В Могилеве три дня царила «Пиковая дама»

   Жюгжда, О. В Могилеве три дня царила «Пиковая дама» : [беседа с режиссером Гродненского театра кукол О. Жюгждой] / Олег Жюгжда ; беседовала Ирина Торпачева // Могилевская правда. — 2016. — 17 ноября. — С. 15.

<p>17.11.2016</p><br />
<p>В МОГИЛЕВЕ ТРИ ДНЯ ЦАРИЛА «ПИКОВАЯ ДАМА»</p>

Наконецто Олег Жюгжда привез и к нам свой нашумевший спектакль! Знатоки заранее расхватали билеты назавоевавшую море наград и беззаветную любовь публики «Пиковую даму» Гродненского театра кукол. Все нетолько по Пушкину и Чайковскому, но и по Чехову: лаконично, весело, грустно, чертовски вкусно и с меткимпопаданием в ноты зрительских эмоций.

Конечно же мы пообщались с режиссером, поклонниками которого остаемся со времени работы Олега Жюгжды в Могилеве.

— Как вы живете без Могилева?

— Да нормально живу. Так же, как и Могилев без меня.

— Скучали по нам первое время? Мы скучаем по вашим спектаклям!

— Приятно слышать, конечно. Иногда Могилев мне снится…

—Театр?

— Да нет, скорее город. Мы же жили практически в центре, за автовокзалом. Ближайшие улочки исхожены вдоль и поперек. От Подниколья до вокзала. Лариса (Лариса Микулич  — жена режиссера и ведущая актриса в его спектаклях — от ред.) жила здесь 20 лет, а я 15. Кусок жизни!

— Вы переехали в Гродно, как я слышала, из-за проблем с жильем?

— Ну что вы, нет! У нас случился конфликт в театре с вновь назначенным руководством: я с ним не сработался. Но тогда на сборе труппы предпочтение отдали все-таки руководству, которое много обещало. А я никогда никому ничего не обещаю, если не верю в то, что это выполню.

— Что вы взяли из могилевской творческой атмосферы с собой в Гродно?

— Я забрал с собой самую лучшую актрису — там, где есть Лариса, уже может быть театр. Через полгода присоединилась и бывший художник Могилевского кукольного театра Лариса Микина с супругом, они некоторое время искали себя в Москве, но не сложилось. И мы начали все по новой.

Увезли с собой спектакль о Макбете: здесь он «провисал». Стоял вопрос о том, где представить «Макбета» — на фестивале в Виннице или же в Польше. Здешний директор  настаивал на Украине. Уволившись, я сразу же позвонил в Польшу. «Макбет» — мой спектакль. Я сам делал куклы. И с этого спектакля началось наше, если можно так сказать, европейское странствие.

— Какая из ваших работ, которые вы выпустили за прошедшие годы, вам дороже всего?

— Я не могу ответить на этот вопрос. Во все спектакли вложена часть души, они все мои дети, как выбрать один?!

— Жизненная философия, которую вы хотите до нас донести?

— Все просто — нормальные гуманистические человеческие ценности. Любовь, дружба, уважение друг к другу.

— Вы сохранили их в себе?

— Да. Меня вообще никогда не привлекали насилие, скандалы, шум, крик.

— А почему вдруг возникла «Пиковая дама»?

— Да очень странно она как-то возникла… Как-то очень давно смотрел спектакль в Каунасе, в Камерном театре. И меня не устроило решение сцены со старой графиней. Я стал придумывать свое. Думал-думал — и придумался спектакль. Через пару лет мы его буквально за две недели собрали в моем рабочем кабинете.

— Любопытно, а как вы оцениваете работу Игоря Казакова, можно сказать, вашего преемника?

— Игорь — это новое поколение, со своими взглядами на жизнь, со своими ценностями. Когда я сезон работал в Польше, мы искали молодых интересных режиссеров и пригласили его. Игорь поставил «Самый маленький самолет на свете» — в первой редакции, и очень неплохо все прошло. Так что режиссер вашего кукольного театра, имейте в виду, известен в Польше. Я не всегда согласен с тем, что он выбирает, но в нем есть потенциал, есть амбиции, и это здорово, без них в театре нельзя. Сейчас наступает его время. При этом я не говорю, что мое время ушло (смеется)! Он — поколение, которое дышит в затылок,  а значит, заставляет тебя работать, работать и работать.