Виктор Туров. Фиеста-45

   Виктор Туров. Фиеста-45 : [выдержки из книги Елены Туровой «Вiктар Тураў. Майстар беларускага стылю»] // На экранах. — 2016. — №8—9. — С. 3—23.

…Детских воспоминаний об отце у меня очень немного. И сейчас я с горечью осознаю, насколько мало я знаю человека, который дал мне жизнь, поддерживал мои первые шаги в кино…

Благодарна двум авторам — Леониду Павлючику и Ефросинии Бондаревой за бережное и кропотливое изучение жизни и творчества Народного артиста СССР, кинорежиссера Виктора Турова. Их книги «От исповеди к эпосу» и «От сердца к сердцу» во многом помогли мне понять и узнать его — пожалуй, лучше, чем довелось при жизни.

«Я родом из детства». Этой фразой начинается добрая половина статей об отце. Высказывание Антуана де Сент-Экзюпери стало названием одного из самых знаковых фильмов Виктора Турова. Фильма, изначально не принятого критикой, но нежно любимого самим режиссером. Фильма, который стал своего рода исповедью целого поколения.

«Все взрослые сначала были детьми» — писал Экзюпери в предисловии к «Маленькому принцу».

«Детство у них было разное, но в чем-то удивительно похожее. Может быть потому, что у всех в детстве была война…» — словами рассказчика начинается фильм «Я родом из детства». От его лица говорит с нами сам режиссер.

Отцу было всего пять лет, когда на нашу землю пришла беда.

Он родился и рос в Могилеве, в семье кадрового партийного работника Турова Тимофея Антоновича и комсомольской активистки Марии Исаевны, работницы трикотажной фабрики. Родители — выходцы из крестьян: он с Могилевщины, она с Витебщины. Познакомились в ФЗО. Романтики 30-х годов, свято верившие в идеалы коммунистического будущего…

В 1941-м Тимофей Антонович занимался организацией эвакуации жителей Могилева, но свою семью отправить вглубь страны так и не успел. Как не успел забрать ее и в партизанский отряд, куда сам ушел для борьбы с оккупантами.

Мария Исаевна осталась в доме свекра с двумя маленькими детьми (сестре Светлане было всего два года).

…Зимой 1942-го маленький Витя увидел, как в дом вошел бородатый мужчина: « Я обрадовался, догадываясь, что это и есть мой отец, соскочил с печки и бросился к нему. В это время в дверь ворвались другие люди…»

За домом следили, ждали ночного визита Турова в семью. И, наконец, дождались…

Спустя годы маститый режиссер, едва сдерживая слезы, говорит в биографическом фильме Юрия Цветкова: «Его скрутили и увели. Быть может, он бы и сопротивлялся, но ведь были мы!.. Его увезли в Могилевскую тюрьму. Мать навещала, возила передачи. Однажды вернулась, а сверток, который она несла отцу, оказался при ней… Молча села, и дед ни о чем ее не спросил. Взял из передачи предназначенный сыну табак, свернул цигарку. То же самое сделала и моя никогда прежде не курившая мама. И дед снова ей ничего не сказал…».

В тот день отец Вити был расстрелян в районе Печерского парка и закопан в общей могиле…

Мать с детьми вернулась в Могилев. Но осенью сорок третьего попала в облаву и была вывезена в Германию, в Рейнскую область, в семейный лагерь.

…Мать была на работах, а когда вернулась, нашла сына почти бездыханным: у ребенка была отбита почка, сильно изранено лицо. Шрамы от экзекуции — на лице и в душе — остались на всю жизнь.

Но никогда отец не воспринимал жизнь в черных красках. «Я не отношусь к тем людям, которые говорят, что война навсегда накладывает мрачный отпечаток, — говорил он. — Человек продолжает жить, он пребывает в реальном мире, полном новых переживаний, ситуаций, открытий. Невозможно все время держать в памяти войну!»

Но и забыть не получилось.

Весной 1945-го семья оказалась в лагере для перемещенных лиц.

Это были фантастические дни… Победа была всеобщим Праздником, объединившим народы, а в мире царили братство и взаимопонимание — именно таким запомнил это время восьмилетний мальчик.

Спустя годы режиссер Виктор Туров и его друг, сценарист Геннадий Шпаликов, назовут это время «Фиестой-45» и задумают снять жизнеутверждающий фильм о весне Победы. Мечту об этой картине отец пронес через всю свою жизнь.

Подлечившись в военном госпитале от туберкулеза, девятилетний Витя пошел учиться.

Выписка из Книги протоколов педсовета СШ N2 24 г. Могилева за 1955 год: «Туров обладает незаурядными способностями. Прекрасно рисует. Дисциплинирован. Вежлив. Сдержан. Аккуратен. Исполнителен. Усидчив. Настойчив. Любознателен. Активный общественник. Педсовет школы представляет Турова Виктора к награждению серебряной медалью».

