Баранова, С. Мельница как символ технического прогресса / Светлана Баранова // Магілёускія ведамасці. — 2016. — 27 июля. — С. 20.
С незапамятных времен хлеб является средством существования и одной из насущных потребностей человека. Всем нам знакомо выражение «Хлеб всему голова». Основной ингредиент для приготовления хлеба — мука, получаемая в результате размола зерна. Люди умели молоть зерно с давних времен. Без применения машин это был трудоемкий процесс.
Изначально люди мололи зерно в ступе или растирали между камнями. Потом появились ручные, ротационные и приводимые в движение животными мельницы.
Технический прогресс содействовал появлению водяных и ветряных мельниц, в которых источники. природной энергии — поток воды или ветра — использовались для приведения в движение жернова.
На территории Могилевской губернии большинство мельниц приводилось в движение силою воды: вода — самый выгодный и надежный источник энергии для работы мельниц, а быстротечные реки Днепровского бассейна обильно орошали территорию губернии. Ветряные мельницы появлялись в основном в тех местах, где было недостаточно рек.
В конце 19-го века в губернии насчитывалось свыше полутора тысяч мукомольных мельниц, разбросанных по всей территории. Больше всего их было в Рогачевском и Гомельском уездах — 376 и 330 соответственно, меньше всего — в Горецком (57). В Могилевском уезде насчитывалось 72 мельницы.
Профессия мельника была уважаемой и обычно передавалась от отца к сыну, так как часто сам мельник владел мельницей.
Мельницы составляли важную часть сельского пейзажа и жизни, поэтому были местами встреч и общения жителей окрестных селений. Они считались настолько обыденными, что их не всегда помечали землемеры, топографы и переписчики населенных мест уездов и волостей.
В областном госархиве хранятся сведения о мельницах, начиная с 1918 года. После окончания войны в губернии началось восстановление народного хозяйства. Могилевский губернский Совет народного хозяйства (ОСНХ) взял на учет и национализировал все промышленные предприятия. Мельницы относились к мельнично-крупяному подотделу отдела разных производств химической промышленности. Кроме того, мельницу сельского местного значений, «работающие естественной силой», относились к земельным отделам губернского и уездных земельных Советов. Остальные — механические и естественные, имеющие промышленный характер, а также находящиеся в городе, перешли в ведение ОСНХ.
В документах содержатся условия и договоры о сдаче мельниц в аренду, обращения граждан о продолжении работы мельниц в виде прошений и протоколов собраний, ходатайства бывших владельцев о возврате им национализированных мельниц, анкеты о владельцах мельниц…
В анкетных сведениях о владельцах мельничных предприятий (24 июля 1919 года) имеется анкета на мельницу «графини Толстой» в д. Грудиновка Быховского уезда тогда Гомельской губернии. Это не однофамилица, а дальняя родственница графа Льва Николаевича Толстого. Их родословная ведется от сыновей Петра Андреевича Толстого, бывшего стольника Петра Великого. От Ивана Петровича линия ведет к известному писателю. От Петра Петровича — к последнему владельцу поместья по мужской линии Дмитрию Павловичу, а после его смерти — супруге Александре Григорьевне.
В переписке отдела разных производств химической промышленности за июль 1919-го есть сведения о некоторых мельницах в Могилеве.
Паровая мельница по адресу ул. Паленка, 27 (теперь ул. Заводская) до революции принадлежала братьям Певзнер. Ее суточная производительность — около 1000 пудов зерна обмола в сутки при мощности двигателя 55 лошадиных сил. В то время мельница называлась заводом №1, и на ней трудилось 9 человек.
Паровая мельница №2 бывших владельцев Жислинга и Зильбермана находилась в районе Лупо-лово на ул. Чаусской, 12. На мельнице с максимальной суточной производительностью 900 пудов при мощности двигателя 120 л.с. работало 3 человека.
Паровая мельница №3 находилась за вокзалом на бывшей даче Папенгута. Павел Петрович Папенгут был русским офицером, дослужившимся до звания полковника, соратником атамана А. Дутова, белоэмигрантом, командующим объединенными вооруженными силами провинции Синьцзян в Китае во время Синьцзянского восстания мусульман в 1933 году. Пока бывший владелец, непримиримый противник советской власти, занимался военной деятельностью, национализированная мельница работала с максимальной производительностью 900 пудов в сутки при мощности двигателя 10 л.с. Здание этой мельницы, из красного кирпича, сохранилось до сегодняшнего дня и расположено на ул. Паровозной.
В 1934-41 годы в Могилевской области функционировало Мо-гилевское районное мельничное управление Белорусского республиканского треста мукомольно-крупяной промышленности. Из сведений о выполнении плана помольного сбора мельницами Могилевского района за период с 1 июля 1933 года по 1 февраля 1934 года узнаем, что паровые мельницы работали в деревнях Дашковка и Затишье; водяные — в деревнях Высокое, Добросневи-чи, Гуслище, Любуж, Солтановка, Дашковка; ветряные — в Холмах, Селище, Горяны.
Из справки о действующих и намечаемых к строительству мельницах по Могилевской области в 1954-56 годы видно, что по состоянию на 1 января 1954 года в области имелось 216 действующих мельниц: 86 — механических, 36 — водяных, 94 — ветряных.
По сведениям на 1 июля 1960-го по Могилевскому району числились только одна водяная мельница в д. Гуслище с производительностью 4 т помола в сутки, работавшая на турбине мощностью 22 л.с., и одна механическая — в д. Хрипелево с производительностью 2 т помола в сутки, работавшая на нефтедвигателе. Остальные мельницы были электрические.
Как видим, количество мельниц с десятилетиями сократилось, ремесло мельника утратило свое значение. На смену механизмам, которые приводились в движение при помощи воды, пришли электромоторы, на смену жерновам — стальные ролики.
Сегодня большую часть муки получают на полностью механизированных и автоматизированных вальцовых станках, часто с компьютерным управлением. В процессе помолов, которые следуют один за другим, зерно постепенно измельчается в муку между парами стальных вальцов с рифленой поверхностью, вращающихся с различной скоростью. Эта система позволяет при небольших затратах производить различные сорта муки.
Современными преемниками ветряных мельниц стали ветро-турбины, в которых энергия ветра преобразуется в электрическую. В Могилевской области они тоже есть. Проезжая по Могилевской объездной дороге около д. По-лыковичи, можно увидеть захватывающую картину: высокие мощные столбы с вращающимися лопастями в поле — ветровые установки мощностью от 250 до 600 кВт, передающие ветровую энергию в общую энергосеть. Современные агрегаты сконструированы таким образом, что они сами поворачиваются в нужном направлении и ловят ветер.
Как видим, простое применение мельниц для размола зерна переросло в современное промышленное производство. Кроме того, мельницы дали начало осушению земель, появлению железо- и бумагоделательных мельниц, сукноткацким станкам на текстильных фабриках, пилам для распиловки лесоматериалов, а также производству ореховой пасты, рафинированной сахарной пудры, специй, масла из семян и так далее. По праву мельницы можно назвать символом технического прогресса.
Кроме того, эти живописные сооружения стали источником вдохновения для художников и писателей, а некоторые — местами отдыха и развлечений. Например, в д. Буйничи можно посетить открытый в 2006 году комплекс «Белорусская этнографическая деревня XIX века». Один из его объектов — ветряная мельница.
Уцелевшие старые мельницы по-прежнему навевают романтику и привлекают к себе тех, кто любит тихие, живописные места и интересуется историей и культурой.