Будут охранять город

   Кисляк, О. Будут охранять город : с помощью братьев Запашных в Могилеве поселятся бронзовые львы / Ольга Кисляк // СБ. Беларусь сегодня. — 2016. —  25 августа. — С. VI. —  Союз/Беларусь—Россия.

3p_skulptor_150_d_850
В Могилеве «поселятся»… пять львов. Один уже установлен на въезде в город, его сработал местный скульптор Владимир Кононов.

Добродушную морду хищника он вырезал из гранитной глыбы, найденной на дне Днепра у деревни Дашковка Могилевского района. Голову прикрепили к огромному валуну, служащему постаментом и по очертаниям напоминающему тело сидящего льва. Вечером скульптура и въездной знак подсвечиваются.

Над изваяниями четырех других зверей работает могилевский скульптор Андрей Воробьев. Кстати, помогают ему в этом знаменитые российские дрессировщики братья Запашные. К ним Андрей специально ездил в Москву, в цирк:

— Когда утвердили проект со львами, я сразу подумал: хорошо бы поработать с Запашными. И буквально через несколько дней случайно встретил человека, который подсказал, что помощница дрессировщиков уроженка Минска. Она и дала мне координаты Эдгара и Аскольда. Они сразу согласились со мной встретиться. Потому что уверены: прежде чем лепить львов, надо тщательно изучить натуру этих гордых зверей, их повадки…

В Большом Московском цирке скульптор из Могилева многое узнал о грациозных хищниках. И после, когда Запашные с гастролями приезжали в Гомель, опять встречался с артистами. По фотографиям и видео, снятым знаменитыми дрессировщиками, уже в Могилеве Воробьев сделал эскизы, затем рабочие миниатюрные модели. Эдгар, посетивший его мастерскую, кое-что подкорректировал. И попросил скульптора обязательно проконсультироваться с ним, когда будет работать уже над большими моделями.

В итоге огромные скульптуры не раз корректировались. Воробьев рассказывает:

— По скайпу показываю сидящего льва, отправляю фото с разных ракурсов. Вроде дрессировщикам все нравится. Но уже к концу дня Эдгар мне пишет: понял, что не так, — задние лапы. Львы так не сидят!

Пришлось разбирать металлический каркас, который варили дня три, и переделывать лапы. Не понравились Запашным и некоторые морды: «У львов глаза не такие, они более раскосые».

На замечания могилевский скульптор не обижается. Напротив, очень рад, что работает с такими замечательными «критиками»:

— Работа сложная, кропотливая, потому мне на помощь пришли несколько белорусских скульпторов. Только из глины месяц львов лепили — специальной пулковской, привезенной из-под Питера. Один «лева» получился около двух тонн весом. После «оденем» их в гипс. Когда высохнет, глину и каркас уберем, а пустоты зальем воском. И уж только затем отольем зверей из бронзы. И то по частям, надо будет приваривать лапы, хвост, туловище, голову…

В Могилев больших кошек — каждая размером вдвое больше настоящего льва — из Минска привезут на спецтехнике. Скульптуры установят на мосту через Днепр, соединяющем историческую часть города с Заднепровьем. Автор не сомневается, что львы станут одной из достопримечательностей города и туристы будут фотографироваться на их фоне. Хоть название «Могилев» никакого отношения ко львам не имеет, в народе до сих пор бытует мнение, что именно от словосочетания «могила льва» оно и появилось. Теперь эту легенду будет беречь целое львиное семейство.