Тайны и реалии Успенского кладбища

   Шендерович, И. Тайны и реалии Успенского кладбища : [завершился первый этап практической работы участников проекта «Узел жизни»] / Ида Шендерович // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 24 июня. — С. 24.

Завершился первый этап практической работы участников проекта «Узел жизни». По инициативе еврейской общины Могилева представители нескольких общественных организаций и просто неравнодушные люди города объединились для изучения особенностей местной некрополистической культуры и начали свою работу с каталогизации древних захоронений одного из старейших православных кладбищ города – Успенского.

klabdishche5

В Беларуси фактически старинные кладбища не рассматриваются как часть национального исторического наследия и находятся под угрозой уничтожения. В то же время некрополи XVII–XIХ веков – места исторической памяти с исключительной атмосферой и мощным воспитательным воздействием, источники исторической, генеалогической и социологической информации. Они являются произведениями декоративно-прикладного искусства, а эпитафии их надгробий – произведениями литературы и могут стать привлекательными туристическими объектами.

В ближайшем будущем подготовленный участниками проекта каталог уцелевших древних памятников Успенского кладбища с фотографиями, именами и текстами эпитафий будет размещен в свободном доступе в Интернете, о чем сообщим дополнительно.
Могилевское Успенское кладбище известно еще с ХVI–ХVII веков. Есть версия, что здесь находится самое старое захоронение в Могилеве, датируемое XVI веком, которое предположительно принадлежит роду магнатов Воловичей. Еще лет 5 назад обнаруженная расколотая плита с гербом, похожим на фамильный герб канцлера Великого княжества Литовского Астафия Богдановича Воловича, магната и известного государственного деятеля, занимавшего пост могилевского старосты в период с 1554 по 1556 год, была огорожена и взята под охрану. Однако сейчас найти ее не удалось. 

Не обнаружили уже и надгробий с датами старше второй половины XIX века. Очевидно, такая же судьба постигла и многие другие памятники, которые присутствовали на кладбище еще 10–20 лет назад (есть еще примеры), и те памятники, которые сейчас полуразбитые валяются среди недавних захоронений, могут вскоре тоже исчезнуть. 
На Успенском кладбище вообще много опрокинутых, разбитых надгробий, безымянных крестов и могил, лишенных идентификационных обозначений. Встречаются старинные памятники со стертыми надписями и новыми табличками. Но все же, внимательно изучая каменные и железные сооружения, установленные в память о могилевчанах минувших столетий, чувствуется дух времени и приоткрываются некоторые страницы городской истории. 

Так, на Успенском сохранилось фамильное захоронение самых известных могилевских шляхтичей – Гартынских. Один из них нашел и перевел «Могилевскую хронику», другой провел в городе водопровод. 

Войны и катаклизмы XX века прервали связь поколений и уничтожили значительную часть архивов. Поручик и коллежский асессор, статские и надворные советники, священник и протоиерей, барон и Могилевский губернский почтмейстер, штаб-лекарь и пятеро молодых летчиков, разбившихся в 1948 году. Не исключено, что имена этих людей, в свое время игравших важную роль в жизни нашего города, сохранились только на надгробиях. 

Богато украшенный склеп семьи Клепце сохранил остатки сложного механизма подъемника ворот, изящную лепнину в стиле классицизм, старинную кованую решетку с ажурными воротами. На стенах усыпальницы хорошо читается самая романтичная и трогательная эпитафия Успенского из обнаруженных, посвященная некоему Жоржику, умершему в 1909 году: «Дни твоей жизни падали в вечность, как розовые лепестки чистые и благоуханные». 

Формально новые участки под захоронения здесь не выделяются с начала 70-х годов, однако на месте разрушенных старых могил есть захоронения последних десятилетий.