Февральская соната. Presto

Трус, И. Февральская соната. Presto : [беседа с актером Могилевского областного драматического театра И. Трусом] / Иван Трус ; беседовала Ирина Берестова // Днепровская неделя. — 2016. — 24 февраля. — С. 4.

Могилевский драмтеатр наконец-то проснулся после долгого периода застоя, потерь и метаний и разбудил зрителя «Крейцеровой сонатой» в постановке Саулюса Варнаса. О спектакле заговорили в автобусах и на дамских посиделках. Давненько этого не было, честно говоря.

У нас в гостях Иван Трус — исполнитель главной роли, которому от души аплодируют, сбивая залитые слезами ладошки, впечатленные зрительницы. И не за красивые глазки — актер работает на сцене до седьмого пота.

О Саулюсе Варнасе, придуманном мире и весе

—  Иван, вот любопытно: сколько вы теряете в весе за один спектакль? За одну «Крейцерову сонату»?

—   Не знаю, честно говоря! Хотя была мысль взвеситься до и после. Надо будет заняться — самому интересно. Теряю, ко­нечно… но это тот вес, который, к сожалению, очень быстро восстанавливается.

—  Что вас так вдохновля­ет в этом спектакле? Откуда такой невероятный кайф, ко­торый заводит и зрителя? От того, что вы держите на себе весь спектакль? От материа­ла Льва Николаевича?

—   Все гораздо проще. Я ле­том уволился из Молодежного театра в Минске, в конце июня отыграл свой последний спек­такль…

—   Истосковались по сцене!

—  Да! Хочется быть там, в прекрасном придуманном мире. Это как сигареты: сначала ты тайком за школой пускаешь дым, а потом уже начинаешь курить по-настоящему, и чтобы бросить, нужно прилагать уси­лия. Театр — привычка, от кото­рой трудно избавиться.

Тем более, мне посчастли­вилось встретиться с Саулюсом Варнасом, я приехал в этот го­род только ради этого режиссе­ра. Считаю, что сегодня он один из лучших действующих режис­серов в стране. Работал со мно­гими его коллегами и знаю, о чем говорю.

—  Наверное, просто вод­ной точке планеты встрети­лись единомышленники…

     До нашей встречи мы смотрели в одну сторону, но из разных углов. А здесь я с удо­вольствием принял его правила игры. Мне нравится быть под этим режиссером. Мне нравит­ся вместе с ним придумывать какие-то вещи и вместе с ним воплощать их. Мне интересно.

О столице, провинции и теплой квартире

—   А в Минске что не со­шлось? У вас не было ролей?

—    Нет, мне повезло с самого начала. После окончания Акаде­мии искусств сразу же попал в спектакль театра имени Горько­го «Анджело и другие», получил одну из главных ролей — старо­го цыгана. И — покатило, как говорят… Я десятый сезон на сцене, и на моем счету только три массовки.

—     Тем более: менять Минск на Могилев!

    Многие задавали нам с женой этот вопрос: как, из сто­лицы в область?! С ума сошли? А мы не меняли город на город. Мы меняли театр на театр. И если бы этот театр был в Пинске или в городском поселке, мы бы поехали туда. Неважно, какой город. Важно, что есть люди, которые тебя понимают. И мы сейчас благодарны судьбе, бла­годарны Саулюсу, благодарны городу, что осели здесь.

—  А жилье? Такой наивный житейский вопрос.

    Это прекраснейший во­прос! И у меня на него есть пре­краснейший ответ. Театр сделал все возможное. Мы буквально месяц-полтора пожили в обще­житии, а потом нам предостави­ли арендное жилье — двухком­натную квартиру в Казимировке, в новом доме. Теплую, хорошие полы, хорошие окна…

Многие думают, что Минск — это ого что такое! Но в Моги­леве есть все то же, что есть и в Минске. Кроме разве что кино­студии «Беларусьфильм», кото­рая сейчас не функционирует. И эти 180 километров… Кроме разве что кино­студии «Беларусьфильм», кото­рая сейчас не функционирует. И эти 180 километров…

—  Кроме всего, в провин­циальном театре есть со­блазнительная возможность играть главные роли…

—   Я ни разу еще не называл этот театр провинциальным! На «Крейцерову сонату» приезжа­ла Татьяна Орлова — светило белорусской критики, — после спектакля высказывала свои замечания, впечатления… Так вот она заметила: Могилевский драмтеатр, несмотря на какие-то буераки и рытвины, никогда не был провинциальным.

А вообще я уверен, что прой­дет немножко времени, и о те­атре начнут снова говорить. Не только в Могилеве или в Белару­си. Приедут хорошие артисты. Я знаю многих талантливых ребят, которые сидят где-то в золотых или ржавых клетках и с тоской смотрят из них. Может, они най­дут себя как раз здесь, на одной из старейших сцен. Здесь исто­рия, традиции, прекрасный кол­лектив.