Решение о выборе профессии помог принять случай: «Однажды (учился в 9-м классе) наткнулся на журнал «Искусство кино», в котором рассказывалось о ВГИКе, о мастерской Сергея Герасимова, знаменитом курсе, на котором учились те, кто потом составил костяк артистов в «Молодой гвардии». С удивлением узнал, что это обыкновенные ребята, такие же, как я, многие из глубинки. И во мне что-то екнуло: значит, и мне можно?!..»

И Виктор поехал в Москву — пока только «на разведку».

«До ВГИКа я добрался в том же году. Ходил, смотрел, а сам — насмерть перепуганный, весь зажатый. Решил, что с моими шрамами и перекошенным после избиения в концлагере лицом я для кино не подхожу. Куда мне в артисты!.. Выбрал режиссерский».

Мало кто верил, что он пройдет по конкурсу, родственники прочили парню физико-математическое будущее. Но отнеслись с пониманием. И на следующий год дядя повез Витю в Москву на мотоцикле (так было дешевле!) — поступать.

В тот год набирал свой первый и единственный курс А. П. Довженко. Чутье Мастера позволило разглядеть ему во вчерашних выпускниках школ таких щедро одаренных и незаурядных личностей, как Отар Иоселиани и Лариса Шепитько, Джемма Фирсова и Александр Митта… Будущих звезд советского и мирового кино.

Довженко вел мастерскую всего полтора года: в ноябре 1956-го он умер. Но успел передать ученикам главное: умение «видеть в луже не грязь, а отражение неба».

«В его лекциях-размышлениях, — вспоминал отец, — разговор шел только на уровне настоящего, высокого искусства, а примеры бесталанности, эпигонства словно бы не существовали в природе. Поэтому нашими «поводырями» были Рене Клер, Жан Ренуар, Марсель Карне, Жан Виго…»

«На первом же занятии Довженко очень жестко, безжалостно сорвал некую романтическую пелену, которой был окутан в нашем представлении мир кино. Он рассказал, какой это изнуряющий, мучительный физический труд, какого он требует упорства, воли, нервов, беспощадности к себе».

…Когда-то давно, когда я делала первые самостоятельные шаги в профессии, отец пытался поделиться этой мудростью и со мной. Я помню его слова: «Знай, что ты идешь в очень сложный и жестокий мир. Кино — это не праздник, а суровые будни. Подумай, зачем тебе это?»

Я его тогда не услышала… И сегодня, идя тернистым путем режиссера, мне хочется иногда сказать: «Папочка, как же ты был прав! И знаешь, оглядываясь назад, …я все равно бы сказала: «Я ХОЧУ РАБОТАТЬ В КИНО!»

Что поделать? Такова сила генетики!

Кстати, как знать, если бы отец не поступил во ВГИК, появилась бы я вообще на свет?..

Еще с десятого класса Витя Туров был влюблен в девочку из соседней школы — Свету Зузенко. Она была младше его на два года и слыла «звездой района». Отец влюбился в нее до отчаянья, но так же отчаянно боялся признаться ей в этом: стеснялся шрама на лице. И только поступив в престижный вуз, осмелился написать Светлане первое письмо, где очень красиво объяснился в любви. Ответ был благосклонным… Знакомство состоялось, оно переросло в романтическую привязанность… Виктору пришлось использовать весь свой дар убеждения, чтобы уговорить ее поступать во… ВГИК.

Светлана приехала в Москву. Несмотря на огромный конкурс, она лихо прошла два вступительных тура и… Именно в это время, после двух лет обучения, Туров получил приглашение работать в Минске, на «Беларусь-фильме». Отец поступил решительно: забрал мою маму с собой, и тем же летом она поступила на актерское отделение Белорусского театрально-художественного института в мастерскую Дмитрия Орлова.

В Минске родители и поженились. А в 1965-м родилась я.

«Беларусьфильм» стал творческой лабораторией отца на всю его жизнь… Когда вспоминают о ярком старте молодого режиссера Виктора Турова, речь, как правило, идет о военных фильмах.

Это понятно, ведь на фоне таких сильных картин, как «Через кладбище» и «Я родом из детства», блекнут воспоминания о первых документальных киноочерках студента-практиканта. «Наш Салігорск», «Гомельские танцоры», «Беларусь сацыялістычная» — эти работы непросто отыскать сейчас даже в киноархиве.

