«Я никогда не был в оппозиции у Бога»

   Бродов, П. «Я никогда не был в оппозиции у Бога» : [беседа с руководителем ХББО «Табея» П. Бродовым] / Павел Бродов ; беседовала Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 22 июня. — С. 9.

 — Вера без дел — мертва! — убежден известный в Могилеве общественный деятель Павел Тимофеевич Бродов. В одной из газет он увидел снимок «Бурлаки над Сожем»: вся семья — мать, отец и два сына — впряглась в плуг. Собрался в дорогу в Кричев, приехал — и подарил трактор от «Табеи». «Табея» — это благотворительная организация, директором которой и явля­ется Бродов. На своей земле он построил церковь, детскую базу отдыха, «Теплый дом» милосердия для пожилых людей. Он человек, влюбленный в родные места — деревню Прибор Белыничского района. Был момент, когда он покинул родину, но через год вернулся: позвала любимая с детства кормилица — груша на малой родине.

Кирк Дуглас, выдающийся американский актер, родом из Бобруйска, создавший непревзойденный образ Спартака, пе­режил страшную авиакатастрофу, получил сильнейшие травмы спи­ны, но не пал духом и вывел свои правила: «Когда дела становятся плохи, помни: может быть еще хуже. Гони депрессию, лучше ду­май о том, как помочь другому».

Павел Бродов — яркая сильная личность, пережив душевные травмы, не изменил самому себе, сохранил жизнелюбие и принял правила, позволившие ему стать хозяином своей судьбы.

Каждый четверг в «Табее» — день приема. Телефон разрывается от звонков. Просящих множество: бывает до 125 человек. Предста­вители детских садов, обществ инвалидов, кабинетов соцзащи­ты, многодетные матери, люди, потерпевшие жизненное «кора­блекрушение»: смерть дочери и необходимость поднимать вну­ков, потеря работы, трудности с поиском нового места и бездене­жье, инсульт, онкология близких, рождение ребенка-инвалида и побег отца в связи с этим…

Почему предпочитают идти в «Табею», а не в государственные органы соцзащиты? Обществен­ная благотворительная органи­зация предлагает живой контакт и быструю помощь без «хождения по мукам»: сбора документов и подписей в различных инстан­циях. «Табея», имеющая не такие жесткие законы, сама сегодня страдает от жесткости бюрокра­тизма: недавно пришло 120 тонн гуманитарной помощи — государ­ство требует за хранение на скла­де 19 миллионов ежемесячно.

В трудную минуту поисков выхо­да Павел Тимофеевич достал гита­ру и спел для всех, как для друзей. И, «забывая бег минут», мы вместе с остановившимися часами в его кабинете слушали интереснейшие рассуждения и воспоминания уди­вительного человека.

ИСТОРИЯ одной СЕМЬИ

— 25 лет назад, когда «Табея» только родилась, я прочитал в га­зете поразившую меня историю: женщина два раза делала аборт, но выброшенный зародыш остал­ся жить и развился под колпаком. Я заинтересовался и нашел эту женщину — приехал с гуманитар­ной помощью. Вот фотография, где она держит на руках крошеч­ную девочку. Я спросил о причи­нах, вызвавших желание изба­виться от плода. Оказалось, муж — пьяница. Я взял этих девочек под свое крыло и стал помогать. Потом уехал в Америку — и эти узы разорвались.

И вот один раз ремонтировал колесо на «Шиномонтаже» — и ко мне подошла… та самая женщи­на! И та девочка уже выросла — и оформляла здесь же заказы в окошке.

Когда взрослой Яне мама все же рассказала историю рождения, то девочка долго переживала и с большим трудом простила маму. После она долго и терпеливо уха­живала за умирающим одиноким отцом, от которого отреклись все. Похоронила отца и через некото­рое время принесла мне свою свадебную фотографию. Прошло время — позвонила: «Павел Тимо­феевич, я родила мальчика и на­звала его… Павликом!» Я попро­сил принести малыша, обнял его и сфотографировался со своим тезкой! Стараюсь по мере сил по­могать им. Эта история как чудо: я и не думал тогда, оказав посиль­ную помощь, о такой истории с продолжением…

У Яны сложилась счастливая семейная жизнь. Она сумела пра­вильно выбрать мужа. Надо вы­бирать соответственно себе. А не так: у нее машина, а у него одна пара сапог…

СЕМЬЯ — ЭТО ШЕДЕВР ТВОРЦА

— Бог Адаму, созданному из земли, создал Еву из его ребра. Значит, Ева — более совершенный материал, способный обогатить и вдохновить мужа своими красо­той и умом. Ева была создана как помощница Адаму.

