Рябова, Л. Семья как величайшая жизненная ценность : [Централизованная система государственных публичных библиотек (Могилев)] / Лариса Рябова // Бiблiятэчны свет. — 2014. — № 6. — С. 11—13.
Нельзя видеть в библиотекаре просто помощника ученого. Библиотекарь — сам ученый. Но только он работает не над одной темой, а над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим.
Д.С. Лихачев
Не секрет, что подавляющее большинство всех проблем связано с жизнью человека в семье, с отношениями между мужем и женой, между родителями и детьми, тещами, свекровями и т. д. Эта сфера отношений занимает огромную часть в жизни человека. И если в семье что-то не в порядке, то вся жизнь не в порядке. Поэтому формирование культуры семейных отношений является одним из актуальных направлений деятельности учреждения культуры «Централизованная система государственных публичных библиотек (ЦБС) г. Могилева». Сейчас очень большое место в жизни людей занимает работа, карьера. И уже не редки случаи, когда родители детей не видят сутками, потому что они зарабатывают деньги, и воспитание детей стало вмещаться в формулу «одеть – обуть — накормить». Возникают сомнения в правильности такого образа жизни. А может ли для человека быть что-нибудь важнее семьи?
В деятельности публичных библиотек Могилева традиционным стало говорить о семье в контексте разговора о смысле человеческой жизни, о том, что есть человек, в чем его призвание, в чем его подлинное достоинство, что возвышает человека и что, наоборот, унижает. И тогда становится понятна роль семьи в жизни человека.
Семейная жизнь является наилучшим экзаменатором, потому что, чем человек дальше от нас, тем легче проявлять к нему любовь. Нетрудно делать какое-то усилие и делать дела любви, говорить добрые слова, быть доброжелательным к тем людям, с которыми мы встречаемся время от времени. Чем они становятся ближе, тем уже сложнее. Перед нами высвечиваются все недостатки людей особо близких к нам. И нам гораздо труднее терпеть и прощать их. Поэтому именно в семье человек и любовь подвергаются самым большим испытаниям. Важнейшим требованием личности к себе должно быть стремление к совершенству, а семья — великолепная школа для самосовершенствования. Психологи пишут, что человек почти никогда, за крайне редким исключением, не бывает тем, что он есть на самом деле. Он все время играет какую-то роль: одну с друзьями, другую на работе и т. д. А какова личность на самом деле часто не знают не только окружающие, но и сам человек не отдает себе отчета в полной мере. А жена и дети знают. Потому что семья включает в себя такой комплекс обстоятельств, при которых долго играть невозможно, личность проявляет, в конце концов, подлинное лицо. И для человека, искренне стремящегося к совершенству, тот опыт, что он получает в семье, просто бесценен.
Эти и многие другие вопросы обсуждались в процессе работы круглого стола «Семейные традиции — основа духовно-нравственного воспитания личности». Организаторами круглого стола были учреждения культуры «Центральная городская библиотека им. К. Маркса», «Могилевский городской Центр культуры и досуга», учреждение образования «Могилевский государственный институт развития образования». Наверное, символично, что круглый стол прошел в рамках XX Международного фестиваля «Магутны Божа». Участникам круглого стола — представителям публичных и школьных библиотек Могилева, Могилевской и Мстиславской епархий, работникам образования и культуры презентовались интерактивные формы работы: семейный клуб по формированию культуры семейных отношений, практикумы, тренинги, мастер-классы и т. д.
Особый интерес у участников вызвало выступление декана факультета славянской филологии учреждения образования «Могилевский государственный университет им. А. Кулешова», кандидата наук С.Э. Сомова «Гуманистический потенциал христианских ценностей, его роль в формировании культуры семейных отношений». Сергей Эдуардович отметил, что в спешке, в повседневной суете, мы утрачиваем традиции семейной жизни, теряем самую главную из них — умение жить семьей. Сейчас часто есть только видимость семьи, так как ее члены живут сами по себе, своей жизнью. Но семья — это целостный организм, с едиными ценностями, скрепленный одними духовными связями. И если начинается разлад в семье, то, как следствие, проблемы появляются у каждого члена семьи. Поэтому очень важно семейную целостность поддерживать: сохранять, соблюдать ее традиции, правила, обычаи. В первую очередь это касается традиций почитания старшего, главы семьи, мужчины. А также вместе проводить время, обедать, отмечать праздники, хранить семейные реликвии. Ведь все это было в наших семьях: семья укрепляла и растила поколения нашего народа! Ею было принято гордиться, на нее надеяться. Семья всегда защищала, укрепляла, напитывала детей любовью, чувством безопасности, формировала мировоззрение, насыщала духовностью.
Уклад семьи — традиции, правила, обычаи, это все то, что скрепляет семью, позволяет ей быть не суммой отдельных «Я», а единым, целостным организмом. Другими словами, семейный уклад. Это определенная жизненная стабильность, заданный ритм, которые являются основой спокойствия и уверенности семьи и ее членов.
Как отметила заведующая учебно-методическим кабинетом Могилевской и Мстиславской епархий Т.К. Борисенко, семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений современного мира. Идеальный дом — гибкое образование, где сохраняется благодатный, разумный баланс замкнутости от мира и открытости миру и лю¬дям. Дом должен быть миролюбивым, спокойным и благочестивым… Дом — это место, куда хочется идти, где тебя любят, где тебя встречают с радостью. С воспитательной точки зрения, особо важным понятием является не просто дом, а отчий дом. Именно в нем растут дети, и от того, есть он или нет, многое зависит в жизни каждого поколения. Отчий дом, его духовная и материальная атмосфера складываются десятилетиями и даже веками. Он является зримым показателем духовно-нравственного и материального умножения родового богатства. Духовная жизнь семьи или отсутствие этой стороны жизни определяется отношением к отчему дому. Потеря отчего дома всегда приводит к потере некой материально-духовной совокупности. Вместо дома семья обретает пространство, где можно ночевать, питаться, существовать. Рождаются бездомные в духовном смысле семьи. И хорошо, если есть хотя бы осознание этой бездомности, порождающее желание создать свой дом таким, чтобы он с годами стал для детей действительно отчим домом.
