Ковалевский, Б. От театра до космоса : [беседа с генеральным директором ОАО «Могилевлифтмаш» Б. Ковалевским] / Борис Ковалевский ; беседовала Юлиана Шуплецова // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 22 ноября. — С. 6—7.
Что связывает Могилев и Байконур? Помимо мечты многих мальчишек, родившихся в СССР, стать космонавтом, еще и то, что именно лифты ОАО «Могилевлифтмаш» работали на всем известном ракетно-космическом комплексе. А еще «служили» в Большом театре в Москве, на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, функционируют в Администрации Президента Республики Беларусь, в торговых центрах, больницах и, конечно, в жилых домах. История предприятия началась в 1966 году, когда в соответствии с постановлением Совмина СССР было принято решение о строительстве Могилевского лифтостроительного завода. И уже в апреле 1970-го изготовлены первые три лифта, которые установили в Доме Советов г. Могилева.
Попав на ОАО «Могилевлифтмаш», хочется сразу вспомнить и перефразировать одно из любимых стихотворений советской детворы, написанное Сергеем Михалковым: «Лифты разные нужны, лифты разные важны…», которых за свою 50-летнюю историю (именно эту юбилейную дату отметили на предприятии в октябре текущего года) в Могилеве изготовлено почти 300 тысяч более чем 130-ти моделей.
Кстати, о делах давно минувших лет, которые спустя века краешком задели и «Могилевлифтмаш». Считается, что первый лифт был установлен в 1743 году во дворце французского короля Людовика XV в Версале, чтобы 33-летний король мог, не напрягаясь, подниматься в апартаменты своей фаворитки, расположенные этажом выше. В 1795-м знаменитый Кулибин разработал винтовые «подъемные и спускные кресла» для Зимнего дворца (использовалась физическая сила людей или тягловый скот). Ключевым элементом современного лифта считается автоматический ловитель — устройство, останавливающее лифт в случае обрыва троса. Его изобрел американец Элайша Грейвс Отис, назвавший свой подъемник «безопасным лифтом» и основавший небольшую мастерскую по производству таких машин. А первый электрический лифт уже фирмы «Отис» был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскребов в 1889 году. И именно с «Отис», и сейчас известной в этой области техники, достойно конкурирует сегодня «Могилевлифтмаш».
Теперь вернемся на настоящее предприятие. Этим настоящим уже почти два года руководит Борис КОВАЛЕВСКИЙ, проработавший на «Могилевлифтмаше» более 30 лет. В июле текущего года руководитель холдинга стал лауреатом ежегодного республиканского конкурса «Человек дела» (победа в номинации «За повышение престижа марки «Сделано в Беларуси» в сфере машиностроения). А подниматься по карьерной лестнице молодой специалист начал со ступеньки «электромонтер 5 разряда».
— То есть Вас, Борис Викторович, с производственной точки зрения не проведешь, не скроешь недоработки в отчете, не приукрасишь проблемные моменты? Ведь Вы прошли путь от рабочего до руководителя, знаете завод изнутри.
— Я действительно знаком с производством не понаслышке, поработав на предприятии и электромонтером, и техни-ком-электриком, и инженером-электриком. А начать с рабочей специальности мне «помог» статус молодой семьи, которая хотела как можно быстрее наладить свой быт. Придя на предприятие в апреле 1986 года, мог по образованию пойти сразу в инженеры. Но у электромонтеров зарплата была выше, а мы с супругой только поженились, оба были молодыми специалистами, и денежный вопрос оказался не на последнем месте. Да и работать руками, видя результат своего труда, всегда любил. И хоть от «электрики» в профессии уже давно отошел, а руки, как говорится, все помнят. Дома, на даче по необходимости все делаю сам. Да и стыдно было бы перед женой и сыном вызывать электрика с моим-то профильным образованием.
— Насколько я знаю, Вам удается не только не забывать прикладные электронавыки, но и работать над собой, получая третье высшее образование.
— Учеба всегда давалась мне довольно легко. Восемь классов окончил с отличием. До службы в армии получил специальность «электромонтер» в Минском политехе, позже поступил в Политехнический институт, затем — диплом о высшем экономическом. Теперь вот на втором курсе Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
— Думаю, Вы со мной согласитесь, что учеба — это больше книжные знания, только лишь на которых толковым специалистом не стать. Кому из практических наставников хочется сказать спасибо?