И все же мне повезло: в рамках могилевской «Туровской осени» я посмотрела «Наш Салігорск». Я увидела город 1959 года — таким, каким его видел мой молодой отец. Гораздо позже Туров выберет солигорские пейзажи для съемок сцен фильмов «Время ее сыновей» и «Шляхтич Завальня»; мне тоже доведется поработать в тех местах над собственным проектом…

«Пробой пера» были и две игровые киноновеллы — «Комстрой»и «Звезда на пряжке». Пробой знаковой: на первой Виктор Туров познакомился с кинооператором Анатолием Заболоцким, а над второй работал с драматургом Геннадием Шпаликовым, который сделался его другом и единомышленником.

В «Звезде на пряжке» уже заметны приметы особого, «туровского» стиля: неторопливость рассказа, тщательно выстроенное настроение, атмосфера происходящего, символизм кадров…

Конец 50-х — начало 60-х был поистине «золотым временем» расцвета белорусского кино. «Мы были молоды, увлечены своей профессией, — вспоминал отец. — На «Беларусьфильме» были потрясающие времена. Мы ездили на площадки друг к другу, мы радовались каждому успеху товарища, мы все жили в атмосфере удивительного, счастливого братства!.. А какие снимались фильмы: «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Город мастеров»!..»

Кстати: в «Городе мастеров» молодого Виктора Турова можно заметить в групповке — он играет жителя сказочного города. В этом же фильме небольшая роль подруги Вероники досталась и Светлане Туровой.

Практикуясь на короткометражных лентах, отец не переставал думать о дипломе. Ему хотелось снять фильм о том, что он хорошо знал и помнил: о времени, когда измученная многолетней войной страна собиралась с силами, чтобы жить дальше. Одетях, переживших страшные времена наравне с родителями…

Он поделился идеями со своим другом Геннадием Шпаликовым, и тот написал сценарий, первоначально называвшийся «Фронтовой город». Но на студии предложили другое — экранизацию повести П. Нилина «Через кладбище», посвященную белорусским партизанам. Задуманный фильм пришлось отложить.

В фильме «Через кладбище» нет сцен, которые мы сейчас называем «экшн»… Но именно этот фильм  в 1995 году по решению ЮНЕСКО вошел в сотню лучших фильмов всех времен и народов!

Весь фильм построен на неоднозначности мыслей и чувств персонажей. А сцена проезда телеги по выжженной Беларуси настолько насыщена символичными кадрами, словно на экране материализуется сам образ войны! Драматургия здесь соткана не на сюжете, а на эмоциях, которые захватывают с первой сцены и не отпускают до конца…

1965 год стал для отца особенным: в феврале родилась я.

В этом же году фильмом «Через кладбище» он защитил диплом ВГИКа с оценкой «отлично». А вскоре его картина вышла на всесоюзный экран.

Фильм вызвал повышенный интерес как публики, так и профессиональной критики. Все единодушно признавали, что картина талантлива и является удачей «Беларусьфильма». Однако некоторым киноведам каза- ‘ лась непривычной стилистика «размытого сюжета», «затянутости», «статичность некоторых сцен»…

Проверка временем расставляет все по своим местам. Прошло много лет, а фильм, как прежде, актуален, особенно сегодня, в годы далеко не спокойные…

«Через кладбище» собрал много наград. О Турове заговорили как о явлении в советском кинематографе. Редакция журнала «Искусство кино» в №5 за 1965 год под рубрикой «Начало» опубликовала список наиболее перспективных молодых режиссеров второго послевоенного поколения: среди таких имен, как Отар Иоселиани, Элем Климов, Андрей Кончаловский, Кира Муратова, Василий Шукшин, было и имя Виктора Турова!

После успешного дебюта военная тема стала для отца знаковой на многие годы.

«Я не могу двигаться дальше, пока не выскажусь о своем детстве», — говорил он на встречах со зрителями.

Рассказ о последних днях войны оказался для Виктора Турова исповедью. Геннадий Шпаликов, также имевший за плечами военное детство и потерявший отца, сумел выплеснуть в сценарий богатейшую палитру надежд и переживаний детей и их родителей весной 1945-го. Первоначальное название фильма «Фронтовой город» сменилось крылатой фразой Сент-Экзюпери «Я родом из детства» и стало лейтмотивом творчества режиссера.

…Это была совместная работа с мастером операторского искусства Александром Княжинским (сегодня известным по таким культовым лентам, как «Осень», «Подранки», «Сталкер»). Москвич, ровесник отца, в то время он работал на «Беларусьфильме»…

С Княжинским связано еще одно событие, сыгравшее важную роль в дальнейшей жизни отца, ведь именно оператор убедил режиссера пригласить на пробы Владимира Высоцкого. «Саша Княжинский немного знал Высоцкого, — вспоминал отец. — Он и предложил мне пригласить его на пробы…»

Высоцкому досталась небольшая, но яркая роль вернувшегося с войны лейтенанта-танкиста… Небольшая по метражу сцена выросла в одну из ключевых…

В фильме (впервые на советском экране!) прозвучали песни-баллады, автором которых был Владимир Семенович: «Братские могилы», «Холода», «Падают звезды»… Последнюю поет в одной из сцен сам актер, небрежно перебирая струны гитары. А вот для исполнения «ключевой» песни о братских могилах, по настоянию начальства, пришлось пригласить Марка Бернеса. Официальные круги не жаловали Высоцкого… Виктор Туров, невзирая на мнение перестраховщиков «от культуры», всегда в дальнейшем включал в свои киноленты песни друга — всегда, когда считал это необходимым.