Протоиерей, священнослужитель Могилевского кафедрального собора Трех Святителей, руководитель отдела образования и катехизации А. Купцов напомнил, что основой семьи всегда была соборность — общность духовная. Всем миром люди молились, всем миром отражали вражеские нападения, всем миром помогали друг другу в горестях и радостях.
Семьи ранее были большие, многодетные, отметил батюшка. Каждый ребенок был частью семьи, а не «центром мироздания», как сейчас, когда зачастую все сосредоточены на интересах единственного ребенка, который становится «кумиром семьи» или «маленьким тираном». С детства детям прививались понятия чести, достоинства, нравственности, целомудрия. Ребенок с малых лет привыкал ограничивать себя, соизмерять свои потребности с возможностями семьи, и такое понятие как эгоизм было редкостью.
Сегодня как никогда важно возрождать семейные традиции, так как весь институт семьи находится под угрозой распада. В первую очередь эта задача лежит на родителях: сумеют они создать духовную атмосфе¬ру в доме, сумеют возродить утраченные корни, вспомнить своих предков, покаяться в ошибках, обратиться за помощью к Всевышнему — велик шанс спасения такого рода. Если нет — тогда вместо истинных традиций возникнут деструктивные семейные проявления, которые в каждой семье будут приобретать свои индивидуальные очертания.
«Возрождение семьи, возрождение духовных семейных традиций — единственный выход из семейного кризиса. Другого пути нет!» — такими словами начала свое выступление заведующая библиотекой-филиалом № 4 им. М.Ю. Лермонтова Т.В. Михейко. Коллектив библиотеки считает, что важным фактором, влияющим на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением детей, является ее содружество с семьей читателя. Ведь привычка к чтению зарождается именно в семье. Хорошая книга в руках родителей и их чада — добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство. Важно не расширять эту связь семьи и книги, а укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.
Во многих случаях родители являются авторитетом для детей в выборе книг, в оценке прочитанного. Но родители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит к тому, что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально психологических особенностей современного ребенка. В результате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей. Основой работы библиотеки с родителями юных читателей является изучение роли семьи в чтении детей. Для этого библиотекари приглашают родителей посетить библиотеку, беседуют с ними о детском чтении, его особенностях, посещают родительские собрания в школах микрорайона. Библиотечные специалисты знакомят родителей с детской литературой, основами педагогики детского чтения, деятельностью и возможностями библиотеки. Работа с родителями осуществляется дифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда ребенок или подросток пользуется библиотекой.
Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание. Начинать эту работу надо с первых дней совместной жизни. Как это сделать молодые супруги могут узнать, посещая информационный центр молодой семьи, который действует на базе детской библиотеки-филиала им. А.С. Пушкина. «Главная особенность центра, — отметила заведующая библиотекой Шведчикова Т.В. — диалог «семья-специалист». Участники клуба встречаются с медицинскими работниками, психологами. Особо востребован информационно-консультативный сервис «Супер-мама». Здесь будущие и молодые мамы могут получить ответ на волнующие их вопросы. Для них организовано обслуживание на дому, их вниманию предоставлено более 100 журналов и книг по разнообразным аспектам семейной жизни.
В Школе семейных отношений, действующей при центре, проводятся тренинги «Проблемы распределения обязанностей в семье», «Подготовка к рождению ребенка». А на праздники, которые проводятся в рамках «Ассоциации тещ», приходят всей семьей!
Актуальным для участников круглого стола было выступление заведующего учебно-консультационным пунктом учреждения образования «Могилевский государственный библиотечный колледж им. А.С. Пушкина» И.И. Лихарева «Информационное сопровождение библиотечной, воспитательной работы по семейному воспитанию подрастающего поколения».
Многодетная мама, могилевская самодеятельная поэтесса Т.Н. Шевцова поделилась с участниками круглого стола секретами воспитания детей. Семья, по мнению Татьяны Николаевны, первая и естественная школа свободы. В ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти путь к внутренней свободе, принимать из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиняться им. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового человека.
По предложению Г.И. Кравченко участники круглого стола решили обратиться с предложением к отделу образования Могилевского райисполкома о проведении семинара-практикума по данной проблеме на базе государственного учреждения образования «Кадинская средняя школа» Могилевского района. Учитель белорусского языка и литературы Т.В. Господарева поделилась опытом работы школы по внедрению модели читательской культуры как средства формирования ценностного отношения к семье, к семейным традициям. Новизна данного инновационного проекта заключается в формировании нового подхода к проблемам личности школьника и его читательской и информационной культуры при помощи книги и чтения, социализации детей в условиях сельской местности с привлечением образовательного и воспитательного ресурса школы и школьной библиотеки, которая является социокультурным центром села.
Все участники круглого стола высказали единодушное мнение, что семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения — не умножать, а поднимать на новый уровень. Переход наших детей на новый уровень духовной жизни сравнительно с нашей — основная цель воспитания в семье. Пусть дети опережают нас не только в физической, интеллектуальной и других сферах, но главное — чтобы они совершили прорыв в духовной сфере своей жизни. А потенциал учреждений образования, публичных библиотек Могилева позволяет оказывать действенную помощь в духовном становлении личности, в формировании культуры семейных отношений, что особенно важно сейчас, когда наш город избран культурной столицей стран Содружества Независимых Государств и Республики Беларусь.