— Когда я пришел на завод, моим учителем стал Виктор Васильевич Марченко. Между прочим, он только в прошлом году ушел на заслуженный отдых, проработав на заводе 37 лет. Виктора Васильевича до сих пор вспоминаю и понимаю, что во многом благодаря ему из меня вышел (по его же мнению) толковый специалист. Именно от него я перенял твердую уверенность в том, что для достижения любой цели нужно учиться, трудиться и двигаться вперед. И желательно делать это одновременно. В 2000 году мне поступило предложение от заместителя генерального директора по коммерческим вопросам, которым в ту пору работал Петр Михайлович Рудник, перейти в службу маркетинга. С его легкой руки быстро вник и втянулся в новый для меня процесс. Очень помогла поддержка Петра Михайловича, который частенько подбадривал меня словами о том, что видит во мне потенциал, коммерческую жилку. Но дальше все зависело от меня, от тех усилий, которые я был готов приложить, чтобы развиваться как специалист.
Честно говоря, мне всегда нравилось что-то состыковывать, приводить «к общему знаменателю» множество вопросов для решения главной задачи. Когда Союза не стало, запчасти к лифтам продолжали поставляться на постсоветское пространство. Приходилось лично колесить по бывшим республикам, пытаясь вернуть заводу деньги за поставленные лифты и комплектующие. Искренне считаю Петра Михайловича настоящим специалистом. За время его работы «Могилевлифтмаш» сильно подрос. Многое было модернизировано, закуплено новое оборудование, у предприятия открылось второе дыхание.
— Переходный период -период неопределенности, когда старое рухнуло, а новое еще не сформировалось. Как вообще обстояли дела на «Могилевлифхмаше» в 90-е?
— В 1990 году мы выпускали около 14 тысяч лифтов, но одной модели в двух вариациях (скорость 1 и 0,63 м/с). Это был госзаказ, завод плыл по течению в завтрашний день, зная, что работой его обеспечат. В 1996 году с развалом СССР наш объем одномоментно упал до 1781 лифта. Выкарабкиваться начали в 97-м. В 2003 году стало понятно: чтобы быть конкурентоспособными на рынке, одного качества недостаточно. Расширили линейку лифтов, и сегодня мы выпускаем 133 базовые модели (от 100 до 6300 кг): пассажирские, грузовые, больничные, специальные, грузопассажирские, коттеджные.
— Наиболее востребованные?
— Конечно же те, которыми оборудуют жилье. Гарантийный срок службы лифта — 25 лет. Сегодня только в Беларуси, по данным Госпромнадзора, у нас из 41 тысячи лифтов 14 тысяч отработали свой срок и требуют замены. А например, в России — 150 тысяч.
Каждый год мы проводим мониторинг востребованности моделей. На базе «Могилевлифтмаша» создан научно-технический центр. Это 95 конструкторов, имеющих хорошую базу как профессиональных знаний, так и оборудования (например, ЗЭ-принтеры и т.д.), благодаря которому существенно сокращаются сроки от проектирования до выхода модели. Наш центр сотрудничает с Объединенным институтом машиностроения Национальной академии наук Беларуси.
— Насколько жесткая конкуренция сегодня в лифто-строении?
— В современных условиях в любой сфере нельзя стоять на месте. Нужно постоянно искать новые рынки, привлекая не только качеством, — а с точки зрения лифтостроения в первую очередь это значит безопасностью, — но и ценовой политикой. Но даже российский рынок, где знают и ценят нашу продукцию, необходимо завоевывать снова и снова. Если, например, в 2010 году в России был 41 производитель лифтов, то сегодня в РФ 185 предприятий нашей отрасли. Однако должен отметить, что если мы несем полную ответственность за свой продукт, так как производим сами комплектующие для сборки лифтов, то в той же России появились маленькие фирмы, которые собирают лифты-«конструкторы», закупая их части там, где дешевле, порой в ущерб безопасности. Мы все помним несчастные случаи с лифтами в России, в которых пострадали и погибли люди. Кстати, сейчас РФ начала возвращаться к государственной приемке качества. Считаю это абсолютно верным, ведь лифт — это продукт повышенной опасности. «Могилевлифтмаш» проходит не только жесткий белорусский контроль, мы также получаем сертификаты соответствия в каждой стране, на рынок которой поставляется наша продукция.
— Более 80% продукции «Могилевлифтмаша» идет на экспорт. Где сегодня пользуются белорусскими лифтами?
