«Навигация» в бизнесе

   Александров, Г. «Навигация» в бизнесе : [ИООО «Лэктум Проф» победитель Национального конкурса «Лучший предприниматель года-2016» в номинации «Инновационно активный бизнес»] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2016. — 17 ноября. — С. 1, 4.

<p>17.11.2016</p><br />
<p>«НАВИГАЦИЯ<b>»</b> В БИЗНЕСЕ</p>«Это было недавно, это было давно». Ровно 30 лет назад, 17 ноября  1986 года, в СССР приняли закон обиндивидуальной трудовой деятельности, давший толчок развитию частного бизнеса в социалистической ещестране. И в эти же времена советские  конструкторы создавали навигационные системы контроля транспорта«ГЛОНАСС».

Какая между этими событиями связь, спросите? А вот в Могилеве сегодня  работает ИООО «Лэктум Проф», победитель Национального конкурса «Лучший предприниматель года-2016» в номинации  «Инновационно активный бизнес». Это частное предприятие как раз и занимается установкой и обслуживанием систем спутникового мониторинга автотранспорта.

Правда, в 1986 году частный бизнес в сфере высоких технологий  даже не просматривался. «Индивидуалу» тогда нельзя было иметь в собственности промышленное оборудование, и привлекать к труду он мог только домочадцев. Потом был принят закон о кооперации: в стране создавались маленькие швейные предприятия, пельменные,  шашлычные и прочие чебуречные, видеопрокат и фотоуслуги — законом разрешалось заниматься индивидуально-трудовой деятельностью только в сфере бытового обслуживания населения, кустарно-ремесленных промыслов… Но — не в области науки, техники и медицины. А в 1990 году было разрешено создавать малые предприятия. Тем самым была узаконена частная собственность на средства производства, и предпринимательство начало набирать обороты…

Сегодня  главное, говорят предприниматели, что бизнес работает по цивилизованным правилам. Ну, а создатели фирм, занимающихся видами деятельности, которые отсутствовали в СССР: компьютерными системами, программным обеспечением, навигационными и другими высокими технологиями, и вовсе не испытали «шторма и шквалы 90-х» с криминальными порой  переделами собственности.

— В Беларуси в целом созданы неплохие стартовые условия для бизнеса,  — отмечает директор ИООО «Лэктум  Проф» Владимир Пикуленко. —  Можно свободно открывать предприятия (их регистрация максимально упрощена), нанимать нужных специалистов, продавать товары и услуги. Я пришел в бизнес в 2011-м — работал перед этим на одном из могилевских предприятий, но решил стать предпринимателем. Хотелось большей независимости, самостоятельности. Были у меня 3 идеи для бизнеса, но 2 не пошли. Первая — восстановление грузовых шин. Но оказалось, что   технологии, которые мы хотели использовать, не подходили для  реставрации изделий бобруйской «Белшины», самых массовых в стране. Вторая идея — реализация  газовых инструментов для ремонта и строительства вроде высокопроизводительных гвоздезабивных пистолетов. Но если в Европе такой инструмент имеют чуть не в каждом гараже, то у нас даже у строителей, которые вроде как должны быть заинтересованы в росте производительности труда, он считается  экзотикой, и спрос на него очень скромный. А вот идея заняться внедрением системы спутникового мониторинга транспорта оказалась продуктивной.

…Я кручу в руках небольшую, размером с сигаретную пачку,  пластиковую коробочку — GPS/GPRS-трекер. Как мне  рассказали, в этом  маленьком устройстве — уйма возможностей. Основная — способность отслеживать перемещение любого транспортного средства и отправлять данные заказчику. Ну, а на мониторе  компьютера я увидел подробную карту местности с движущимися по линиям дорог точками, обозначающими автомобили. Прибор через спутник не только определяет местоположение транспорта, но и время, направление, скорость движения. Установленное «Лэктум Проф» оборудование бесперебойно работало на спортивных «МАЗах», участвовавших в ралли «Дакар» и «Шелковый путь». И руководство столичного автозавода, и представители могилевской фирмы отслеживали передвижение белорусских грузовиков по этим самым точкам на виртуальной карте.

— Мы наблюдали, как грузовики почти через всю Европу проследовали до французского порта Гавр, откуда на морском пароме их доставили в Латинскую Америку, куда из-за тревожной обстановки в Африке «передислоцировали» «Дакар», — рассказывает Владимир Пикуленко. — Правда, движение гоночных грузовиков по маршруту мы уже не могли отслеживать — по правилам соревнований, из навигационного оборудования использовать нельзя ничего, кроме прибора, который фиксирует пройденный путь и взятие контрольных «точек». Но не возбранялось использовать «навигацию» на автомобилях-техничках, которые следовали за «боевыми» машинами. Был случай, когда уже на ралли-марафоне «Шелковый путь», которое проходит по территориям России, Казахстана и Китая, одна из «техничек» заблудилась, мы по навигации определили ее местонахождение и помогли экипажу найти правильный путь.

