«Главное, чему учил отец, — остаться собой»

   Турова, Е. «Главное, чему учил отец, — остаться собой» : [встреча с режиссером-аниматором, сценаристом Е. Туровой] / Елена Турова ; записала Елена Новицкая // Днепровская неделя. — 2016. — 16 ноября. — С. 5.

 

В рамках кинонедели «Туровская осень», которая традиционно с 2001 года проходит в последнюю неделю октября  в Могилеве, в кинотеатрах Бобруйска  «Мир» и «Товарищ» прошел ретроспективный показ фильмов знаменитого белорусского кинорежиссера Виктора Турова, приуроченный к 80-летию со дня рождения нашего земляка.  Состоялась и творческая встреча бобруйчан с дочерью Виктора Турова, режиссером-аниматором, сценаристом Еленой Туровой.

Дарить людям эмоции

— Мне повезло, что моя профессия перекликается с тем, что я любила с детского возраста.  Мультфильмы  были главным нашим развлечением и радостью. Тогда транслировались всего две телевизионные программы, и в них мультфильмы шли лишь два-три раза в неделю. Нужно было ждать, когда же наконец начнется это чудо. Бросали любые игры, занятия и бежали смотреть.

Путь в профессию у меня был непростым. После школы закончила  университет, а потом так сложилось, что  попала на киностудию  в студию анимационных фильмов и там всему училась. Со временем сумела внутри себя разделить  две вещи — зрителя и профессионала. И это, я считаю, очень важно. Можно делать очень профессиональные фильмы, но забывать, что их будут смотреть живые люди. Большая беда, когда в тебе умирает зритель, внутренний ребенок. Его нужно холить и лелеять. Надо  смотреть фильм, прежде всего как живой человек,  а потом уже разбирать как профессионал. Ты должен дарить людям эмоции. Ничего не изменилось за много веков, со времен Аристотеля. Мы все так же живем на трех основных эмоциях —  смех, страх и слезы. 

Кино было  его жизнью

— У моего отца, Виктора Турова, была очень насыщенная жизнь, он любил многое. Мне трудно все это привести к одному какому-то знаменателю. Могу сказать, что он был и сильный, и нежный, и увлекающийся. Любил кино — это было его жизнью. Его женщина, друзья, общественная деятельность, путешествия, книги — все это тоже было его жизнью. Можно долго перечислять и трудно выбрать что-то одно, главное. По моим воспоминаниям, воспоминаниям его друзей, коллег, он всегда был очень сильным. Это человек-скала, на которую можно опереться. Конечно же в нем бурлили страсти, были переживания. Он это не часто показывал, но мог взорваться иногда, и тогда  чувствовалось, насколько сильный вулкан там клокочет. Этот вулкан виден и на экране. Сила эмоций, переданная через кинопленку. И еще он был неравнодушным человеком.

Как я профессию выбирала

— Изначально решение, какую профессию выбрать, зародилось бессознательно и, скорее, при помощи  мамы. Так вышло, что отец ушел из нашей семьи,  когда мне было три года. Будучи еще маленькой,  я от мамы услышала такое словосочетание, которое мне даже было трудно выговорить: «режиссер-мультипликатор». Мама считала, что  для женщины такая профессия — это неплохой выбор. Подсознательно я понимала, что это что-то очень клевое. Ведь мультики в детстве для нас были событием. Отмечали галочками в газете время их выхода. 

Папа не мешал, хотя изначально очень отговаривал, потом наблюдал, как я из этой всей истории выберусь. Слава Богу, выбралась, это остается моим любимым делом. Уверена, что генетика папина  повлияла на это сильно. 

Образец  мастерства и… загадка

 — К сожалению, я не росла на съемочной площадке, не видела процесс изнутри, не была студенткой отца. А он выпустил несколько факультетов режиссеров и сценаристов. Но я рассматривала его фильмы, когда сама начала делать какие-то постановки. До сих пор многие его приемы остаются для меня образцом мастерства и даже в каком-то смысле загадкой. В фильмах отца сама жизнь. Важным моментом являются его приемы работы с актерами. У него в кинофильмах актеры живут. Главное требование, которое он выставлял актерам,  чтобы они были самими собой. Этот своего рода афоризм он пронес через свою жизнь. Учил  этому и меня.

Вектор  надежды

— Для меня главное, чтобы в фильмах, даже если они не о веселых вещах,  никогда не было безысходности. Чтобы в них был вектор надежды. Я стараюсь делать это  в своих фильмах и в других кинолентах это ищу. Чтобы даже после какого-то тяжелого  рассказа  мне все равно хотелось жить. Понимать, что жизнь продолжается. Что нужно найти в себе силы, желание, энтузиазм. Потому что есть тенденция, и не только в нашем кино, но и европейском, когда после просмотра фильма   выходишь и понимаешь: какой кошмар, как жить дальше после этого? Я считаю,  что такое кино плохое, даже если оно было жизнерадостное. А может быть фильм  с трагической историей, но в конце есть луч света, и ты понимаешь, что жить надо. Один из моих любимых фильмов «Достучаться до небес», который рассказывает грустную историю двух молодых людей, которые должны уйти из жизни. Тем не менее, этот фильм дарит какой-то свет. И понимание того, что  пока ты живешь — надо жить.

Что нужно  режиссеру сегодня

— Сейчас непростое время, конечно, есть проблемы, и одна из них  — финансирование. Но все равно надо искать способы как-то доносить свое творчество до зрителя. Наша студия, например, никогда не будет иметь каких-то голливудских бюджетов, поэтому не думаю, что стоит вкладывать большие суммы на создание какого-нибудь блокбастера. Ведь если создавать дорогие вещи, то на остальные проекты не остается средств. А риск достаточно велик. Даже в Голливуде запускается много дорогостоящих картин с маститыми режиссерами, сценаристами, актерами, и никто изначально не может дать стопроцентной гарантии успеха фильма, несмотря на все расчеты маркетологов. Думаю, что нам ставку нужно делать на сценарную часть. Мой отец делал установку на то, чтобы попытаться найти в себе именно свой  белорусский язык. Я не могу сейчас ответить, в чем именно этот язык должен выражаться.

 О новом  проекте

— Работаю над анимационным проектом, это волшебная сказка. Ее автор Геннадий Давыдько. Она уже имела несколько воплощений, идет в минском театре, издана как книжка. Мы сделали новую версию, решили показать совершенно с другой стороны, как мюзикл. Подключился замечательный белорусский композитор  Леонид Ширин. Звучат голоса таких звезд, как Тео, Дядя Ваня,  Денис  Дудинский. Как нам кажется, проект может получиться интересным.

Из досье «ДН»:

Кинорежиссер, сценарист, неоднократный лауреат международных кинофестивалей, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, народный артист РБ и СССР Виктор Туров за 37 лет творческой деятельности создал 26 фильмов, которые внесены в золотой фонд белорусского кино и принесли мировую славу отечественному кинематографу.