Дружбу с Высоцким отец пронес через все годы, но никогда и нигде не кичился ею. Любимец всего советского народа запросто приезжал с женой Мариной Влади в отцовскую квартиру на проспекте Ленина (сейчас Независимости), где всегда его ждали.

Это были искренние, братские отношения. Когда артист умер, откуда ни возьмись, появилось несметное количество его «лучших друзей». Отец тогда отошел в сторону, не желая ничего афишировать. Настоящая дружба — дело интимное, сокровенное. И только на последнем году жизни он согласился рассказать о некоторых ее подробностях редакции газеты «Культура».

…К выбору актеров отец всю жизнь относился с особой тщательностью, выбирая среди них единомышленников, способных «видеть сердцем». Многие из них потом становились его друзьями на всю жизнь: Владимир Белокуров, Бронюс Бабкаускас, Юрий Горо-бец, Елизавета Уварова, Борис Невзоров, Нина Ургант…

С появлением на картине «Я родом из детства» Нины Ургант связана особая история. Первоначально на роль Люси была приглашена другая актриса. С ней уже отсняли несколько эпизодов, когда стало ясно: героине не хватает искренности, простоты, глубины переживаний. И Туров решился на отчаянный шаг: заменил актрису в разгар съемок! Из Ленинградского академического театра им. Пушкина приехала Нина Ургант, которая переснялась во всех сценах в рекордно короткие сроки и виртуозно справилась с поставленной режиссером задачей. «Как это важно, — говорила потом актриса, — найти своего автора, своего режиссера, наконец, как это было у меня с Виктором Туровым на «Беларусьфильме»…

К сожалению, критика приняла фильм прохладно, что больно ранило отца. В 1986-м, уже имея за плечами такие мощные постановки, как «Люди на болоте» и «Дыхание грозы», он выбрал для показа на юбилейном вечере, посвященном своему пятидесятилетию, именно «Я родом из детства».

…Спустя 20 лет фильм был наконец-то показан по центральному телевидению. «Скромный фильм своего времени донес до нас сегодня страдания, радости, надежды целого поколения, чье детство пришлось на войну. …Ничуть не устарела картина!» — писал в 1987-м в «Литературной газете» драматург Анатолий Гребнев.

А еще через несколько лет уже сами критики предложили включить «Я родом из детства» в сотню лучших советских фильмов!..

У меня есть причина любить этот фильм больше прочих. Здесь снялась моя мама. К сожалению, это была последняя из немногих совместных работ Светланы и Виктора Туровых: вскоре они разошлись.

Детям нелегко понять, почему взрослые «не сошлись характерами». Знаю лишь, что раскол был настолько сильным, что отец не приходил к нам больше никогда, даже для того, чтобы повидаться со мной. Когда спустя пятнадцать лет мы встретились, нам пришлось почти знакомиться заново.

…Военная тема не отпускала. Он чувствовал, что в двух первых картинах высказался не до конца. Таким фильмом он видел «Фиесту-45». Но сценарий, о котором они столько говорили со Шпаликовым, так и не был дописан: Геннадий сам в то время занялся режиссурой, а в 1974 трагически ушел из жизни…

В это время к Турову обратился писатель Алесь Адамович с предложением экранизировать дилогию «Партизаны».

Работа над этим произведением растянулась на несколько лет, вылившись в два самостоятельных фильма: «Война под крышами» (1968) и «Сыновья уходят в бой» (1970).

Самая суть фильма верно передана в названии — «Война под крышами». Главная мысль авторов очень точно высказана словами одного из героев: «Кончится война, живые останутся жить. И будут рассуждать о мере пережитого и сделанного. А, по-моему, самое тяжелое в теперешней войне — вот это: мать и дети».

Нина Ургант согласилась работать в этой картине, еще не читая сценария — настолько велико было ее доверие к режиссеру!..

…Особую роль в передаче авторского взгляда сыграли песни Владимира Высоцкого, написанные им специально для этих двух фильмов — песни, перешагнувшие границы экрана и ставшие всенародно любимыми: «Аисты», «Он не вернулся из боя», «Песня о земле», «Сыновья уходят в бой». Адамович, часто бывавший на съемках, называл баллады Высоцкого «криком памяти народной».