Я долго искал свою половину. А она все это время жила в трех метрах от меня. Я знал свою буду­щую жену двенадцать лет и про­ходил мимо. Много сил забирала бурная христианская жизнь: нас преследовали, разгоняли. Много времени уходило и на мой вокаль­но-инструментальный ансамбль.

И вот мне исполнилось двад­цать восемь лет… И один раз в бане я поймал себя на том, что с завистью смотрю, как отец парит веником маленького сына. «Как красиво!» — думал я об этом чуде продолжения себя в детях. Так я услышал внутренний щелчок.

Первый из Беларуси, я посту­пил в Московскую духовную семинарию и был единственным хо­лостяком. И мой преподаватель дал мудрый совет: выбирай жену добродетельную. Доброта — это самое главное женское качество, способное покрыть все осталь­ные недостатки. И тут я вспомнил Славу, которая жила на первом этаже в моем доме…

У меня очень мудрая жена. Вот у кого слова никогда не расходятся с делом — так она воспитывала на­ших сыновей Руслана и Романа. Руслан женился и подарил нам обожаемую внучку, а Роман в свои 30 не может оторваться от семьи. Наша знакомая Вера из Москвы прислала статью с советом отпу­стить сыновей. Жена одной рукой отпускает, а другой держит: гла­дит сыну 25 белоснежных руба­шек и готова погладить столько же еще, когда слышит его при­знание: «Мама, я надеваю их на работу в министерство и ощущаю тепло не только утюга, но и твоих рук вот здесь, возле шеи». И мама тает…

Вся жизнь стоит на трех китах: семья, церковь, работа.

ИСТОРИЯ МОЕГО РОДА

— В советское время наша се­мья выбрала не коммунизм, а церковь. И нам не давали поднять головы: отца вызывали в сельсо­вет и отчитывали за вечерние ду­ховные песнопения и недостой­ное поведение. Мой отец воевал на войне, заслужил кровью много орденов. В нашем роду не было пьяниц и дебоширов, мы жили правильной хорошей жизнью. В то же время отец приходил домой к председателю и видел: по столу ходит петух, клюет хлеб и голо­ву пьяного руководителя. Потом отец купил в деревне хату, но сельсовет бо­ялся, что Бродов будет распространять хри­стианство. И предсе­датель грубо развалил пристроенную отцом веранду — и взял уча­сток себе под дачу. Но ничего не построил за 15 лет: спился, начал­ся процесс гниения — у него отсохли кисти обеих рук.

Видя такие «перекосы», я отка­зался вступать в октябрята и пио­неры. Все мои одноклассники хо­ром говорили: «Дурак! Пережиток прошлого!» Меня сразу взяли на учет как неблагонадежного. И мне всегда ставили только «тройки».

Нас в семье было девять детей — и никто не предал своих убежде­ний. Учитель говорила с издевкой: «Пускай Роза идет домой одна: ее Бог бережет». А возвращаться из школы надо было лесом, и это была зима с ранними сумерками. И выли волки. Но подруга-октя­бренок Аня все равно шла рядом и говорила: «Розочка, я никогда тебя не брошу!»

Другой учитель обещал нам коммунизм: мол, заходи в мага­зин и бери все бесплатно. А я был сладкоежка и мечтал наесться до отвала конфет-подушечек с пови­длом.

Учитель и мой отец уважали друг друга как ветераны. Каждое Девятое мая они как участники войны получали премию 7 ру­блей… И вот во время перестрой­ки о старом учителе первый раз позабыли. Он купил бутылку вод­ки, выпил ее, облокотился на за­бор — и умер: сердце не выдержа­ло обиды…

Еще помню: в школе я отказал­ся учить стихотворение А. Куле­шова про комсомольский билет. Я не верил в ценность такого до­кумента.

Мне дали плохую характери­стику: «верующий» — и двери му­зыкального училища в Могилеве оказались для меня закрыты. Это был 1966 год. И я пошел в учили­ще на каменщика. В бригаде ка­менщиков я был лучшим работни­ком, но мою премию удерживали. Я не озлобился, принял мысль о сложности жить в этом мире ве­рующему человеку: на земле мно­го зла.

ГРЕХ И ПОКАЯНИЕ

— Человек несет ответствен­ность за свою жизнь и выбор пути. Он слышит колокольный звон, ви­дит церковные купола с отражаю­щимся солнцем. Всем доступна красота мироздания.

