Поздняков, Н. «Граф Резанов — моя любимая роль!» : [беседа с актером Н. Поздняковым] / Никита Поздняков ; беседовала Ольга Смолякова // Магілёўскія ведамасцi. — 2016. — 25 октября. — С. 12.
Рок-опера «Юнона и Авось» уже более четверти века покоряет сердца миллионов зрителей по всему миру. Считается, что тот, кто хоть раз побывал на ней, вряд ли забудет мистическое ощущение причастности ко всему, что происходит на сцене. Это сродни магическому сеансу. Не стали исключением и могилевчане — спектакль в авторской версии Государственного театра Алексея Рыбникова с использованием 40-формата и светодинамических декораций на днях был представлен во Дворце культуры области.
В роли графа Резанова выступил брутальный красавчик Никита Поздняков, известный массовой аудитории по участию в первом сезоне проекта «Голос». В более узких кругах нашего родного города артиста знают несколько в ином качестве — как сына Виктора Позднякова, который, по словам своего приятеля и по совместительству нашего замредактора Евгения Буловы, «в 70-80-х тоже радовал народ — от тех, кто сидел на лавочках у «Чырвонай Зоркі», до тех, кто «утюжил» Первомайскую». Он играл в Могилеве в различных ансамблях. В общем, личность в своем роде легендарная.
Но вернемся к Никите. Перед началом шоу «МВ» удалось взять у него интервью.
— В театре Алексея Рыбникова я работаю с 2009 года (до этого был актером Московского театра музыки и драмы Стаса Намина — авт.), но Николаем Резановым стал лишь два года назад, — говорит молодой человек. — Могу с уверенностью заявить, это моя любимая роль! То, что по-настоящему интересно и трогает до глубины души, отвечает всем творческим запросам.
— Как-то Рыбников признался журналистам, что актера Позднякова «не просто назначили на роль, он сам эту роль выучил, показал и добился того, что стал ее исполнять»…
— Это правда. Я приложил немало усилий, чтобы заслужить ведущую партию в «Юноне и Авось». .Но знаете, у актеров все строится на преодолении. Чем труднее, тем интереснее. Образ получится лишь в том случае, если человек готов потратиться и физически, и морально; отдать часть эмоциональных сил. Поэтому после каждой постановки я выжат до предела.
— А не раздражают сравнения? Ведь наверняка Резанова в вашем исполнении часто противопоставляют образам, созданным Николаем Караченцовым, Дмитрием Певцовым, Виктором Раковым и другими.
— Вовсе нет. Я отношусь с глубоким уважением ко всем своим коллегам. Многому учусь у них, причем не только по этой рок-опере. Конечно, работа над ролями подобной величины — большая ответственность, однако в этом состоит интерес и ценность нашей профессии. К тому же разные версии на то и существуют, чтобы у зрителей была возможность сравнивать (в 2009 году специально для фестиваля Пьера Кардена в Лакосте в театре Алексея Рыбникова была создана сценическая версия «Юноны и Авось», которая существенно отличается от спектакля Лейкома; режиссером постановки выступил Александр Рыхлов — авт.).
— Как думаете, такие чувства, как между графом Резановым и Кончитой, возможны в наше время?
— Я в этом даже не сомневаюсь. Любовь не имеет временных рамок. И хоть в современном прагматичном мире много проблем, вечное и неприкосновенное все же таким и останется.
— Любопытно, а как наш земляк оценивает игру сына в этом спектакле?
— Отец — самый строгий критик и для меня, и для младшего брата (Александр Поздняков тоже задействован в «Юноне и Авось», как, впрочем, и в ряде других музыкальных проектов -авт.). Он — главный индикатор творчества братьев Поздняковых. Когда папа говорит «хорошо» — значит, это действительно хорошо. С другой стороны, понимаю: он нас безгранично любит — поэтому все, что мы делаем, ему дорого.
— Никита, давайте поговорим о вашем участии в первом сезоне шоу «Голос». Как вы вообще туда попали?
— Если честно, я с детства ненавижу конкурсы, особенно вокальные. Но здесь почему-то рискнул. Увидел рекламу по Первому каналу, показалось интересно, подал заявку и прошел. Ах, да. Еще посоветовал младшему брату.
— Посоветовал или настоятельно рекомендовал?
— Ну что вы! Я же не тиран. Саша — самостоятельная творческая единица и волен делать все, что ему вздумается. Просто музыкальные вкусы у нас зачастую совпадают. Одно воспитание как-никак.
Хотя мы часто спорим, бывает, даже ругаемся по рабочим вопросам. Но это, что называется, в положении light. В итоге приходим к консенсусу. Одна голова хорошо, а две лучше. В нашем случае, кстати, три — отец во всем помогает.
