Могилев — почти столица

   Швырев, А. Могилев — почти столица : [план по переносу столицы Минска в Могилев] / Алексей Швырев // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 14 сентября. — С. 20. 

Вторая половина 30-х годов XX века на европейском континенте была наполнена ожиданием грядущей войны. Германия с приходом к власти Адольфа Гитлера взяла курс на милитаризацию и пересмотр итогов Первой мировой. Советское правительство также разрабатывало планы на случай военного конфликта в Европе. Главный удар в этом случае должны были принять на себя западные регионы Советского Союза, в том числе БССР. Тогда и возник план по переносу столицы республики из Минска на восток, дальше от западной границы. Новым центром БССР должен был стать Могилев.

19 октября 1937 года принимается постановление ЦК КП(б)Б «О столице БССР»: «Считать целесообразным перенести столицу из Минска в город Могилев». Это решение было одобрено Сталиным. И началась практическая реализация проекта.

В марте 1938 года правительство БССР утверждает Генеральный план реконструкции Могилева — подробные шаги по превращению областного центра в столицу.

В марте 1938-го Могилевский стройтрест обращается с просьбой к горпищеторгу об организации в столовых питания рабочих, прибывающих для строительства: в апреле ожидалось прибытие до 2-х тысяч человек. Для перевозки рабочих из пригородных деревень в областной центр регулярно курсировали автобусы.

4 сентября 1938 года Комитет по делам строительства при СНК СССР направил в СНК БССР заключение о генеральной схеме планировки Могилева. На момент ее составления в городе проживало 85 тысяч. Проект предусматривал увеличение населения «в ближайшие 10-15 лет до 230 тыс. человек».

Городской центр должен был разместиться на Базарной площади, а главными магистралями стать проходящие по обе его стороны улицы Первомайская и Инженерная. В генеральный план входило и строительство двух мостов через Днепр — Центрального и Юго-Западного. Центральный должен был заменить старый деревянный мост, разместившись выше него по течению. Проект Юго-Западного был подготовлен к концу 1939 года. Было разработано 4 варианта, отличающихся как архитектурными особенностями, так и используемыми материалами. Все проекты предусматривали полосы для автотранспорта и трамвайные пути. Новый путепровод должен был войти в так называемое «Большое полукольцо» — транспортную развязку, строившуюся для соединения жилых и промышленных районов города с дорогами государственного значения: Минск-Могилев, Бобруйск-Могилев, Ленинград-Киев. Начало «Большого полукольца» планировалось в восточной части города (Машековка). Далее, пересекая Дебрянский овраг, центральную площадь и Дубровенку, дорога должна была выходить к Минскому шоссе. Оттуда новая магистраль делала поворот на юго-запад, пересекая Струшненский овраг и Бобруйское шоссе, — к Днепру. Далее через мост по Луполовскому району до Киевского шоссе. Строительство «Большого полукольца» предусматривалось генпланом в первую очередь.

Этот проект был реализован уже в послевоенное время при строительстве путепровода «проспект Мира — улица Космонавтов».

Промышленное развитие города намечалось за счет роста химической, пищевой и местной промышленности. Наиболее крупными предприятиями на тот момент были фабрика вискозы «Могволокно», труболитейный, костеобрабатывающий, авторемонтный заводы, машиностроительный завод им. Димитрова. Было выделено три основных промышленных района города: юго-западный (для химических предприятий — завод искусственного каучука, мыловаренный), левобережный (для пищевой промышленности — бисквитная, конфетная фабрики) и северо-восточный (для предприятий металлообработки — завод коммунального оборудования, местной металлопромышленности).

По перспективному плану развития транспорта предполагалось развитие двух видов: трамвайного и автобусного. Основным средством передвижения должен был стать трамвай: во-первых, трамвай «допускал возможность использования путей железнодорожными вагонами», а во-вторых, «перегрузку в «пиковое» время». Подвижной состав планировалось получать из Московского трамвайного парка, где в те годы проводилась модернизация и замена вагонов. Трамвайное сообщение должно было связать ключевые объекты: железнодорожный вокзал, центральные площади, промышленные районы.

Большая роль в обеспечении города стройматериалами отводилась речному порту. Планировалось значительно увеличить объем перевозки грузов водным путем. Например, 70% продовольствия предполагалось завозить в город водным и автогужевым транспортом. Для пассажирских перевозок проектировался речной вокзал «со всеми службами для культурного обслуживания движения транзитных и местных пассажиров и частично для обслуживания пригородных сообщений». Его планировалось разместить на месте старой пристани, выше деревянного городского моста. Предусматривалось и сооружение грузового порта на левом берегу Днепра в юго-западном промышленном районе, предприятия которого были бы основными получателями грузов.

Пригородное автобусное сообщение предусматривалось с Княжицами и Солтановкой, как основными дачными зонами. Междугородные автобусы должны были связать будущую столицу с близлежащими райцентрами: Белыничи, Березино, Чериков, Бобруйск.