— В России,Украине, Казахстане, Молдове, Туркмении, Таджикистане, Венесуэле. В 2014 году 12 лифтов уехали в Кабул (Афганистан), планируем в текущем году продолжить сотрудничество. В мае два лифта отправились в Германию, есть наработки с Румынией и Монголией. В последнем случае процесс идет медленно, так как приходится конкурировать с китайскими производителями, которые выигрывают как минимум географически. Но все предпосылки к сотрудничеству есть. Для Румынии прорабатываем модель усеченного лифта. Получим сертификат и в 2017 году планируем Начать поставки. Есть взаимопонимание с Анголой и Азербайджаном. В смелых планах сотрудничество с Ираном.
— Были ли на вашей памяти спецзаказы: золотые лифты с кнопками из австрийских кристаллов?..
— Понятно, что в чистом золоте лифт мы не делали. Но понимаем, что традиции наших южных партнеров откладывают отпечаток на их вкусы и предпочтения. Поэтому сегодня делаем лифты из нержавейки «под золото», что пользуется спросом на Востоке, который, как известно, дело тонкое. В Дубай поставлена кабина в отделке «золотая паутинка». Европейский же рынок более сдержан, интерьер должен быть «под строгий европейский деловой костюм». А вообще «Могилевлифтмаш» готов к любым запросам — от бюджетных моделей до элитных (панорамные, со стеклянной шахтой и пр.).
— Насколько активно предприятие включено в инновационную деятельность?
— С 2014 года в соответствии с решением Минэкономики Республики Беларусь ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения» преобразовано в холдинг, в состав которого вошли непосредственно сам «Могилевлифтмаш» (в роли управляющей компании холдинга), завод «Ветразь» (Витебская область) и Могилевские «Зенит» и «Электродвигатель». Помимо этого под эгидой холдинга созданы совместные производства с «Нижегородлифтмашем», «Брян-склифтмашем» и «МЛМ Невский лифт». Присоединенный за-кредитованный «Электродвигатель» плюс курсовые разницы значительно повлияли на прибыльную статью «Могилевлифтмаша». В течение 2015 года нами вложено в когда-то процветающий завод «Электродвигатель» более 60 млрд, рублей (здесь и далее неденоминированных — авт.)-Сегодня «Электродвигатель» вышел на положительную рентабельность. Восстановление производства — дело не одного года, но начало положено. В связи с этим на инновации смогли выделить лишь 57 млрд, рублей. Однако уже в текущем году планируем выйти на объем до 114 млрд. И дело не в эфемерном престиже, мол, можем себе позволить. Как только мы перестанем инвестировать деньги в новую продукцию, модельный ряд, техническое перевооружение, нас сразу же обойдут конкуренты. Поэтому для того, чтобы идти наравне или даже быть на голову выше мировых лифтовых производителей, необходимо постоянно держать руку на пульсе современных тенденций и заниматься инновационными разработками.
— Заметила, что на Доске почета «Могилевлифтмаша» люди в должности не выше начальника цеха, отдела. Значит ли это, что мощь предприятия — в работниках, причем отнюдь не кабинетных?
— Администрация важна как направляющий фактор, но без толковой команды специалистов разного уровня, начиная с простых рабочих, лифт не построишь. Наше достояние — наши люди, которых на предприятии работает почти 4,5 тысячи. Мы постепенно омолаживаем коллектив, на данный момент почти четверть наших работников в возрасте до 31 года. Став директором, пришлось вникнуть во все сферы — от конструкторской до кадровой. И здесь я с удивлением обнаружил, что на «Могилевлифтмаше» есть определенный провал в кадровом вопросе. То есть начальник цеха и его зам — пенсионного или предпенсионного возраста, а заменить их, по сути, некем. Как таковой кадровый резерв на предприятии не готовился. За 1,5 года мы набрали молодежь, подготовили людей на местах, чтобы они смогли стать достойной сменой нашим ветеранам. Предприятие тратит достаточно много средств, вкладывая их в обучение, повышение квалификации, переподготовку сотрудников. И это оправданные вложения. Для коммерческих служб ежегодно устраиваем различные тренинги и курсы по искусству продаж. Ведь умение красиво, а главное, грамотно продвигать свою продукцию — один из главных факторов успеха.
— Что из прошлого хотелось бы взять в будущее предприятия?