— Ну да, с мужчинами договориться по многим вопросам гораздо легче. А как вам сотрудничалось с женщиной? Я имею в виду Пелагею, к которой вы на «Голосе» попали в команду.
— Замечательно. С ней мы быстро подружились и поладили. Общаемся с Пелагеей и с ее прекрасной мамой Светланой по сей день, перезваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками.
— Что в итоге дал главный вокальный российский проект?
— Медийность. И меня, и Александра стали узнавать на улицах.
— А «Евровидение-2015», где вы выступали вместе с Полиной Гагариной на австрийской сцене, не добавило популярности?
— Знаю наверняка одно: для братьев Поздняковых это был колоссальный опыт! Нас еще на «Голосе» заметил Юрий Викторович Аксюта и предложил поучаствовать в «Евровидении». В номере A million voices нужны были поющие музыканты, на роль которых мы и вписались. Эмоции фантастические! Особенно когда объявили, что Россия заняла второе место.
— Признайтесь, рюмашечку с Полиной после хлопнули? Или братья Поздняковы -сторонники здорового образа жизни?
— Разумеется, второе, — лукаво улыбается Никита. — Но это не помешало нам отметить победу — а именно так я воспринимаю результаты конкурса — хорошими качественными напитками.
— В череде всех этих громких проектов, знаю, что есть один наиболее знаковый для вас. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
— Действительно, это наша с братом рок-группа Black Rocks. Недавно вышел англоязычный альбом. Сейчас готовим русскоязычную пластинку, в которую войдут песни, написанные в соавторстве с замечательным поэтом-песенником Константином Арсеневым. Некоторые треки — непосредственное дело рук Виктора, Никиты и Александра Поздняковых. Да, мы тоже пишем слова и музыку. Надеюсь, наши композиции найдут дорогу к сердцам слушателей.
— При такой плотной работе в театре и на сцене у вас вообще есть свободное время?
— Если честно, то крайне мало. Не глядя на все возрастающую востребованность гаджетов, по старинке записываю в блокнотик обычной авторучкой свой график. Чтобы ничего не упустить и ни о чем не забыть. Но всем нам человеческое не чуждо. Даже в сумасшедшем ритме стараюсь урвать вакантный часок. В Могилеве, например, живет мой брат Денис. Конечно же мы с Сашей съездили к нему в гости и даже немного понянчились со своим племянником. Планирую бывать здесь почаще. Правда, уже в более приватном порядке.
ПЯТЬ ЛЮБОПЫТНЫХ ФАКТОВ О «ЮНОНЕ И АВОСЬ»
► В свое время показ рок-оперы запрещали, потому что, по воспоминаниям Андрея Вознесенского, «впервые вдруг на сцене религия. Но самое главное — политика, воссоединение с Америкой. …И Марк Захаров сказал мне: «Андрей, знаешь, есть еще один человек, который поможет». Поехали в Елоховскую церковь. Марк говорит: «Давай поставим свечки Казанской Божией Матери». Поставили три свечки. Я купил три образка. Один привез Караченцову, потом, может, Шаниной, может быть, Рыбникову, не помню, и себе оставил один. И нам разрешили. Понимаете? Может, Марк Анатольевич позвонил кому-то ночью и договорился. Может быть, кто-нибудь еще, я знаю, Родион Щедрин помогал… Но факт, что разрешили. Это как в «Юноне и Авось» после вмешательства Божией Матери вдруг дают «добро» поездке Резанова. Помните, да? Так что это магическая история. И мистика продолжается».
► 28 октября 2000 года американские полицейские, которые приехали поделиться опытом с коллегами из России, заодно привезли с собой засушенную розу и немного земли с могилы донны Консепсии де Аргуэлло (Кончиты), и шериф собственноручно развеял ее на Троицком кладбище Красноярска над захоронением Резанова.
► «Юнона и Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола. В названии спектакля использованы имена двух парусников — «Юнона» и «Авось», на которых по сюжету совершала плавание экспедиция Николая Резанова. В действительности же парусники назывались иначе.
► По воспоминаниям Алексея Рыбникова, после премьеры спектакля на Западе были опубликованы скандальные статьи о нем, что, естественно, осложнило жизнь авторам: «Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка — это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв его, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться».
► Несколько лет назад в Сан-Франциско в старейшем здании города, где, по преданию, родилась Кончита, в Выставочном зале «Презйдио» была представлена экспозиция Исторического музея «Русская Америка. Императорская Россия и Новый Свет», посвященная истории освоения русскими американского континента. На экспозиции русскому музею был передан портрет «В ожидании. Кончита Аргуэлло», нарисованный в 1962 году известным американским художником русского происхождения Анатолием Соколовым.