Картина вызвала противоречивые оценки критики, большинство рецензентов сходились во мнении, что экранизация грешит самоповторами режиссера.

Отец и сам чувствовал, что преждевременно взялся за экранизацию столь эпичного материала. И, тем не менее, постановка дилогии стала важным этапом в его биографии. Во-первых, дала необходимый опыт в работе с эпическим материалом. Во-вторых, творческое сотрудничество с Алесем Адамовичем пробудило в отце особый интерес к национальной литературе. Позже, уже будучи первым секретарем Союза кинематографистов Беларуси, а затем и художественным руководителем творческой студии им. Ю. В. Тарича и заместителем директора «Беларусьфильма» по творческой работе, Туров старался привлекать в кино белорусских писателей — Ивана Шемякина, Андрея Макаенка, Алеся Пет-рашкевича, Виктора Козько. И третье: в фильме снялась в небольшой роли молодая актриса из Киева Ольга Лысенко, ставшая вскоре второй женой режиссера.

От этого брака родилась дочь Оксана. Моя сестра.

«Военный период» в творчестве Виктора Турова закончился довольно резко: он взялся за экранизацию тургеневских «Записок охотника» — фильм «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова»,

«… я понял, что это написано и обо мне, о моих сомнениях, надеждах, отчаянии. Неудовлетворенность от постановки «Партизан», признаки жесткого самоанализа, сомнения в собственных способностях — все это как-то наложилось на судьбу Чертопханова… Тургенев позволил рассказать о «больном», о себе нынешнем, , как были рассказом о себе вчерашнем мои военные картины».

Такой личностный подход к образу героя требовал особой щепетильности в выборе актера на главную роль. Выбор оказался стопроцентно удачным: Бронюс Бабкаускас сумел передать и бешеный темперамент дворянина, и его тонкую, лиричную духовность… Впоследствии он стал любимым актером Турова и его другом.

По жанру картина напоминает притчу… Это откровенный разговор со зрителем о загадочной славянской душе — то стонущей и мятущейся, то разгульной, то смиренно молящей о прощении…

Следующая картина Виктора Турова — экранизация пьесы Маршака «Горя бояться — счастья не видать» — знаменовала собой, по словам режиссера, «окончание. .. периода ученичества».

К этой своей киносказке, снятой в 1973-м году, отец относился прохладно: сознавался, что для него это был эксперимент, поиск нового, «ходьба по канату». Фильм получился «чересчур взрослым» и не по-детски грустным.

Время 1970-х стало для отца периодом исканий и пробы сил в разных жанрах и тематике. «Фиеста» ждала своего часа…

Виктор Туров все больше вкладывал сил в дело развития белорусского кинематографа. На IV съезде кинематографистов, состоявшемся в 1976 году, он выступил с заявлением о необходимости подготовки новых кадров, особенно так называемого «среднего звена»… Волновало отца и другое: увлечение государственных структур «планами» производства киноединиц на заданные «актуальные» темы, вне зависимости от качества продукта. «Мы смирились с тем, что многие наши картины серые и бесцветные. А «Гэскино» выдает киностудии премии за выполнение производственного плана, не принимая во внимание качество».

На этом съезде Виктор Туров был избран первым секретарем правления Союза кинематографистов республики.

Особо важной была для него проблема становления молодых режиссеров. «Режиссером нельзя стать раз и навсегда, вооружившись дипломом ВГИКа и теорией Эйзенштейна или Довженко. Право на каждый последующий фильм режиссер должен завоевать своей последней работой, памятуя об огромной ответственности перед студией и зрителями».

В этих размышлениях уже прочитывалась мысль о необходимости иметь у нас, в Беларуси, свою киношколу. Она воплотилась в реальность, но гораздо позже — в 1990-е.

Помогать приходилось не только творческой молодежи. Как знать, если бы не усилия Виктора Турова, замечательная картина Л. Шепитько «Восхождение» долго бы не увидела экрана. Фильм, снятый по мотивам повести В. Быкова «Сотников», находился на грани запрета. Туров и Адамович обратились за помощью к Петру Мироновичу Машерову, первому секретарю ЦК КПБ. Машеров позвонил в Госкино СССР и получил согласие показать «Восхождение» в Минске, до его выхода на всесоюзный экран. После этого фильм был принят без единой поправки.

Отцу удалось инициировать создание на «Бела-русьфильме» актерской группы, которая могла бы стать основой Театра-студии. В конце 70-х в Доме кино (ныне костеле святых Симона и Елены) состоялась премьера спектакля «Утиная охота» А. Вампилова в постановке выпускника Высших режиссерских курсов Валерия Анисенко. С этой постановки и началась биография одного из самых популярных сегодня минских театров — Театра-студии киноактера.

