валентина Тимофеевна, а также ее достойная помощница учительница Та­тьяна Николаевна Шевелева. Они влюбле­ны в белорусский язык и в родной край. И эти черты повторяются в их воспитанниках. Увидев, что наставница В Астренкова при­везла из деревни Стайки, где живут ее ро­дители, старинные предметы крестьянско­го быта, дети сами включились в поиски исторических ценностей. Нашли у бабушек вещи начала нынешнего века. В результате в музее, созданном всего шесть лет назад, представлены все ремесла: ткачество, бон­дарство, резьба по дереву, гончарное дело. Есть и экспонаты, сделанные руками школь­ников. Например, Лена Ходанович настоль­ко хорошо изучила народное творчество, что на основе традиций смогла создать пре­красных кукол. Весьма кстати пригодились они для раздела «Беларуская цацка”. Музей стал наглядным пособием и на школьных уроках труда.

Запомнилось детям занятие, посвящен­ное хлебу. Оказывается, в районах области существовали разные рецепты его приго­товления. В Горецком под него для выпеч­ки подкладывали капустный лист, в Шклов­ском — лист хрена.

Веселой была масленица в школе. С блинами. С настоящими. Приготовленны­ми собственными руками. Ученики угоща­ли друг друга и делились впечатлениями, чей блин вкуснее.

Вообще изучение народной обрядности вызывает большое оживление. Как и уча­стие в “Павлинке”, которую старшекласс­ники поставили на собственной сцене.

Недавно школьники торжественно отме­чали 30-летие ансамбля «Песняры”. В ак­товом зале прослушали лекцию. С воспо­минаниями выступили родители учеников.

А в конце запели все вместе — на песнярский манер из их же репертуара.

Безусловно, молодой школь­ный музей не может показать полную картину национальных традиций. Поэтому Валентина Астренкова вместе со своими воспитанни­ками держит тесную связь с краеведчес­кими музеями города. Творческая группа учащихся 8-9 классов прослушала лекции “Магілёўская даўніна”. Это намного расши­рило круг познаний слушателей.

Так сталось, что не по вине культпрос­ветработников долгое время в музеях де­монстрировалась в основном лишь исто­рия с 1917 года, да и то разрешалось по­казывать не все ее страницы. Это нанес­ло большой пробел в познании, да и не только. Дореволюционное время представ­лялось, как правило, лишь бытом кресть­ян. Из поля зрения выпадали другие со­словия. Представьте, что было бы с бога­той российской или французской культу­рой, если бы из их истории изъяли дво­рянство, мещанство, купцов и ремеслен­ников. А ведь все эти сословия жили так­же на территории Беларуси, создавали ма­териальные и духовные ценности.

Конечно, многое пропало безвозвратно. Однако Валентина Тимофеевна Астренко­ва и ее единомышленники считают, что не все потеряно. Необходимо тщательно со­бирать и нынешнюю летопись современ­ности. Ведь без знания истории своего народа, всех ее замечательных граней люди чувствуют себя неполноценными. Знание же воспитывает уверенность в себе, патриотизм, необходимый не только в военное, но и в наше трудное мирное время. Это несомненно: любовь к Родине поможет выжить и встать на ноги.