Криминалистика для журналистики

   Льдова, Е. Криминалистика для журналистики : [мастер-класс для журналистов провели следователи и криминалисты] / Екатерина Льдова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 21 сентября. — С. 7.

«Городской пляж. На берегу найден труп мужчины предположительно лет сорока…» Это не очередная криминальная сводка, а выдержка из протокола осмотра места происшествия, который в этот раз заполняли не криминалисты, а журналисты. В креативности Могилевскому следственному комитету не откажешь. Следователи и криминалисты назначили очередной брифинг… на месте преступления. Не настоящего, конечно же, но в обстановке, приближенной к реальной.

ШЕРЛОК ХОЛМС И МИСС МАРПЛ

На место преступления журналисты прибыли вместе со следственной группой. Судя по всему, убийство. Личность неустановленного возраста не подает признаков жизни. Восстановить картину случившегося предстоит следователям, экспертам-криминалистам, судебным медикам и корреспондентам республиканских и региональных СМИ.

Впервые в жизни оказаться на месте преступления, хоть, к счастью, и импровизированного, почувствовать себя в роли Шерлока Холмса и мисс Марпл в одном лице жутковато, но, вместе с тем, очень необычно и интересно. Хочется сразу найти орудие убийства и отправиться в погоню за преступником — горы прочитанных детективов делают тебя в собственных глазах практически экспертом криминалистики. Но на практике оказалось, что захватывающая романтика книжных и киношных расследований с погонями и перестрелками более прозаична Только на качественный осмотр такого места происшествия следователи тратят порядка шести часов… Журналисты, конечно, при содействии следователей УСК и экспертов Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области потратили меньше — чуть больше часа. Все-таки профессионализм следователей, прочитанные детективы и написанные криминальные заметки дали о себе знать!

Нам представилась возможность пройти все этапы осмотра — от обыска предполагаемого трупа, в роли которого выступил манекен Василий, до снятия отпечатков пальцев с найденных вещественных доказательств и поиска с металлодетектором орудия убийства. Каждый этап расследования — это цепочка сложных действий.

УЛИКИ — ДЕЛО ТОНКОЕ

Городской пляж. С одной стороны — центр города, с другой — Днепр с рыбаками и реконструируемый Пушкинский мост. Место сейчас очень популярное, поэтому, в первую очередь, его нужно огородить, чтобы прохожие не затоптали место преступления и все улики остались на своих местах.

Мелочей в сыскном деле не бывает, здесь каждая вещь важна. Вдруг именно она. и станет той самой главной зацепкой! Положение тела, грязь на одежде или чек в кармане — эксперты не пропускают ни одной детали. Так, например, обнаруженный на месте преступления окурок позволил сдвинуть с мертвой точки дело десятигодичной давности.

Обычно на такие вызовы выезжает целая группа специалистов из разных ведомств, в том числе следователь, криминалист, судебный медик и помощники из РОВД. «Осмотр места происшествия прерогатива следователя, — отметил заместитель начальника отдела общих экспертиз управления государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области Евгений Северцев. — Следователь не специалист в медицине, поэтому мы ему надиктовываем то, что видим, что касается биологического материала от трупа — для установления давности и причины смерти.

Оказывается, по температуре воздуха на улице, температуре тела убитого, пятнам и ранам на нем можно с точностью до нескольких часов установить, когда наступила смерть.

ВСЕ ОСТАВЛЯЮТ СЛЕДЫ

И вот лента по периметру натянута, тело осмотрено. Пора начать поиски следов прёступника и орудия преступления. «Важно скрупулезно, детально не только осмотреть труп, как сегодня по легенде — убитого могипевча- нина, но и место происшествия, — подчеркнула следователь криминалистического отдела предварительного расследования управления Следственного комитета по Могилевской области майор юстиции Елена Самулева. — Осмотр места происшествия — одно из важнейших следственных действий, которое самым непосредственным образом отражается в дальнейшем на успехе дела. И начинать его нужно не с места, где лежит тело, а с центра огороженной площадки», — предупредила она, видя, как дилетанты наперегонки бросились к «трупу».

А вот и улики. Пустые бутылки из-под спиртного, пара пластиковых стаканчиков, окурки разных сигарет… Первая версия обывателя: банальная «бытовуха» — убитый распивал с кем-то горячительные напитки, в пьяном угаре что-то не поделили, у собутыльника был нож… Картина ясна и довольно предсказуема. Старший следователь криминалистического отдела УСК Андрей Бедулин рассматривает эту версию в числе вероятных. «Судя по посуде, здесь отдыхали несколько человек. Но ведь пока не ясно, был ли среди них погибший. Вдруг оставили предыдущие отдыхающие, а его лишили жизни в другом месте, сюда перевезя уже мертвым? Может, были иные обстоятельства…», — набрасывает он версии.

Следов волочения на земле нет, крови — тоже. Но вот очередная улика. В густой траве проплешина, а на ней четкий след от туфли. Шансов не так много, но вдруг он принадлежит убийце? Эксперты-криминалисты Сергей Харитонов и Евгений Карась поясняют: чтобы этот след снять с земли и увезти на экспертизу, надо сделать гипсовый слепок. Журналистам доверяют замешать гипс, залить по контуру отпечаток чужой подошвы. Однако перед этим участок надо опрыскать лаком для волос, чтобы «склеить» землю или песок. Но и это еще не все. На первый слой гипса сверху надо уложить любые подручные средства, в нашем случае — папочки — для прочности конструкции. И еще раз загипсовать. Через некоторое время, в зависимости от погодных условий, отпечаток будет таким прочным, что его можно поднять с земли. На нем отпечатаются все детали обуви. К слову, такие слепки берут и со снега. Кстати, потом застывшие слепки были разобраны журналистами в качестве сувениров.

По следу, как и по отпечаткам рук, которые я лично сняла с бутылок, правоохранители смогут отыскать преступника.

НАУКА ХИТРЕЕ ПРЕСТУПНИКА

Рана на трупе была колото-резанная. Орудие преступления может находиться где-то рядом. По словам Елены Самулевой, с помощью металлоискателей обследуется территория, на месте работает криминалист.

В нашем случае предполагаемое орудие убийства при помощи спецтехники обнаружил один из журналистов. В ходе настоящего расследования специалисты могут обработать нож дактилоскопическим порошком на предмет обнаружения следов пальцев рук, что не мешает впоследствии работать с этим ножом для проведения генетической экспертизы.

Журналисты смогли также оценить оснащенность криминалистической лаборатории УСК всем необходимым для изъятия вещдоков и проведения экспертиз, а кое-что и применить на практике.

Начальник УСК по Могилевской области Андрей Лис подчеркнул, что следователи сегодня оснащены всем необходимым современным оборудованием и материалами для проведения качественных следственных действий. «Мы отслеживаем все появляющиеся на рынке технические новинки и стараемся вовремя пополнять имеющийся арсенал. Это помогает качественно проводить осмотр места происшествия и в большей степени определяет дальнейший успех в раскрытии того или иного дела. К примеру, в ближайшее время мы намерены закупить для УСК газовые анализаторы. Это связано с участившимися в последнее время случаями отравления людей различными газами», — отметил он.

По итогам мастер-класса Андрей Лис вручил всем участникам сертификаты о том, что они приняли участие в осмотре места происшествия. Он выразил уверенность, что это поможет журналистам в дальнейшей работе по написанию и подготовке материалов на криминальную тематику. А журналисты на практике убедились: реальная работа следователей, криминалистов и экспертов все-таки отличается от «сериальной» подачи.