Ну вот и началось!

   Халамов, М. Ну вот и началось! [беседа с учителем биологии Могилевского государственного областного лицея №3 Н. Колчиной] / Наталья Колчина ; беседовала Ирина Торпачева // Могилевская правда. — 2016. — 1 сентября. — С. 1, 4.

У нас в гостях Наталья Колчина — преподаватель биологии и просто замечательный человек

— Наталья Сергеевна, с началом учебного года! Знаю, что на днях вас отметили среди лучших учителей за успехи в олимпиадном движении. Поздравляю! Много олимпиадников подготовили за время работы в знаменитом третьем лицее Могилева?

— Спасибо огромное за поздравление! А цифра скромная — 21 человек.

— Ничего себе скромная! Тем более по такому трудному предмету — биологии! Хотя все мамы и папы мечтают о том, чтобы их дети были одаренными…

— А вы знаете, я уверена, что все дети одаренные. Одно чудо рождения чего стоит! И в каждом человеке есть свой талант. Хотя для нас, учителей, в чем прежде всего признак одаренности? Например, ребенок великолепно решает задачи — щелкает, как орешки. Мало того, он еще и усидчивый, настроен на обучение. Но такие дети —чрезвычайная редкость. У них все на грани. С одной стороны, рациональные большие способности. С другой — эмоциональные проблемы, трудности с социализацией. И суть педагога — дать ребенку возможность развиваться. Учитель — это ведь своеобразный дизайнер. Ему нужно создать среду, в которой способности ученика выйдут на новый уровень. Ему необходимо постоянно черпать новый опыт и всегда быть в тонусе.

Я не большая советская энциклопедия

— Не теряетесь, когда ваши одаренные ученики задают каверзные вопросы? Не боитесь таких щекотливых моментов?

— Нет. Если я не знаю ответа, честно говорю об этом. И предлагаю поинтересоваться вместе: вы мне предоставите свою информацию по этому вопросу. Я — свою.

— То есть, в этом нет ничего постыдного для учителя?

— В чем? Что я не Большая Советская Энциклопедия? Нет ничего постыдного в том, что ты не знаешь сейчас. Стыдно не интересоваться. Стыдно говорить ребенку, что «это не по программе».

— Каждая мама, каждый папа мечтают, чтобы их ребенок был самым-самым. Самым умным, самым талантливым, и — отличник по всем предметам. Может, стоит объяснять родителям, что это не самое важное, к чему нужно стремиться?

— Я в общем-то и стараюсь на родительских собраниях эту установку менять. Случается, когда обсуждаем планы факультативов, некоторые родители с обидой спрашивают: а что же делать нашим, таким обыкновенным, детям? Главный совет: изменить точку зрения на собственного ребенка. Если вы считаете своего сына или дочку посредственностью, то чего же тогда ожидать от них самих? И второй момент: школьные оценки — отнюдь не показатель качества личности. Если требовать от ребенка отличных отметок по всем предметам, он научится изворачиваться, списывать, подстраиваться под учителя. И при этом может иметь нулевые знания по предметам. Не важнее ли выбирать те курсы и делать ставку на тот багаж знаний, которые необходимы для реализации этого человека в будущем? А у нас ведь всеобщая гонка на поступление!

Дорогие родители, дайте ребенку возможность проявить свои склонности и способности! Не нужно их принуждать быть непременно отличниками.

Или диктовать: вот мы с папой решили, что ты станешь врачом, ура! Поверьте, это будет несчастный врач, который не принесет пользы ни себе, ни людям.

Думаю, что уже в этом направлении потихоньку меняется и сама школьная система, потому что изучение стандартных программ по всем предметам — уже устаревшая в современном мире, средневековая, модель.

Гений — это труд

— Но в вашем прославленном лицее много одаренных детей?

— У меня за всю практику было две девочки, к которым я могла бы стопроцентно применить это определение. У одной из них была железная целеустремленность. И — бешеная работоспособность. Может, в самом начале она не проявляла свои способности, как некоторые другие дети, но постоянная работа над собой позволила ей показать блестящие результаты и взять бронзовую медаль на международной олимпиаде. Сейчас она выиграла грант и собирается на учебу в Эдинбург.. А у второй девочки были потрясающие математические способности, и все это с восторгом отмечали. Но вот жесткой направленности на конкретную цель, увы, не сформировалось. И ее таланта не хватило на завоевание нужной вершины. Хотя была «звезда»!