Ну, кто из нас не видел в шпионских боевиках, детективах, как осуществлялась слежка за различными объектами со спутника? Многие и сегодня думают, что такое оборудование доступно только спецслужбам. Да, еще лет 10 назад отслеживание авто посредством GPS было дорогостоящим удовольствием. Но сегодня этой системой может обзавестись каждый желающий. А включает она в себя не только слежение в режиме он-лайн. Прибор с сим-картой передает «в центр» информацию о режиме работы двигателя, пройденном километраже, скорости, расходе топлива, об адресах стоянок… Словом, весь реальный маршрут автомобиля, как на ладони! Ну, и представьте ситуацию: приезжает, к примеру, дальнобойщик в родной автопарк, а руководитель его спрашивает: «А где вы были с утра до вечера такого-то дня? А куда делись 100 литров «соляры»?» Все переданные на сервер данные сохраняются в памяти — руководитель может «прокрутить» историю поездки на компьютере и продемонстрировать водителю.

В деловом мире деньги на ветер не выкидывают, а система слежения дает возможность значительно улучшить дела в бизнесе: помогает сократить приписки пробега, самовольные простои, увеличить оборачиваемость транспорта. Не случайно трекерами, устанавливаемыми спецами «Лэктум Профа», обзавелись уже более 500 предприятий различных форм собственности. К примеру, директор Слуцкого сахарного завода лично контролировал по компьютеру работу комбайнов, которые должны были убрать свекольные плантации максимум за 2 недели. Иначе кондиции этого корнеплода будут уже не те. На мониторе он видел, когда тот или комбайн приступил к уборке, какую площадь обработал, кто из механизаторов эффективнее всех трудится. Установили системы мониторинга транспорта и на энергонасыщенные тракторы в Краснопольском районе — в период посевной руководство отслеживало работу машин чуть не поминутно. А в Могилеве этими системами обзавелись не только автопарки, но и многие коммунальные службы. Да и сам Владимир Пикуленко обязательно включает систему, когда на автомобиле выезжает в командировки. Кстати, количество заказов на эти системы увеличилось после нашумевшего сообщения, что за рубежами Беларуси вместе с фурой пропал дальнобойщик, выехавший из Гомельской области в Казахстан.

— Для работы трекера в режиме реального времени необходимо, чтобы автомобиль постоянно находился в зоне действия GPS-сети, — заметил Владимир Пикуленко. — Когда он покидает ее, отследить местонахождение машины уже невозможно. Сам прибор в это время работает, информация сохраняется во внутренней памяти, и как только автомобиль возвращается в зону действия сети, все данные снова начинают передаваться на сервер. Но если автомобиль пересекает границу с Беларусью, — нужен роуминг. Однако стоит он достаточно дорого, не все предприятия его приобретают. И однажды к нам прибежал взволнованный клиент: фура неделю как должна была вернуться с грузом из России, но — ни машины, ни водителя. Помогите, просит, найти. Есть у нас спецканал связи — попробовали установить, где находится фура, с помощью SMS. Сработало — обнаружили ее примерно в 30 км от Москвы. Дальнобойщик банально загулял, продал телефон, «запаску»… После этого случая наш клиент перестал экономить на роуминге.

К сожалению, у иных водителей до сих пор живет стереотип, что «все вокруг колхозное, все вокруг мое», и они считают, к примеру, что тем же топливом могут распоряжаться по своему усмотрению. А потому, по их мнению, внедрение контроля лишает их «законного» заработка. Какие только способы доморощенные кулибины не придумывают, чтобы обмануть систему: помещают, к примеру, шину в топливный бак, чтобы изменить его объем… Все эти методы бесполезны, выявляются при диагностике и заканчиваются наказанием виновного, заверили в «Лэктум Профе». А вообще, по словам клиентов компании, установка систем мониторинга позволяет сэкономить около четверти топлива за поездку. К слову, система постоянно совершенствуется, у нее появляется все больше возможностей — к ней, например, можно подключить тревожную кнопку, после нажатия которой трекер автоматически отправляет сообщение об опасности определенным абонентам. Так что за услугами к компании обращаются и обыкновенные автолюбители, которые часто отправляются на своих «легковушках» в дальние поездки.

Ну, а как с «навигацией» в бизнесе, насколько «комфортно» сегодня заниматься предпринимательской деятель-ностью?

— Это классное ощущение, когда видишь, что твое дело нужно людям, что клиентов у нас становится больше, что бизнес прибылен и имеет перспективу, — говорит Владимир Пикуленко. — В то же время многое зависит и от общей ситуации в экономике, от уровня покупательской способности, от стабильности правил ведения бизнеса. К примеру, за рубежом банковские ставки за кредит колеблются на уровне 1,5%—2%, повышается она всего на 0,2% — это уже вызывает панику у бизнесменов. У нас же стоимость кредитов значительно выше. Часто меняется и законодательство, касающееся предпринимательской деятельности, — на Западе, к примеру, оно незыблемо с самого начала. Трудностей хватает, но то, что я реализую свое дело, что это получается, вдохновляет меня и нашу команду двигаться дальше.

Ну, а мне подумалось: «Чем больше в нашей стране будет людей с инновационным мышлением, способных претворить свои идеи в реальность, тем больше влияния они будут оказывать и на нашу экономику».