Общественная деятельность велась параллельно с основной работой кинорежиссера: в 1970-е Виктор Туров поставил три картины: «Время ее сыновей», «Воскресная ночь» и «Точка отсчета». Все — остросоциальные, о жизни и проблемах современников, однако различные по жанру, стилю и тематике.

«Время ее сыновей» — первый из фильмов Турова о современниках. Но нельзя не уловить связь с предыдущими работами: в основе картины лежит трепетный и высокий образ Матери, олицетворяющей силу родной земли.

Эта работа — начало плодотворного сотрудничества и дружбы Виктора Турова с оператором Дмитрием Зайцевым. Дмитрий Евгеньевич тепло вспоминает те годы. Рассказывает об отце не только как о режиссере, коллеге, товарище по работе, но и как о близком друге: «Виктор очень увлекающийся человек. Он любит жизнь и хорошо ее понимает. Он эрудит, с ним интересно общаться. Он любит баню, любит женщин, любит застолье. Он взрывной и азартный, замечательно играет в карты и, кажется, никогда не проигрывает. Любит спорт, хорошо в нем разбирается… Болельщик он заядлый, до страсти. И таков Туров во всем!».

С Зайцевым отец снял и следующий свой фильм.

«Воскресная ночь» — картина, тяготеющая к публицистике. Сюжет драматичен: в результате пьяной разборки погибает человек…

В этом фильме Туров с несвойственной ему жесткостью пытается обнажить масштаб беды, привносимой алкоголизмом. Чтобы наглядней обличить порок, режиссер ввел в игровую картину документальные кадры, снятые в спецдоме, где живут изуродованные еще до появления на свет дети алкоголиков.

Возможно, одной из причин, побудивших отца взяться за разработку этой горькой темы, была зависимость многих творческих людей от «зеленого змия», в том числе, и его собственная. В одном из интервью Туров признавался, как сильно на него повлиял уход из жизни лучшего друга Геннадия Шпаликова, покончившего с собой в состоянии духовного кризиса и алкогольного опьянения.

…В сценарии «Точка отсчета» Турова привлекла возможность рассказать о современной армии как о школе воспитания настоящих мужчин. Это фильм о трех друзьях, чьи характеры выкристаллизовывает и оттачивает армия. Это история их возмужания, осознания ответственности перед Родиной.

Патриотизм — одна из основных тем режиссера, проходящая практически через все его творчество. «У войны не женское лицо…» — таков лейтмотив моих картин о войне. А здесь — современная армия, но ощущение тревоги, сдавливающей сердце матери, жены, невесты при самой мысли о военной опасности, как бы позволило замкнуть разные мои фильмы в единую цепь».

«Точка отсчета» имела зрительский успех и даже попала в список «Чемпионы советского кинопроката». Немало этому способствовали написанные для картины песни Владимира Высоцкого, прозвучавшие за кадром в исполнении Марины Влади.

В 1979 году отец получил звание Народного артиста БССР.

А в 1981 году отошел от дел в Союзе кинематографистов и вплотную занялся проектом, который занимал в то время все его мысли.

«Они преследовали меня и во сне!» — говорил режиссер о «Полесской хронике» Ивана Мележа…

«Никакие режиссерские и операторские ухищрения не спасут фильм от усредненности без прочной литературной основы», — считал Виктор Туров.

Сам он читал много, и книги были единственной материальной ценностью, перед которой он преклонялся. В кабинете отца библиотечные стеллажи занимали пространство от пола до потолка…

Основным принципом экранизации стала максимально близкая интерпретация первоосновы. Подчеркивая эту режиссерскую позицию, первым — заглавным титром в фильме идет строка «Лауреат Ленинской премии СССР Иван Мележ».

«Люди на болоте» и «Дыхание грозы» — еще один случай, когда, как бы отходя в прошлое, искусство идет к современности, звучит остро, по-современному» — писал Апесь Адамович. Отец был с ним согласен…

На мой взгляд, символикой пронизан весь фильм, один из моих любимых. Символично даже некое созвучие фамилии режиссера с землей, на которой происходят события: на территории Полесья располагалось Туровское княжество, там и поныне стоит город Туров — древнейший из упоминаемых в летописях о Беларуси.