Гений — это труд, понимаете? И я всегда говорила, что нужно создавать благоприятную среду для развития детей. Хочется — пробуй! Я стараюсь вырабатывать в них уверенность в собственных силах. Стараюсь показать, что нужно планировать свой успех. Мечтаете — идите к своей цели! Несмотря ни на что!

— Наталья Сергеевна, подскажите родителям, как мотивировать своих детей? Ведь способных ребят много, а успеха добиваются единицы.

— Дайте им возможность мечтать! Пусть попробуют увидеть себя через 20 лет. И исходя из этой хрустальной мечты двигаются дальше по сегодняшнему времени. Какой университет они должны закончить? По какой специальности? А какой там проходной балл? А какие у вашего ребенка оценки по ключевым предметам? И отсюда делать вывод, чего не хватает для осуществления желаемого.

— А что за конфликт у вас возник с родителями, когда вы попросили учеников написать, чем бы они занялись, если бы до конца жизни оставалось всего пол года?

— Я не называла бы это конфликтом. Мне хотелось, чтобы дети поняли, что для них самое главное в жизни… Последние полгода жизни тратят как раз на то, что важнее всего на свете. Большинство родителей оценили все правильно. Но несколько человек возмутились: мол, я толкаю детей к суициду. А я наталкиваю их на мысль о жизни. На то, как следует радоваться жизни. На осознание того, как много можно сделать для себя и своих близких.

Они не заучки!

— Олимпиадники — особая категория детей. Когда другие наслаждаются свободным временем, эти «горбатятся» за письменным столом…

— У вас не совсем верное мнение об этих ребятах. Олимпиадники — это интеллектуальный потенциал страны. И подготовка к олимпиаде сродни тренировкам. Я родителям
всегда напоминаю, что в этот период детям нужно правильное питание — и белок, и фосфор, и витамины… Плюс — режим физических упражнений. Девочка, о которой я вам рассказывала раньше, наша «звездочка», показывала мне свои бицепсы — я была впечатлена. А все потому, что ребенок 40 минут учил, а потом — перерыв на отжимания.

Не стоит думать, что все олимпиадники — заучки. У тех, кто готовится грамотно, обязательно есть время и на развлечения, и на удовольствия. Потому что это освобождает мозг и позволяет по-новому взглянуть на ситуацию. И еще эти ребята обязательно должны быть социализированы.Главная задача этого периода — общение. Мы собирались на занятия обычно по субботам, а в перерывах пили чай и разговаривали. Даже свои традиции устанавливаются. После окончания этапа подготовки к олимпиаде я обязательно покупаю торт. Мы празднуем не получение дипломов, а этап — вот какой огромный мы проделали путь, и это уже большой успех!

— Трудно расставаться с выпускниками?

— Каждый раз отрываешь их от себя! И привыкнуть к расставаниям невозможно. Но что делать, нужно отпускать…

Дети стали реже шутить

— Вы в курсе, что в этом году набирают группы развития, в которых деток начинают обучать тому же английскому языку с восьми месяцев? Вот эти точно будут вундеркинды!

— Не знаю, не знаю… Это не есть хорошо. Новейшие исследования доказывают, что дети лучше всего развиваются во время игры в разновозрастных группах. А теперь даже во дворе ребятня не играет, как мы раньше: восьмиклассники, первоклассники, третьеклассники — все вместе. А раннее усаживание за парты просто вредит здоровью и развитию малышей. Вы знаете, что нынешние дети даже шутят намного реже? Хотя чувство юмора необходимо: оно отражает возможность творческого мышления.

— Зато у наших детей появился верный друг — планшет!

— Да, я часто вижу, как мама крошечного ребенка занимается своими делами, вручив малышу свой смартфон— смотри, сын, мультик, и не мешай маме! Хотя ничто не заменит человеческого общения. Тем более материнского!

— И что, уже чувствуются проблемы?

— Само собой. Раннее пользование планшетами приводит к рассеянному вниманию. К клиповому мышлению. Объем памяти уменьшается. Помню, мы в начальной школе постоянно что-то учили наизусть — таблицу умножения, стишки… Сейчас и этого нет. А что-то нужно делать, чтобы наращивать объемы памяти!

— Самый простой вопрос: первая мысль, которая приходит вам в голову первого сентября.

— Ну вот и началось! (Смеется.) И я этому началу очень рада!