Счастлив желанный ребенок, появления которого ждут. Но се­годня молодежь помешалась на сексе. Даже в голой Африке есть табу — предел, ниже которо­го нельзя опускаться. Мы же пе­реступили грань дозволенного. Чаша морального беззакония пе­реполняется — и наступит момент, когда она перевернется и выльет­ся… Так, в Таиланде смыло вол­ной за одно мгновение 200 000 человек.

Как результат половой распу­щенности у нас много отвержен­ных детей, появившихся против воли родителей. Как правило, у брошенных детей трудная судь­ба. Неправильная жизнь праро­дителей перед Богом сеет плохое семя.

Человек может навлечь беду на свой род, если ходил к шептунам и гадалкам. Благословение ведь дает только Бог. В Библии есть такой пример проклятия Пророка: старца не будет в твоем доме. И идет род — все умирают в ранних летах…

Родовое проклятие тянется до четвертого поколения, и его труд­но снять, но возможно: свой грех надо исповедать и отречься от него. Главное — искреннее и осоз­нанное раскаяние. Самое страш­ное — это привычка к греху.

И телевидение сегодня этому способствует: экран втягива­ет нас в бандитские разборки, убийства, оргии. Мы привычно смотрим на трупы, проходим мимо. Мы впускаем зло в серд­це, и оно черствеет. Чужое горе надо уметь разделить: проникнуться болью человека и посо­чувствовать, побыть рядом. Как это было принято в деревне, за­йти в хату и постоять, простить­ся с умершим.

Это очень важно: приоста­новиться, «как лошадь в мыле, почуяв пропасть у копыт», и за­думаться. В Библии есть такое выражение: «Смерть врывает­ся в наши дома и окна… И будут повержены трупы людей, как навоз на поле». Я вспомнил эти древние слова, когда увидел по телевизору трупы в Донецке.

Без Бога в душе пропадешь — утонешь и пойдешь ко дну, как «Титаник» с надписью на борту: «Без Бога мы плывем по морю, на технику мы будем уповать». Во­йна со времен Каина исходит из человеческого сердца: важно по­вернуть ручку, чтобы в душе было небо без зависти и жестокости.

ЦЕНИТЕ ЖИЗНЬ

— У меня висит фотография июньского заката. Я ехал из род­ных мест и запечатлел такую кра­соту: туман, озерцо, заход солн­ца… В другой раз вместе с женой мы ехали в Прибор и увидели чудо рапсового поля, пахнущего теплым медом. Духовность — это радость жизни, понимание красо­ты мироздания. Надо помнить о скоротечности нашего пребыва­ния на земле. Помню смерть отца и понимаю неизбежность своего последнего вздоха. Уже не так страшусь кладбища, как в моло­дости. Ты чувствуешь свое ветша­ние, смерть желаний.

Один раз весной я нес тяжелое бревно. Одуванчики, солнце… Птицы прилетели и кричат от вос­торга. И я вспомнил: жизнь — это только миг. Бросил бревно, сел на траву и прожил эти мгновения: как приятно тепло солнца греет затылок после зимнего холода и шапок, как важно ползет пере­мазавшийся в желтую цветочную пыльцу смешной шмель: подни­мается и падает…

Я люблю Большую и Малую Медведицу. Когда смотрю на небо, то чувствую руку Творца, создавшего прекрасную картину мироздания. Ковш Медведицы может смотреть вверх, может — вниз, а вот Полярная звезда ни­когда не меняется.

РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

— Сегодня из моих сорока одно­классников остался в живых толь­ко я. Закончили жизнь по-раз­ному: в тюрьме, от водки, кто-то застрелился, повесился…

Во время перестройки в 1991 году я стал директором «Табеи», сумев наладить международное сотрудничество:       немцы-едино­

верцы, когда-то воевавшие на белорусской земле, открыли здесь этот филиал — и помощь полилась рекой, моя нерастра­ченная энергия потекла в нужном русле. Бог подал мне руку, и я оказался в своей стихии, как лод­ка в воде.

На малой родине, где родился мой дед, еще бьет родник. На­чав строительство, я поддержал заглохшую было жизнь в родной деревне.

Главное в жизни — верить и хра­нить свой внутренний стержень.

Есть такая песня «Косари», в ко­торой наша жизнь сравнивается с божьим цветком. Поле косят — го­ловки цветов срубают… Но вдруг появился камень — и цветок остал­ся живой! Бывает, Господь камнем становится перед косой и хранит человека.