О Матиссе, Сергее Маковецком и «Агате Кристи»

—   А почему вдруг возникла «Крейцерова соната»? В труд­ные времена в той же Амери­ке снимали комедии. Даже у нас в войну!

   Что касается спектакля, буду говорить словами наше­го мастера. Он изучил много статистики по разводам, и она его потрясла: в одном районе, например, на десять свадеб десять расставаний. Мы показываем этот спектакль, чтобы люди узнавали свои собствен­ные родинки. И задумывались. Театр не должен только развле­кать.

—   Мы с коллегой поста­вили за премьеру свои оцен­ки: 65 на 35. 65 процентов — плюс, 35 — минус. В 35 вхо­дят какие-то излишне постановочные моменты, которые выдергивают зрителя из ауры переживаемого: например, простите, «завывания» глав­ного героя. Нам и так уже по­нятно, что человеку тошно — и от себя самого, и от окружаю­щего мира…

—    Саулюс предлагает театр, которого я, например, рань­ше не знал. Мне всегда очень нравился МХАТ — нужно про­сто смотреть и верить в то, что происходит на сцене. А Вар-нас предлагает театр-сон. Все люди видят сны. И только нам самим известно, что бывает в этих снах. Что с кем там при­ключается, с кем мы целуемся, ругаемся… Поэтому многое для зрителя может быть неожидан­ным в этой режиссерской кон­цепции. Почему Матисс писал кривые комоды? Таких же в ре­альности не бывает, неправда! Но человек растворяется в его живописи, в его таланте. Для создателей спектакля высшее принятие, когда зритель раство­ряется в том, что происходит на сцене.

— А вы знаете, что издале­ка, с какого-то ракурса напо­минаете на сцене Сергея Маковецкого? Наши знакомые театралки заметили это. Вам это льстит? Вы с Саулюсом используете это в работе? Или вас это раздражает? Мне кажется, что актера-личность это должно раздражать.

    Самое смешное, что я первый раз об этом слышу. По­этому у меня идет пока только процесс удивления, и все.

—  Но вы любите Маковецкого? Боготворите?

    Он мне очень нравится как актер, я учусь у него. Но я не только его люблю и смотрю. А Папанова еще, например. Па­нина. Много могу назвать фа­милий. Мы же берем базилик к этому блюду, а вот к тому нужно взять корицу…

—  А кого же тогда боготво­рите?

—  Даже не знаю. Глеба Са­мойлова из группы «Агата Кри­сти». Это из детства. Мальчиш­кой закрывал комнату, говорил папе, чтобы он ко мне не за­ходил, выключал свет, врубал магнитофон, становился у окна и пел вместе с Самойловым… Я и сейчас его слушаю.

О блинах, разделении труда и почве

—  Кстати, по поводу бази­лика. Вы так профессиональ­но вкусно это сказали! Хоро­шо готовите?

—   Ой, я очень это дело лю­блю. И хорошо готовлю в самом деле. У нас с женой в семье пре­красное разделение труда: я го­товлю, она — убирает.

—  А что вы готовите? Фир­менное? Так, чтобы: «А вот сейчас, ребята, я вас всех удивлю!»

—     Ну не знаю… Моя жена любит, когда я готовлю всякие блины с начинками. Единствен­ное/чего я не умею, так это печь толстые блины, для мачанки. У нас в семье эти искусством вла­деет только мама. А вот тонкие к мачанке не идут. Их мы едим с соленой сметаной, как на ро­дине мамы в Кореличах. Попро­буйте, очень вкусно.

—   Иван, а на каком этапе жизни и профессии вы себя ощущаете? Вы еще учитесь или   уже   чувствуете   себя вполне зрелым актером?

—    Безусловно, учусь. Я во­обще только начинаю жить! У меня этим летом появилась Катя, моя жена. Мы понимаем друг друга. У нас сложился тот замечательный альянс, когда один молчит, а второй понима­ет, о чем он молчит.

—  А она может вам, к при­меру, сказать: Ваня, а вот это и это мне в твоей игре не по­нравилось?!

—    Она всегда все говорит. И я ее слышу. Катя приходила на все репетиции и прогоны и как-то заметила у меня на шее вот этот амулет. Подошла потом и сказала: «Иван, это нехорошо, надо снять. А не снимешь, я по­дойду к режиссеру!» Я не снял, и она выполнила свое обещание — подошла к Саулюсу. Он мне сказал: « Следующий спектакль вы играете без этого амулета!»

—  А вечером вы с женой поссорились…

—    Да ну что вы! Это же рабо­та. И ее, и моя.

—  Очень хочется надеять­ся на то, что вы у нас не вре­менно…

—    Я тоже на это очень силь­но надеюсь. Хотел бы, чтобы мои корни проросли в эту зем­лю. Почва-то какая!