Его все время звало небо

   Зинькевич, Л. Его все время звало небо : 1 февраля народному художнику Беларуси Павлу Масленикову исполнилось бы 85 лет / Лариса Зинькевич // Могилевская правда. — 1999. — 30 января. 

Лет до десяти Паша Маслеников и не подозревал, что на свете су­ществуют художники. Пас в своих Княжицах коров и гусей, в ночное ходил. Семья у Маслениковых была большая, и кусок хлеба в доме никогда не был лишним. Но однажды директор Княжицкой школы привез ребятишек в Могилев, в исторический музей, где были выставлены тогда конфискованные из помещичьих усадеб полотна Борови­ковского, Жуковского, Репина, Мясоедова… И Паша просто ошалел от красоты.

Потрясение не прошло для мальчишки даром: он стал делать рисун­ки к своим любимым книгам —»Слепому музыканту» Короленко и «Хаджи-Мурату» Толстого. А однажды сестра дала ему сборник сти­хов «Русская муза», где была собрана чуть ли не вся русская поэзия. И у Паши открылись глаза на природу, он стал всматриваться в закаты, рассветы, облака. Тогда он еще не подозревал, что спустя несколько десятилетий ему не будет в Беларуси равных в пейзажной живописи.

Маслеников долго искал себя. Пробовал учиться в Могилевском педтехникуме, по­том в пединституте, пока в 34-м не нашел свое — Витебское худо­жественное училище, где в те годы преподавали такие корифеи живописи, как Ахремчик и Фогт. Кто знает, как бы у него сложилась жизнь после Витебска, может, Маслеников так и застрял бы безвестным художником где-нибудь в провинции, но вмешался случай: четверых выпускников училища отобрали для работы в Большом театре в Минске. Набивал руку на эскизах костюмов и декораций в ка­честве художника-оформителя. И это потом, когда он стал маститым живописцем, “аукалось» в его полот­нах — в них чувствовались, как в декорациях, размах и масштаб­ность.

Войну Павел Васильевич прополз «на брюхе» разведчиком. За 4 года его ни разу даже не царапнуло, не взяла ни одна хворь, хоть, бывало, днями лежал в болоте. Но к концу войны, когда его перебросили к ту­рецкой границе, у Масленикова от пережитых стрессов “вылетели” зубы…

После армии у него не было ни кола ни двора. Жил в макетной Большого театра и опять с головой ушел в учебу: закончил институт Репина в Ленинграде, потом аспирантуру. Зарабатывал тогда Павел Васильевич в Большом прилично, купил машину и когда после рабо­ты выдавалось несколько свобод­ных часов — мчался на своем «Мос­квиче» за город. «В меня тогда все­лился дьявол», —вспоминал те вре­мена художник. “Дьявол” гонял его по всей республике, в Крым, на Се­верный Кавказ, на Волгу. А в быт­ность Масленикова ректором теат­рально-художественного института, после четырех часов дня его в Мин­ске было не найти. Он забрасывал в машину этюдник, транзистор, на­девал свой неизменный берет и потрепанную дерматиновую курточку и ехал в поле. Когда подрос сын Во- лодька — он и его брал с собой.

— Я изучил всю Беларусь, кото­рую до этого не знал, — рассказы­вал Маслеников. — Добрался в са­мую глушь Полесья, в сплошные болота И все это писал. Вижу ут­ром хороший рассвет — выскаки­ваю за порог. Меня все время зва­ло небо. Небо — это моя стихия. Не пустое, голое, как в Финляндии, а небо, где поэзия, царство красоты.

Но родных просторов Павлу Ва­сильевичу показалось мало, и его “понесло» в Индию, Непал, Персию, Швейцарию…

У Масленикова было чутье на красоту. Казалось бы, когда сотни раз рисуешь зиму или весну, неиз­бежно должны быть повторы. Но ни один его пейзаж не похож на дру­гой. А нарисовал он, как сам при­знавался, наверное, тысяч 10 картин. Но где ж их все вместить? И на одном холсте он писал по несколь­ку раз. Причем предварительного рисунка никогда не делал. Выезжал на этюды, кисточкой намечал на холсте то, что ему казалось важ­ным, и начинал писать своим широ­ким — маслениковским — мазком.

Его полотна очень музыкальны. Может, это от того, что у Маслени­кова был прекрасный слух? Еще в детстве он сам осилил балалайку, потом мандолину, после купил ги­тару, а в Минске перед войной учил­ся в вечерней консерватории играть на фортепиано.

Человек он был упрямый и не раз говорил, что в упрямстве и борьбе не уступит никому. Каких трудов ему, ректору Б ГТХИ, стоило пробить в институте несколько новых факультетов, а в Минске открыть сеть худшкол! По сути благодаря ему появилась нынешняя Академия ис­кусств. Но, говорят, Павел Василь­евич никогда не боялся брать ответ­ственность на себя, рисковать. Мно­гих шокировала его прямолиней­ность. Но свои взгляды на искусст­во — а он был сторонником реализ­ма — не менял до конца жизни и всегда говорил, что в любом худож­нике прежде всего должна быть школа, а потом уже можно “идти” в какую хочешь сторону.

В его характере уживались рез­кость, вспыльчивость, порой жес­ткость — с поразительной широтой души. Почти пол-Минска хранит дома его пейзажи, причем люди, которые не имеют к искусству ника­кого отношения. Если человек ему нравился, Павел Васильевич про­сто дарил свои работы. В год свое­
го 80-летия Маслеников привез в Могилев персональную выставку, а потом взял и подарил областному художественному музею 125 картин! Так появилась галерея кар­тин Павла Масленикова, и благо­даря этому подарку художника был положен первый кирпичик в фун­дамент музея и его коллекции Хотя Маслеников, художник при всевозможных регалиях, премиях и наградах, мог ведь свои картины выгодно продать.

Снобом он, говорят, никогда не был и мог одинаково поговорить что с дворником, что с министром Но при этом открывался далеко не каждому.

В роду Маслениковых все были долгожители. И сам Павел Василь­евич — под два метра ростом, ши­рокоплечий и статный —при своих восьми десятках лет не казался стариком. Да и не болел он прак­тически никогда. Но не выдержа­ло сердце. Всего две недели не до­тянул художник до защиты своей докторской диссертации — он ведь был известен еще и как искусство­вед. В 5 утра он позвонил дочери из больницы и попросил коньяка. Но уже его не дождался…

Духом пейзажей, красок и вещей Масленикова наполнена его кар­тинная галерея в Могилевском об­ластном художественном музее. Холсты, мольберт, старый диванчик из мастерской, тот самый тран­зистор, что он брал с собой в по­ездки, берет, куртка, баян созда­ют ощущение присутствия худож­ника. Будто Маслеников вышел на минутку и сейчас вернется писать свои «Небеса». Он работал над кар­тиной незадолго до смерти. Как ни в одном другом пейзаже — в этом у него разлито столько покоя и веч­ности! А где-то среди синевы вдруг проглядывает ангел…