Между «люблю» и «очень люблю»

Романов, Ю. Между «люблю» и «очень люблю» / Юрий Романов // Веснiк Магiлёва. — 1999. — 6 снежня. — С. 7.

В среду, 23-го декабря, в этнографическом музее открылась выставка Могилевского художника Александра Титкова, приуроченная к его пятидесятилетию.

Не стану описывать вступитель­ную и заключительную части пре­зентации выставки. И на первой, и на второй было сказано много ле­стных слов о работах художника — и трезвых, и не очень, и коллега­ми, и не слишком, и знатоками, и дилетантами. Говорить мы любим и умеем, особенно “по поводу”, будь то именины, крестины или похороны. Фильмы Рогожкина “Особенности национальной…” не врут… А на выставку Титкова, ко­торую сам он оценивает очень скромно (а зря!), собралось не ме­нее сотни могилевчан, толпивших- ся-толкавшихся возле графических и, извиняюсь, “масляных» полотен. Хорошо бы, чтобы толчея стала по- т^оянным атрибутом экспозиции, «отому чтоувидеть работы худож­ника надо, а главное — хочется. А потом хочется делиться впечатлени­ями об увиденном, высказывать и выслушивать умные и не очень мне­ния. Несмотря на то, что услышал мимоходом: что, мол, много гово­рить. Искусствоведы наговорят це­лый ворох. Здесь смотреть надо. Нравится, интересно? Вот и здорово… Но все же по­говорим.

Я долго подбирал слова, отвечая на вопрос одного из своих друзей — “Что мне понравилось больше: более реалистичные или менее реалистичные работы Титко­ва?” Скажу честно: реализм я не люблю и никакого особого удоволь­ствия в разглядывании какого-нибудь эпохального произведения “Жарким полднем на Басе-реке” не нахожу. Го­раздо интереснее погружаться в дру­гую “воду» — мир фантазии худож­ника, в волны его ощущений; не от­печатков, а интерпретаций. Но что интересно. О картинах Титкова я вна­чале подумал: “Вот, Александр стал Художником, когда ему надоело быть художником-реалистом”. Позже при­шла другая мысль: “Он стал Худож­ником, когда сделался настоящим Реалистом”. И парадокса я в этом не вижу, потому что картины — самая что ни на есть реальность, но отра­зившаяся внутри мастера (где? в гла­зах? в душе?) и в отраженном виде возлегшая на бумагу или холст. И по­чему, собственно, отражение долж­но быть максимально приближено к тому, что видит обычный глаз? Кар­тина — это ведь не трюмо в спаль­не.

А далее — насколько Отражение Титкова гармонирует с нашим воспри­ятием Одни говорят: “Боже, какой за­мечательный, тонкий, работоспособ­ный график!” Справедливо.1,бзгляд упирается, скользит, углубляется в ирреально-реальные сплетения, на­поминающие чем-то миры братьев Стругацких или удивительные, песча­ные, вог-вагперетекущие в нечто иное иллюзии; или “монументалки” движу­щихся в разном темпе и ритме по небу облаков; или странные лаби­ринты, где за “столбовой” до­рогой открывается новый пово­ротик, закоулочек, а то и пло­щадь-проспект Люди-капли, челове­ки-куклы, засасываемые песком вре­мени, заплетаемые травами эмоций — возвышенных и земных, замурован­ные в камне, растекающиеся-струящиеся с водами, летящие-размазываемые ветром… \

И интересто найти иногда на ра­боте надпись-подпись автора, све­ряя свои и его ощущения, разгады- вая-расшифровывая. И интересно
утыкаться прямо носом в стекло или нагибать голову вправо-влево. И даже не обязательно выслуши­вать рассказы самого автора, хотя за каждой картиной — своя исто­рия, свой отдельный мир, но! Ра­бота уже живет сама по себе (и день рождения ее указан где-то тут, в уголке).

Общеизвестно, что художники го­ворить не могут и не любят (думаю, лукавят: им просто лень еще и опи­сывать словами то, что уже и без того написано). Но вот прекрасная иллюстрация к противоположному тезису. В ответ на похвалу: в карти­нах, мол, сквозит любовь, — Алек­сандр даже несколько удивленно: “Так я же ЛЮБЛЮ… Конкретно? Если конкретно — ОЧЕНЬ ЛЮБ­ЛЮ!” Вот так и живет — между. Так же живут и картины. Бегите, бери­те дешевый билет: за небывалое — побывать между “люблю” и “очень люблю” — просят сущую бездели­цу. Дешевле не бывает.