Зачем воссоздавать историю

Мастеров, Е. Зачем воссоздавать историю : [военно-исторический клуб «Последний рубеж»] / Евгений Мастеров // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 22 июня. — С. 11.

Наша молодежь узнает сегодня о героизме своих земляков из книг, фильмов, рассказов ветеранов войны, театрализованных представлений, таких, как прошедшие в Могилеве на реке Днепр в прошлом году. Это было впечатляюще, массово, патриотично, с реконструкцией тех героических событий. Согласитесь, видеть вживую эпизод события и созерцать с экрана телевизора — разница большая.

22062016_rekonstr_006 (1)

Первыми это заметила сама молодежь, на основе чего и стали возникать клубы военно-исторической реконструкции, объединившие людей, занимающихся воссозданием быта, ремесел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготавливались. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себе доспехи и оружие. Многие также занимаются историческим фехтованием.

Действует военно-исторический клуб и в Могилеве, он пока единственный в регионе, воссоздающий временной пласт истории Второй мировой и Великой Отечественной войн, а это быт участников воюющих сторон, экипировка, снаряжение и оружие той эпохи, и называется он «Последний рубеж». Руководит группой с момента создания в 2009 году Павел Сысой.

— Мое первое полевое крещение, — делится с нами Павел,- когда я впервые взял в руки винтовку Мосина и почувствовал всю ту временную атмосферу, окунулся в эпоху 70-летней давности. Сам этим я заинтересовался в 2005 году, когда познакомился с самыми первыми белорусскими реконструкторами из минского клуба «Товарищи по оружию». С тех пор снимался в более чем 10 фильмах на военную тематику: «Сталинград» Федора Бондарчука, «Днепровский рубеж», особенно запомнился фильм «Поп» с Сергеем Маковецким.

Сегодня в нашей военно-исторической группе «Последний рубеж» 10-15 активных участников, у которых есть экипировка, амуниция, они могут выезжать для участия в реконструкциях сражений.

Только последние 2-3 года после таких мероприятий, как «Ночь музеев» и парадов Победы, обычные граждане начали понимать, что реконструкторы — это не только средневековые рыцари, но еще и клубы, воссоздающие эпоху Наполеона, Римской империи и, конечно, более современные эпохи Первой и Второй мировых войн.

Меняются и сами понятия реконструкции: сейчас недостаточно надеть похожую форму — надо быть похожим во всем на человека той эпохи, которую представляешь, вплоть до нательного белья и пуговиц. И это очень кропотливый труд в поисках по интернету сначала фотографий той эпохи, что бы увидеть, как выглядела именно в тот временной промежуток фляга для воды или портупея, а затем найти такую по барахолкам или самому сделать.

Как сказал Павел Сысой, сейчас появилась целая индустрия по изготовлению вещей и формы определенных исторических эпох. Например, немецкого солдата времен 1941-1945 годов можно с нуля одеть и экипировать за 3-5 тысяч $, советского воина воссоздать будет стоить чуть дешевле, только лишь потому, что еще с тех времен осталась на военных складах амуниция той эпохи. Настоящие, увлеченные реконструкторы очень трепетно относятся к своему образу, подбирают форму, предметы обихода и оружие именно «своей» эпохи, своего временного промежутка, вплоть до того, какими нитками пошито, чтоб не было синтетических нитей, какие и как расположены знаки различия, кокарды и шевроны, как надет походный ранец, с какой стороны висят патронташ и сумка для сухарей — и это для них очень важно.
Поговорили мы с Павлом и про организацию реконструкций в Беларуси.

— В последнее время для патриотического воспитания молодежи проводятся мероприятия на «Линии Сталина», в Брестской крепости, а на Могилевщине, богатой на исторические места и события, связанные с Великой Отечественной войной (например, Буйничское поле, деревня Гаи и т. д.), на Параде Победы почему-то с ревом проезжают байкеры, но нет своего реконструкторского праздника, ведь сколько ни рассказывай и ни показывай фильмов, это не так впечатляет по сравнению с тем, когда окунешься в ту атмосферу и вживую увидишь, как лязгает гусеницами танк, идут в атаку на окопы вражеские солдаты, как стреляет из пушки расчет, пусть даже холостыми.

Мне особенно запомнилось, когда на одной реконструкции немецкие солдаты с собаками вели пленных красноармейцев, так у зрителей от этого на глазах наворачивались слезы.

Мы предлагали провести на Буйничском поле реконструкцию событий 1941 года, в которой бы было до 100 участников клубов со всей Беларуси, могли бы привезти настоящий танк тех времен, бронеавтомобили, мотоциклы, но пока вопрос в стадии решения.

Очень часто реконструкторы выезжают на разного рода фестивали за свои деньги, не требуя ничего ради того, чтобы окунуться в атмосферу того исторического момента, реконструкцию которого проводят, и это очень затягивает: возможность почувствовать, как с винтовкой наперевес бежать в штыковую атаку или, сидя в окопе, ждать наступления противника, видеть, как, лязгая гусеницами, на тебя ползет танк, а ствол пушки направлен именно на тебя. После этого начинаешь понимать, что если бы действительно все было по-настоящему, то я мог бы не вернуться из этого боя, и, как бы громко это ни звучало, начинаешь ценить мирную жизнь, начинаешь с большим уважением относиться к тем, кто прошел войну и остался жив.

К огромному сожалению, у нас в Беларуси быть реконструктором во много раз сложнее по сравнению с такими же увлеченными этим хобби в других странах, и даже по сравнению с россиянами: нас почему-то ассоциируют с черными копателями, считая, что мы свою амуницию выискиваем и выкапываем на местах былых сражений. У нас принят закон об оружии, запрещающий все, что только возможно, включая холостые патроны, без которых не обходится ни одна реконструкция боя. Если реконструктор одет в немецкую форму времен Второй мировой войны, то почему-то думают, что у него обязательно дома висит портрет Гитлера, и он, прогуливаясь по квартире, распевает нацистские гимны.

На самом деле главное правило участника клуба реконструкторов — это быть вне политики. У каждого исторического клуба есть свой устав, которому члены группы подчиняются, запрещающий носить, например, фашистскую атрибутику вне мероприятий, не допускающий провоцировать своими действиями. Например, нельзя сходить в булочную за хлебом в униформе немецкой армии. В уставе клуба строго регламентируется иерархическая лестница, когда, собрав группу единомышленников из десяти человек, можно повесить себе погоны генерала. На исторических мероприятиях все подчинено духу того времени, и при перемещении по лагерю младшие по званию отдают честь именно так, как это было принято в те годы, старшим по званию, обговаривается фронтовой рацион питания того времени, тот быт, та обстановка, песни и музыка тех времен.Часто выезжаем на фестивали за пределы Беларуси — в Россию, Прибалтику, Польшу.

Наша первоочередная задача — показать людями, что реконструкторы — это такое же хобби, как рыбалка или собирание марок, но только наше увлечение можно назвать, более точнее, как «активный туризм с элементами экстрима». Нам доставляет удовольствие окунуться в тот временной пласт с пешими переходами, ночевками у костра, организацией обороны, выкапыванием траншей и окопов, ночными вылазками за «языком» неприятеля и штурмом укрепточки врага. А еще — показать кусочек истории зрителям, подтолкнуть их побольше узнать, какие исторические бои проходили там, где они живут.