Самый музыкальный

   Ножников, Н. Самый музыкальный / Н. Ножников // Веснiк Магiлёва. — 1993. — 27 мая. — С. 21.

Об этом учебном заведении в городе пока знают немного. Хотя прежняя музыкальная школа-семилетка, на базе которой был организован у нас первый в республике лицей музыки и хореографии, работала еще с 1919 года. На улице Ленинской, в старинном двухэтажном здании, к которо­му в 70-е годы был пристроен современный 3-этажный корпус.

Информация о лицее в Могилевской прессе пока была только в виде объявлений о приеме учащихся на 1993-94 учебный год. Поэтому редакция вместе с директором ли­цея Людмилой Алексеевной Мищенко решила подробнее рассказать о нем.

Прежде всего: Министерство об­разования Республики Беларусь за­регистрировало лицей официально только с 1 мая 1993 г. и дало офици­альное название «Ліцэй музыкі і харэаграфіі з беларускай і рускай мовамі навучання». Хотя открыт он ре­шением Могилевского горисполко­ма пр согласованию с Министерст­вом культуры еще 15 июня 1991 года.

Нем и как будет отличаться лицей от обычной музыкальной школы? Прежде всего сроками обучения. 12 лет, с 1 по 12-й класс. Совмещая уг­лубленную подготовку по специаль­ности с изучением всех общеобразовательных предметов средней шко­лы и широким знакомством с исто­рией искусств.

Разумеется, дети отбираются по способностям, а не по желанию, хо­тя бы и горячему, их родителей. Тот, кто пройдет весь курс обучения с самого начала, сможет быть учите­лем музыки, музыкантом-професси- оналом довольно высокого уровня. К примеру, дети, что поступили сразу к нам и окончили 1-2 класса, сейчас играют произведения по программе 3-4 классов обычной музыкальной школы…

Ну, а пока, с 17 мая, идут приемные экзамены сразу во все двенадцать классов. Их сдают ученики осталь­ных музыкальных школ города. Му­зыкальные дисциплины дети будут изучать в группах не больше, чем по 5 человек. Достаточно высоки требо­вания при приеме. Некоторым юным музыкантам, желающим поступить в 8-10 классы, приходится отказывать, поскольку их реальная подготовка — на уровне 5-6 классов музыкальной школы.

Пока не позволяет база препода­вать общеобразовательные предме­ты в самом лицее. Дети в 1-7 классах занимаются в школах по месту жи­тельства. Программу 8-12 классов, специально разработанную, изучают в соседней классической гимназии (бывшая СШ № 3).

После успешного окончания 9-го класса наши воспитанники получат свидетельства о базовом образова­нии. После 11-го — аттестат о сред­нем образовании. После 12-го — дип­лом о среднем образовании с при­своением квалификации артиста ор­кестра, хора, концертмейстера и др.

Самые способные, их будет реко­мендовать совет лицея, которые пройдут курсы методики преподава­ния, педагогики и психологии, после успешной сдачи государственных экзаменов смогут получить квалиф­кацию преподавателя детской музы­кальной школы. Те ребята, которые будут иметь наш аттестат о среднем образовании, смогут поступать в ву­зы и не заканчивая 12 класс.

Выпускникам лицея не понадобит­ся заканчивать музыкальное учили­ще, а продолжить учебу в консерватории они смогут. И чем раньше они попадут к нам, тем лучше.

Мы поддерживаем тесную творче­скую связь с Министерством культу­ры и Белорусской академией музыки (это новое название бывшей Белгосконсерватории). Их высококвали­фицированные сотрудники, преподаватели очень помогли в разработ­ке учебных планов, методики препо­давания. Договорено, что лучшие ученики будут закрепляться за веду­щими преподавателями, профессо­рами академии. Они будут приез­жать в Могилев на консультации и занятия. Будут ездить в Минск и де­ти, педагоги лицея. Для этого лицей недавно купил свой мягкий автобус ЛАЗ. Приятно, что минские музыкан­ты готовы оказывать способным де­тям любую помощь.

С помощью психологов недавно было проведено пробное анкетиро­вание учащихся 8-10 классов: до­вольны ли учебой, нравятся ли пре­подаватели и т.д. Их итоги зачитали на педсовете. Было много добрых отзывов, но некоторым педагогам пришлось и задуматься. А в общем при лицейской форме занятий ощу­щается очень быстрый подъем про­фессиональных знаний. Надо только совершенствовать методы работы.

Выбор специальностей у нас очень широкий. Струнные: скрипка, альт, контрабас, виолончель, домра, балалайка, цимбалы, гитара. Духовые: го­бой, кларнет, труба, саксофон, вал­торна, туба, тромбон. Ударные, фор­тепиано, хоровой класс. Недавно от­крыта специальность «хореогра­фия». 1-3 классы в нем — подготовительные. Если способности позволят — будут учиться дальше. Нет — можно будет продолжать подготовку по лю­бой другой музыкальной специаль­ности. Выпускники по хореографии получат квалификацию учителя му­зыки и ритмики.

С конца 1992 г. открыто отделение эстрадного искусства. Туда перешли ребята с других отделений. Уже есть три состава (по возрастам) эстрадных коллективов.

К сожалению, в лицее помещений маловато. А надо бы иметь залы хо­реографии, многие кабинеты, да интернат для детей поменьше, да что- то типа продленки для них. Законо­мерно рождается мысль о строительстве отдельного современного комплекса для лицея. Высокий за­мах? Да нет. С чего бы нам быть хуже столиц? Кстати, с 1993 г. уже педин­ститут открывает кафедру музыки и хореографии. Подрастет городской факультет Академии музыки. Его не­далекая перспектива — превращение в институт искусств. Так что о буду­щем стоит думать сегодня. Хотя оно и денег стоит.

А пока руководство, педагоги и другие работники лицея продолжа­ют создавать первыми на Беларуси учебное заведение нового типа, формировать принципы и методы обучения, коллектив единомышлен­ников. Их, верится, будет намного больше, хотя и сейчас уже немало. По просьбе Людмилы Алексеевны называю ее заместителей: Татьяну Васильевну Дешко (зам. по учебной работе специального цикла), Ольгу Георгиевну Атрошкину (зам. по об­щеобразовательному циклу), Вален­тину Геннадьевну МощеНко (зам. по концертной и воспитательной рабо­те), Наталью Петровну Мальцеву (зам. по учебно-воспитательной ра­боте) и даже главного бухгалтера Татьяну Адамовну Есипову — у нее свои таланты. Обратили внимание — сплошь женщины.

(Несомненно, что мы много еще услышим об этом музыкальном до­ме-лицее, его педагогах, выпускни­ках, увидим (и услышим) их творче­скую работу. У лицеистов все в буду­щем. Ведь верно говорили древние римляне: «Жизнь коротка, искусство — вечно”.