— Помимо производственного престижа, человечность. Вопреки всему — рыночным отношениям и материальным мерилам счастья. До развала СССР люди были как-то душевнее. Большинство не имело таких обычных сегодня благ, как автомобиль, которыми у нас ежедневно заставлены две огромные парковки. Люди жили скромнее, но дружнее. Теплее относились друг к другу. Вспоминаю 1 мая, 7 ноября, когда люди не считали это «обязаловкой», а наоборот, ждали праздника, шли на парад, потом коллективами собирались. А спортивно-развлекательные мероприятия какие устраивались! Вспоминаю, как «Могилевлифтмаш» регулярно выезжал зимой в лес. Правда, сейчас даже природа в какой-то мере ставит нам палки в колеса, попробуйте снег выловить. А раньше наша столовая подвозила в лес чай, блинчики, булочки. Такие праздники сплачивали людей. Сегодня почти все стремятся по своим «ульям». И я не одинок в таком мнении, многим хотелось бы вернуть ту душевность. Доказывает это и то, что на «Могилевлифтмаше» созданы волейбольная и команда по мини-футболу. Последнюю, к слову, очень уважают коллеги-москвичи и с удовольствием приглашают на дружеские матчи. Кстати, наша команда не единожды занимала призовые места среди команд ЖКХ и лифтостроите-лей. Причем ценят не только за то, что играем хорошо, но и за то, что среди наших игроков нет приглашенных профи, как, например, в некоторых российских командах.
— Каждому человеку время от времени необходима перезагрузка. Как отдыхаете?
— С отдыхом — проблема. Хотя большая, наверное, для моей семьи, чем для меня. Я люблю свою работу. Всегда предпочитаю прийти на завод раньше, чтобы успеть больше. Рабочий день начинается с 8 утра, но не позже 7.30 я уже на предприятии. Приятно, что меня окружают понимающие коллеги. Например, мне уже не нужно говорить водителю, что желательно подъехать раньше. Он знает, что не позднее 7.20 я выхожу из дома. Хотя вот сегодня «выбился из графика» и вышел на 7 минут раньше, а машина уже с 7 утра под окнами, оказывается. Такое интуитивное понимание очень помогает в работе.
По себе знаю, отдых можно считать удачным, если есть хороший результат работы. После трудового дня стремлюсь на дачу, где живем практически круглогодично. Там подпитываюсь у природы: сосновый лес, река. Люблю просто посидеть, послушать соловья, прогуляться по лесу. Не зря же говорят: движение — жизнь. С удовольствием и дровишки поколю, и баньку протоплю. А от физической работы приходит моральное удовлетворение. А еще люблю море, но побывать у «большой соленой воды», увы, получается редко.
— Родные обижаются на недостаток времени у главы семьи?
— Бывает. Но по большей части супруга понимает, так как сама занимает руково-
дящую должность в здравоохранения. Сын недавно женился. И у нас с супругой появилась приятная перспектива стать бабушкой и дедушкой.
— Что для генерального директора холдинга «Могилевлифтмаш» удачный день?
— Это любой день, когда предприятие продолжает работать в штатном режиме благодаря наличию средств на оплату электроэнергии, металла и т.д. А еще — когда подписываю документы на выплату заработной платы, материальной помощи для сотрудников.
Радуют и итоги 9 месяцев 2016 года. Наш объем производства промышленной продукции в фактических ценах увеличился более чем на 36% к аналогичному периоду прошлого года. Запасы, по состоянию на 1 октября, составили 7% среднемесячного объема производства. Доля экспортной составляющей увеличилась до 87,4%. Среднемесячная заработная плата на предприятии 743 рубля, в том числе за сентябрь 890 рублей. Показатель уровня энергосбережения составил «минус» 6,3% при задании «минус» 5,5%.
— По промышленным меркам, 50 лет — юность, когда предприятие уже наработало опыт и профессионализм…
— Несмотря на то, что «Могилевлифтмаш» отметил всего лишь 50-летие создания, на заводе много трудовых династий, общий стаж работы которых составляет более ста лет. Например, семья Казаковых. Старший Казаков ушел в- прошлом году на пенсию, продолжают работать его дочери и зять, получается общий стаж семьи на заводе 111 лет. У семьи Смоляковых — 110 лет. И это не единичные случаи.
А вообще могу сказать, что случайных людей у нас нет, каждый на своем месте. Особую благодарность хочется выразить нашим ветеранам, лифтовикам-первопроходцам, которые посвятили этому всю жизнь. Они возводили завод с нуля, сумели выстоять в непростые времена и создали надежный фундамент для дальнейшего развития предприятия. Сегодня их начинания и традиции достойно продолжает новое поколение машиностроителей.