В творческую группу входило множество актеров. Были среди них как мастера экрана и сцены (Борис Невзоров, Геннадий Гарбук, Юрий Горобец, Петр Кормунин, Леонид Дьячков, Лилия Давидович), так и начинающие ребята (Елена Борзова, Юрий Казючиц, Марина Яковлева). И всем давалась главная режиссерская установка: «Никто из вас не должен ничего играть. Мележевские герои «натуральны», естественны во всем. Ищите эту простоту, тогда вас зрители признают за полешуков, и не из легенд и сказаний, а из самой жизни…»

Особый колорит повествованию придают массовые сцены. Вот что рассказывает народный артист Беларуси режиссер Александр Ефремов: «Я делал рекламный ролик об этой картине. Была зима, снимали колядное шествие. И все вокруг было так ярко, так необычно, так щедро обеспечено чувствами, что я забыл о том, что я на работе, схватил колядную звезду и бросился в ликующую толпу. Так и снимался вместе с артистами, захваченный и опьяненный удивительным ощущением праздника. …А праздник у Турова всегда: в обилии чувств, в яркости страстей. Если человек способен создать и воспроизвести такое, значит, праздник есть в нем самом. А это значит, что человек отмечен Богом».

Фильм стал одной из лучших работ Виктора Турова, принеся ему множество заслуженных наград. Уникальный приз отец получил на МКФ в Маниле (Филиппины): делегацию от Советского Союза возглавлял Сергей Герасимов. Авторитет этой личности был так велик, что филиппинцы, плохо представляя, что такое белорусское кино, выдали приз «За лучший фильм «Люди на болоте» режиссеру Сергею Герасимову». Отец очень дорожил этим «эксклюзивом» и часто с удовольствием его демонстрировал.

Но более всего он радовался, когда получал подтверждение тому, что фильм его дорог рядовому зрителю.

«Полесские хроники» — эпос, сделанный с любовью и заслуживший народную любовь. Классик итальянского неореализма Джузеппе де Сантис увидел в этом фильме «три круга любви»: любовь героев к труду и к своей земле, любовь как высочайшее чувство и любовь авторов к своим героям.

Любовью держится мир. От любви рождаются дети. Во время одной из экспедиций «Полесской хроники» отец познакомился с актрисой смоленского театра Ларисой Архиповой. Вспыхнуло чувство. 29 февраля 1984 года от этой любви родился сын Артем.

Сегодня Артем Викторович Туров — депутат российской Госдумы от партии «Единая Россия». У него подрастают дети — дочь Алиса и сын Никита, внуки знаменитого режиссера.

Будь отец жив, думаю, он был бы действительно счастлив: он часто с горечью говорил: «Возможно, я был не лучшим отцом, но для внука сделал бы даже невозможное!» Увы, первая его внучка, моя дочь, родилась только через шесть лет после его ухода, в 2002-м.

Ее зовут Ника — в честь деда (ведь Ника и Виктория — два имени богини Победы). Она много снимается в кино, хорошо рисует, увлекается спортом и языками. Возможно, в ней или в моих племянниках продолжится наша творческая династия? Время покажет…

В 1986 году кинорежиссер Виктор Туров был удостоен почетного звания «Народный артист СССР».

Конец 1980-х… Туров болезненно переживал все изменения в стране и в кинематографе, он считал, что американизированные жанры и стилистика в принципе чужды белорусскому кино, а интерес к себе мы можем вызвать не погоней за «боевиками», а созданием подлинно национальных, самобытных картин.

В этих изменившихся условиях режиссер остался верен себе. После постановки психологической драмы «Меньший среди братьев» (1984) он снова взялся за эпическое полотно.

Военная драма «Переправа» («Красный цвет папоротника») стала первым совместным польско-белорусским проектом. Фильм рассказывает о том, как бойцы польского Сопротивления и белорусские партизаны противостояли фашистам в Яновских лесах.

«Если ты художник — болей за все! Раны земли — твои раны!» — эта мысль не давала отцу покоя в последнее десятилетие его жизни.

…Туров взялся за совершенно некоммерческую, но злободневнейшую из тем — тему экологии. Совместно с польским актером и режиссером Зыгмунтом Маляновичем в 1990 году он поставил картину «Высокая кровь» — «об экологии души человеческой».

В личном плане для отца наступило очень трудное время. Он развелся с Ольгой Лысенко, жил одиноко. Отсутствие душевного тепла компенсировал посиделками с друзьями и заботами о судьбах киностудии…

Будучи худруком «Беларусьфильма», Виктор Туров инициировал создание на ее базе мастерских по подготовке режиссеров и сценаристов игрового кино…

Турову удалось добиться того, чтобы молодые люди могли участвовать в процессе кинопроизводства, снимать курсовые и дипломные работы. С 1991 года киномастерская и ее ученики стали его постоянной заботой. Он стал первым руководителем этих курсов, разросшихся со временем до целого кинофакультета в БГАИ.

Жизнь в начале 1990-х складывалась по-прежнему непросто. С одной стороны, судьба свела отца с его третьей и последней женой — Тамарой. С другой — тревожили проблемы со здоровьем.