Изменения касались и железнодорожного транспорта. Не позднее 1 сентября 1939 года вокзал должен был быть полностью отремонтирован и «приведен в состояние, соответствующее требованиям столицы». Кроме того, горсовет обращался в Народный комиссариат путей сообщения с просьбами восстановить прямое сообщение Могилев-Москва, увеличить количество вагонов в поездах Могилев-Минск, продлить пригородное сообщение до станции Орша. Также планировалось благоустроить сквер напротив вокзала и определить движение автобусов по городу до 2-х часов ночи для лучшего обслуживания пассажиров вокзала.

Весной 1939-го трест «Могилевстрой» разослал 1,5 тыс. писем, в которых благодарил строителей за помощь в реконструкции Могилева и приглашал продолжить сотрудничество. Руководство треста предлагало «хорошо оборудованное общежитие с полным обеспечением постельными принадлежностями. При строительстве имеются столовые, которые отпускают дешевые обеды, завтраки, ужины. Имеются ларьки продуктовые и промтоварные. С 1 апреля введена новая тарифная сетка, дающая повышение ставок на 16%».

В отчете на 1 июня 1939 года Могилевский стройтрест указывал на задержку строительных работ (выполнено лишь 27% годовой программы). Среди причин назывались: низкая производительность труда, большая текучесть кадров. В связи с чем часть работ была передана республиканским стройтрестам, начала проводиться вербовка квалифицированных рабочих во всех районах БССР. Для временного размещения прибывающих горсовет предоставил помещение бывшей церкви на Луполово, а также общежития колхозной школы, педрабфака, фельдшерско-акушерской школы и дошкольного училища. Стремительно росло население Луполовского предместья. Для нужд его жителей 1 сентября был открыт кинотеатр, 24 сентября — Луполовская баня.

Главным объектом будущей столицы должен был стать Дом правительства. На начало работ выделялось более 3,5 млн. рублей. В качестве стройплощадки была выбрана Базарная площадь. На ней располагалось 31 строение — все подлежали сносу. Главный фасад здания ориентировался на юг, в сторону «старого города» и реки Днепр. 5 мая 1939 года СНК БССР утвердил эскизный проект отделки здания, разработанный архитектором И.Г. Лангбардом. Кроме того, намечалось «поставить на площади памятник В.И. Ленину». Таким образом должен был образоваться единый ансамбль со строящимся домом НКЗД и жилой застройкой площади. В том же стиле предполагалось строить и виадук через Дебрянский овраг. «Архитектура моста должна быть запроектирована в монументальных формах, с применением скульптуры, художественного литья. Перила оформляются железобетонными балюстрадами или парапетным ограждением с установкой ваз. Ступени отделываются мозаикой».

В мае 1939-го горисполком утвердил проект реконструкции Первомайской: расширение проезжей части, прокладку канализации, асфальтирование и мощение. Работы развернулись незамедлительно. Движение полностью прекратилось. После реконструкции Первомайская и прилегающие переулки стали единственным местом в городе с центральной канализацией.

Строительство новых административных и жилых зданий не укладывалось в сроки: слишком большим должен был быть приток чиновников, рабочих и служащих из Минска. Поэтому 9асть учреждении предполагали разместить в уже существовавших зданиях, освободив их от находившихся там учебных заведений.

Отсутствие свободной жилплощади приводило к тому, что хозпостройки (склады, сараи) переоборудовали в квартиры для расселения жильцов из сносимых домов. Прекратилась прописка, чтобы уменьшить количество горожан, претендующих на новое жилье.

Очень медленно шла телефонизация. За первые 4 месяца 1939 года телефоны были подключены лишь 58 абонентам. Тогда как планировалась реконструкция Могилевской АТС и увеличение числа абонентов на 1100 номеров.

В сентябре 1939-го началась Вторая мировая война. Западная граница СССР была далеко отодвинута от Минска. Перенос столицы в Могилев потерял смысл. 14 октября 1939 года на заседании ЦК КП(б)Б было принято постановление, содержавшее просьбу к ЦК ВКП(б) оставить столицей Минск. На что из Кремля ответили положительно.

27 января 1940 года Госплан БССР внес коррективы в генплан реконструкции Могилева, «учитывая, что город остается областным центром». Снижалась перспективная численность населения до 170 тыс. жителей, отменялось строительство ряда промышленных предприятий (целлюлозно-бумажный комбинат, завод электромоторов, часовой завод, мебельная фабрика). Отменялся перевод учебных заведений из Минска и Витебска.

Таким образом, за 1938-39 годы в Могилеве было построено 4 школы, 2 детсада, ясли, баня и 16 жилых домов. Заканчивалось строительство гостиницы, 2 школ, детдома, больницы, поликлиники. Выросшие ассигнования на благоустройство позволили увеличить протяженность водопровода, проложить канализацию по Первомайской, привести в порядок городские скверы и парки.

20 августа 1940 года начался процесс заселения левого крыла Дома Советов. В новое здание переехали облисполком и облсо-вет. Освободившиеся помещения передали Институту усовершенствования врачей и школе политпросвещения.

Могилев так и не успел стать белорусской столицей. В память о тех грандиозных планах в городе остался, хоть и незначительный, комплекс «столичной» застройки. Однако, в том, что Могилев остался областным центром есть и положительный момент: это уберегло исторический центр города от перепланировки и фактического уничтожения.