…Я вспоминаю наш разговор за несколько дней до хирургического вмешательства. «Не бойся, — сказал он мне. — Они там все перепутали (имелись в виду врачи). В больнице лежит еще один Туров, он совсем старый, ему уже за девяносто. Это его анализы они увидели, там действительно все сложно. А у меня простая операция на почке!»

…Мне кажется, это был умный ход творческого человека, который ввел эту историю себе в подсознание, чтобы организм поверил в нее и «настроился на жизнь». Так оно и вышло: после больницы отец не только встал на ноги, но и выпустил еще один курс режиссеров и даже снял еще две картины!

Его по-прежнему волновали проблемы экологии. Фильм «Черный аист», поставленный в 1993 г. по повести Виктора Козько, рассказывает об одной из самых тяжелых ран Беларуси — проблеме Чернобыля. В фильме жизнеутверждающий финал: черный аист, занесенный в Красную книгу, не покидает пораженную аварией деревню, оставаясь ее талисманом и даря надежду на возрождение.

Последней работой отца стал фильм «Шляхтич Завальня», снятый к 70-му юбилею белорусского кино по мотивам сказочного эпоса Яна Барщевского. Книга забытого писателя, усилиями Владимира Корот-кевича изданная «Мастацкай літаратурай», быстро набирала популярность. Барщевского называли «белорусским Гоголем», находили в ней связь с «Фаустом» и «1001 ночью»…

Сценарий Туров написал совместно с киносценаристом Федором Коневым. Был выбран ход, противопоставляющий двух героев — шляхтича Завальню и мага Твардовского, как представителей сил добра и зла. Между ними — неприкаянная душа Гугона, бывшего друга Завальни, некогда оступившегося и выбравшего темный путь. Под конец жизни он возвращается к Завальне. Провожая его в последний путь, Завальня (артист Владимир Гостюхин) произносит слова, которые можно считать ключевыми: «Когда люди творят зло друг другу, убивают, обманывают, воруют, когда родители забывают о детях, а дети о родителях… Когда правители думают не о народе, а о себе, а народ ненавидит правителей… Когда мы все забываем, что мы люди… Тогда хорошо живется бесам. Наша злоба — чернозем для злых духов…»

…Крик души человека, болеющего всем сердцем за будущее поколений…

В сентябре 1996 года с острым приступом болезни отец лег 6 стационар Лечкомиссии, откуда вышел еще только один раз — 25 октября, чтобы отпраздновать свой 60-летний юбилей.

Торжество состоялось в Театре-студии киноактера, где от имени президента Республики Беларусь ему вручили медаль имени Франциска Скорины. «Первая награда Родины и потому очень дорогая мне», — сказал Виктор Туров, принимая ее.

Через шесть дней его не стало. Государственной премии Республики Беларусь «За многолетний творческий вклад в кинематограф» он был удостоен уже посмертно.

Вероятнее всего, отец прекрасно знал, как немного ему осталось, но при мне никогда он не заводил об этом речь. Просил принести ему почитать «что-нибудь развлекательное». Он очень любил, когда я начинала разговор словами «Вот, когда ты выздоровеешь…». И постоянно возвращался к сценарию, над которым продолжал работать даже в больничной койке, — «Фиеста-45»: о счастливых людях, которые верят, что все плохое, наконец, позади, а жизнь будет продолжаться — прекрасная и удивительная.

…Жизнь продолжается. Он всегда жив в памяти своих детей — меня, Оксаны, Артема. Мы рассказываем своим детям о том, каким замечательным человеком был их дед. С экранов говорят его фильмы. Продолжают работать в кино ученики режиссерской и сценарной мастерских Виктора Турова. Живет и развивается кинофакультет в БГАИ, основы которого заложил мастер. Молодые талантливые кинематографисты награждаются призом имени Виктора Турова на ММКФ «Лістапад». В год 75-летия режиссера Министерством связи и информатизации Беларуси были выпущены именная открытка и марка с его портретом. А в ноябре 2015 года Минский городской совет депутатов принял решение назвать одну из новых улиц столицы Беларуси именем кинорежиссера Виктора Турова.

И, конечно же, не забывает о своем достойном сыне город Могилев.

Здесь уже давно одна из улиц названа его именем, а фасад кинотеатра «Родина» украшает барельеф с портретом Виктора Турова.

Но самое важное: год за годом^ в конце октября, город проводит «Туровскую осень» — неделю кино, посвященную знаменитому белорусскому режиссеру и сценаристу. В эти дни в кинотеатрах города Могилева идут ретроспективные показы фильмов Виктора Турова, проводятся творческие встречи с участием его друзей, коллег, учеников и детей. Город делает все, чтобы память о Народном артисте жила, чтобы новые поколения могли приобщиться к его искусству. Чтобы можно было с уверенностью повторить: жизнь продолжается!..